г. Саратов |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А57-6247/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Астафьевой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик Компания "Кронверк" (410062, г. Саратов, ул. Трофимовская, д. 21, стр. 1, ИНН 6453126436, ОГРН 1136453000375)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 июня 2019 года по делу N А57-6247/2019 (судья Ю.П. Огнищева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик Компания "Кронверк" (410062, г. Саратов, ул. Трофимовская, д. 21, стр. 1, ИНН 6453126436, ОГРН 1136453000375),
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410031, г. Саратов, ул. Вольская, д. 81, ИНН 6450014580, ОГРН 1026402675045),
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик Компания "Кронверк" - Е.В. Родникова, по доверенности от 13.01.2018,
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - К.Ю. Авдеева, по доверенности от 10.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик Компания "Кронверк" (далее - ООО Специализированный застройщик Компания "Кронверк", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Саратовское УФАС России, Управление, административный орган) N 103-18/ов-ш от 07.02.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 6 060 120 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО Специализированный застройщик Компания "Кронверк", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Саратовским УФАС России в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель ООО Специализированный застройщик Компания "Кронверк" в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Саратовского УФАС России в судебном заседании возражала против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решением Саратовского УФАС России от 18.05.2018 по делу N 14-57/ов Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и ООО "Строительная Компания "Кронверк" были признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), запрещающий соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Из статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении установленного в ней запрета является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Указанным выше решением антимонопольного органа были установлены следующие обстоятельства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 64:50:021508:129, представленному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, разрешенным использованием указанного земельного участка на 27.03.2013 являлось "для строительства автосалона".
21.03.2013 Администрацией было вынесено постановление N 1612, согласно которому ООО "Эверест" был предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 64:50:021508:129, площадью 10 000 кв.м., из земель населенных пунктов, разрешенное использование - "для строительства автосалона", с местоположением: г. Энгельс, пр. Химиков - пр. Строителей.
26.03.2013 между Комитетом по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и ООО "Эверест" был заключен договор аренды земельного участка N 10797/1 (далее - договор N 10797/1), предметом которого выступило право аренды на земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 64:50:021508:129, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, пр. Химиков - пр. Строителей (п. 1.1 договора N 10797/1).
Срок аренды указанного земельного участка согласно п. 1.7 договора N 10797/1 - с 21.03.2013 по 20.03.2018.
Согласно п. 1.4 договора N 10797/1 земельный участок предоставляется для использования "для строительства автосалона".
Арендная плата по договору N 10797/1 была установлена в размере 104 629 руб. в квартал; за период с 21.03.2013 по 25.03.2013 арендная плата равнялась 5 733 руб. 10 коп.
При этом, в силу п. 3.1.1 договора N 10797/1, арендодатель (Комитет) имеет право требовать соблюдения арендатором (ООО "Эверест") условий настоящего договора, в т.ч. использования земельного участка в строгом соответствии с его назначением, разрешенным использованием и категорией земель, указанными в пп. 1.1 - 1.2 договора.
Согласно п. 3.3.1 договора N 10797/1, арендатор имеет право использовать земельный участок на условиях, установленных договором.
В соответствии с п. 3.3.2 договора N 10797/1 арендатор (ООО "Эверест") имеет право только с предварительного письменного согласия арендодателя (Комитета) передать свои права и обязанности по договору третьим лицам в пределах срока настоящего договора, в том числе передать право аренды земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив.
Согласно п. 3.4.2 и п. 3.4.4 договора N 10797/1, арендатор (ООО "Эверест") обязан приступить к использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием с момента подписания акта приема-передачи земельного участка; использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
При этом, в силу п. 6.4.1 договора N 10797/1 настоящий договор может быть досрочно расторгнут в судебном порядке по требованию арендодателя (Комитета) при существенном нарушении арендатором (ООО "Эверест") условий договора, в т.ч. при использовании земельного участка с нарушением его целевого назначения, принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Таким образом, в соответствии с условиями договора N 10797/1 земельный участок с кадастровым номером 64:50:021508:129 предполагалось использовать в соответствии с видом его разрешенного использования ("для строительства автосалона"). Возможность изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка условиями договора N 10797/1 не предусмотрено.
15.06.2016 ООО "Эверест" в адрес Комитета было направлено письмо (исх. N 19 от 15.06.2016), согласно которому общество в соответствии с п. 3.3.2 договора N 10797/1 просит согласия Комитета на передачу своих прав и обязанностей по данному договору ООО "Строительная Компания "Кронверк".
17.06.2016 Комитет принял решение (исх. N 01-09/5382) дать согласие ООО "Эверест" на передачу прав и обязанностей по договору N 10797/1 в пределах срока действия указанного договора.
22.06.2016 ООО "Эверест" заключило с ООО "Строительная Компания "Кронверк" договор замены стороны в обязательстве, согласно которому ООО "Строительная Компания "Кронверк" приняло на себя права и обязанности по договору N 10797/1. Уступка прав и обязанностей по настоящему договору являлась возмездной и составила 10 000 руб.
Согласно п. 3 договора замены стороны в обязательстве ООО "Строительная Компания "Кронверк" не вправе менять целевое назначение земельного участка без соответствующего разрешения органов местного самоуправления.
При этом, у ООО "Строительная Компания "Кронверк" возражений относительно условий договора N 10797/1 о целевом использовании земельного участка при заключении вышеуказанного договора замены стороны в обязательства не возникло.
В соответствии с платежным поручением N 2246 от 21.06.2016 ООО "Строительная Компания "Кронверк" перечислило на счет ООО "Эверест" 10 000 руб. за уступку прав и обязанностей по договору замены стороны в обязательстве.
23.06.2016 ООО "Строительная Компания "Кронверк" обратилось в адрес Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:50:021508:129 на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
В соответствии с информацией, представленной Комитетом (исх. N 01-09/8241 от 29.09.2017), письмом от 23.03.2015 N 75/02-03 получено заключение Комитета правового обеспечения Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, где разъясняется, что Администрация не вправе ограничивать физических или юридических лиц в правах, предусмотренных частью 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
27.06.2016 Администрация подала в филиал ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:50:021508:129. Согласно декларации о выбранном виде разрешенного использования земельного участка, являющейся приложением к указанному заявлению, выбранный вид разрешенного использования земельного участка - "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
08.07.2016 ООО "Строительная Компания "Кронверк" обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений в договор N 10797/1 на основании кадастровой выписки N 64/201/2016-455652 от 01.07.2016.
В соответствии с пояснениями ООО "Строительная Компания "Кронверк" (исх. от 05.10.2017), заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:50:021508:129 было подано в целях осуществления строительства в рамках государственной программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Результатом рассмотрения указанного заявления, согласно пояснениям ООО "Строительная Компания "Кронверк", стало заключение 18.07.2016 дополнительного соглашения к договору N 10797/1.
15.07.2016 ООО "Строительная Компания "Кронверк" заключило с Комитетом дополнительное соглашение к договору N 10797/1, в соответствии с которым арендатором по договору N 10797/1 стало ООО Компания "Кронверк".
Согласно кадастровой выписке о земельном участке N 64/201/2016-455652 от 01.07.2016, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 64:50:021508:129 изменилось на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
18.07.2016 ООО "Строительная Компания "Кронверк" заключило с Комитетом дополнительное соглашение к договору N 10797/1, в соответствии с которым был изменен п. 1.4 договора N 10797/1 - земельный участок предоставляется для использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", а также был изменен размер арендной платы на 7 242 руб. 90 коп. в квартал.
Также указанным соглашением от 18.07.2016 были изменены п. 2.1 и п. 2.2 договора N 10797/1 в части изменения размера арендной платы и порядка ее расчетов.
При этом, информация о том, что вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка был изменен в государственном кадастре недвижимости на разрешенное использование "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", была направлена Администрацией в адрес ООО "Строительная Компания "Кронверк" только 21.07.2016 (исх. N 01-10/6623).
22.05.2017 постановлением Администрации N 2290 была утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении следующих земельных участков:
- земельного участка с условным N 64:50:021503:129:ЗУ1 площадью 6253 кв.м.;
- земельного участка с условным N 64:50:021503:129:ЗУ2 площадью 1600 кв.м.;
- земельного участка с условным N 64:50:021503:129:ЗУ3 площадью 321 кв.м.;
- земельного участка с условным N 64:50:021503:129:ЗУ4 площадью 1683 кв.м.,
из земель населенных пунктов с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, просп. Химиков - просп. Строителей, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 64:50:021503:129, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, просп. Химиков - просп. Строителей, в границах территориальной зоны жилой застройки второго типа (Ж-2) для использования в целях: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
Согласно пояснениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (исх. от 30.10.2017), 05.06.2017 на основании заявления ООО "Строительная Компания "Кронверк" в соответствии с постановлением Администрации от 22.05.2017 N 2290 был осуществлен государственный кадастровый учет 4 земельных участков, образованных в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 64:50:021503:129.
13.07.2017 договор N 10797/1 был расторгнут по соглашению сторон.
При этом, в соответствии с информацией, представленной ООО "Строительная Компания "Кронверк" (исх. от 08.11.2017), 14.06.2017 Комитетом с ООО "Строительная Компания "Кронверк" были заключены 5 договоров аренды земельных участков, заключаемых без проведения торгов (N 12354/1, N 12353/1, N 12350/1, N 12351/1 и N 12352/1).
Предметами указанных договоров выступило предоставление ООО "Строительная Компания "Кронверк" в аренду следующих земельных участков:
* земельный участок с кадастровым N 64:50:021508:129, площадью 143 кв.м.;
* земельный участок с кадастровым N 64:50:021508:858, площадью 1600 кв.м.;
* земельный участок с кадастровым N 64:50:021508:855, площадью 6253 кв.м.;
* земельный участок с кадастровым N 64:50:021508:857, площадью 321 кв.м.;
* земельный участок с кадастровым N 64:50:021508:856, площадью 1683 кв.м.
Вышеперечисленные договоры аренды были заключены без проведения торгов на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6, подпункта 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 пунктами 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно информации, представленной ООО "Строительная Компания "Кронверк" (исх. от 08.11.2017), 02.08.2016 Администрацией в адрес ООО "Строительная Компания "Кронверк" было выдано разрешение на строительство N 64-RU64538109-75-2016: наименование объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией: многоэтажные жилые дома по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, прос. Химиков, жилой дом N 4. Объект капитального строительства, входящего в состав имущественного комплекса в соответствии с проектной документацией: участок, площадью 1600 кв.м.
20.07.2017 Администрацией в адрес ООО "Строительная Компания "Кронверк" было выдано разрешение N 64-RU64538109-25-2017 на ввод в эксплуатацию построенного многоэтажного жилого дома по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, прос. Химиков, жилой дом N 4.
Также 02.08.2016 Администрацией в адрес ООО "Строительная Компания "Кронверк" было выдано разрешение на строительство N 64-RU64538109-74-2016: наименование объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией: многоэтажные жилые дома по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, прос. Химиков, жилой дом N 2. Объект капитального строительства, входящего в состав имущественного комплекса в соответствии с проектной документацией: участок, площадью 6253 кв.м.
20.07.2017 Администрацией в адрес ООО "Строительная Компания "Кронверк" было выдано разрешение N 64-RU64538109-26-2017 на ввод в эксплуатацию построенного многоэтажного жилого дома по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, прос. Химиков, жилой дом N 2.
ООО "Строительная Компания "Кронверк" были представлены муниципальные контракты (N 53, N 52, N 87, N 50, N 51, N 85, N 55, N 53) участия в долевом строительстве многоэтажного жилого дома с последующей передачей жилых помещений (квартир) в собственность Энгельсского муниципального района для переселения жителей из многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, от 02.09.2016, заключенные ООО Компания "Кронверк" с МКУ "Энгельсская недвижимость". Наименования строящихся объектов, согласно указанным муниципальным контрактам: многоэтажные жилы дома по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, просп. Химиков, дом 2 и многоэтажные жилы дома по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, просп. Химиков, дом 4.
В силу пункта 1 статьи 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
Таким образом, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для целей жилищного строительства может быть приобретен исключительно на торгах.
Приобретение прав на земельный участок в ином порядке (путем подписания дополнительных соглашений, изменяющих цель предоставления участка, вид разрешенного использования) законодательством не предусмотрено.
Нахождение земельного участка, переданного в аренду, в зоне застройки многоэтажными жилыми домами само по себе не означает, что любое лицо, получившее участок в аренду с одним видом разрешенного использования может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования изменить его и использовать по своему усмотрению.
Произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора, изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что предоставление возможности осуществления жилищного строительства на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, хозяйствующему субъекту в нарушение установленной федеральным земельным законодательством процедуры (без проведения торгов) создает необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых ООО Специализированный застройщик Компания "Кронверк" было поставлено в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления жилищного строительства на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, нежели другие хозяйствующие субъекты.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Изменение условий договора аренды в указанной части без проведения аукциона противоречит положениям статьи 615 ГК РФ, статьи 30.1 ЗК РФ, является, по сути, схемой, в соответствии с которой застройщики экономят финансовые средства при покупке или земельных участков, или права на заключение договора аренды, а бюджет соответствующего уровня эти средства не дополучает.
Действия ООО Компания "Кронверк" по обращению в адрес Администрации с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:50:021508:129, по обращению в адрес Комитета с заявлением о внесении изменений в договор N 10797/1 в части изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка, а также по осуществлению строительства многоэтажных жилых домов на территории данного земельного участка не были самостоятельными или случайными, а являлись следствием заключения и участия в антиконкурентном соглашении, направленном на фактическом предоставлении ООО Компания "Кронверк" земельного участка для строительства многоквартирного дома в нарушение требований действующего законодательства без проведения торгов, что могло привести к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок жилищного строительства.
Указанные обстоятельства фактически позволили ООО Компания "Кронверк" получить в аренду без проведения торгов земельный участок площадью 10 000 кв.м., с видом разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", заплатив ООО "Эверест" за передачу прав и обязанностей по договору N 10797/1 10 000 руб.
Факт участия ООО Специализированный застройщик Компания "Кронверк" в антиконкурентном соглашении установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2018 по делу N А57-12259/2018, которым признано законным решение Саратовского УФАС России от 18.05.2018 по делу N 14-57/ов.
Таким образом, ООО Специализированный застройщик Компания "Кронверк", заключив соглашение, заключение и участие в котором привели к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок жилищного строительства совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена часть 4 статьи 14.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Согласно пункту 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного 14.32 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
По данным, представленным ООО Компания "Кронверк":
- совокупная сумма выручки за 2016 год составила 649 478 руб. 00 коп.
- сумма выручки от реализации товара (работы, услуги) в 2016 году на рынке
жилищного строительства составила 550 920 тыс. руб. 00 коп.
В данном случае сумма выручки от реализации товара (550 920 тыс. руб.) превышает 75 процентов от совокупной суммы выручки (649 478 тыс. руб.).
Таким образом, в силу части 4 статьи 14.32 КоАП РФ штраф для ООО Специализированный застройщик Компания "Кронверк" должен составить от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.
С учетом пункта 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ сумма штрафа для ООО Специализированный застройщик Компания "Кронверк" составляет 6 060 120 руб. 00 коп.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.
Основания для применения Положений постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении размера административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, судом не установлены.
Довод заявителя апелляционной жалобы о значительности суммы штрафа, о том, что общество является одним из застройщиков на территории Саратовской области и все иные приведенные в ходе судебного разбирательства доводы, судом рассмотрены, и обоснованно не приняты в качестве обстоятельств, служащих основанием для уменьшения размера штрафа.
Снижение размера штрафа является правом, а не обязанностью суда.
При этом решение вопроса об исключительности в каждом конкретном случае является категорией оценочной и должно соотноситься с характером и степенью общественной опасности совершенного правонарушения, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Действия ООО Специализированный застройщик Компания "Кронверк" создают существенную грозу охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, указанные действия нарушают права неопределенного круга лиц на участие в торгах в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Допущенное ООО Специализированный застройщик Компания "Кронверк" правонарушение посягает на интересы общества и государства. Государственный контроль за соблюдением запрета на заключение ограничивающего конкуренцию соглашения и участие в нем направлен на обеспечение хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности и пресечение ограничения конкуренции.
Объектом противоправного посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере конкуренции.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО Компания "Кронверк" к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований и ограничений, предъявляемых к нему законодательством о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание характер допущенных обществом правонарушений и степень их общественной опасности, считает назначенное наказание справедливым и соразмерным содеянному и не усматривает, что определенная обществу мера ответственности служит в данном случае инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Обстоятельств тяжелого финансового положения заявителя не установлено. Соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
Сам по себе значительный размер штрафа не может являться основанием для уменьшения размера административного штрафа без учета обстоятельств совершенного административного правонарушения.
Перечисленные в части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ обстоятельства должны учитываться судом в совокупности.
В данном случае, с учетом имеющихся в деле доказательств, оснований для снижения размера назначенного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.
Наказание назначено обществу в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 июня 2019 года по делу N А57-6247/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.