г. Чита |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А19-22785/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Капустиной Л.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Татаркиной К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2019 года по делу N А19-22785/2018
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания Спектр" (ОГРН 1153850042940, ИНН 3805728694, адреса: 665685, Иркутская область, район Нижнеилимский, рабочий поселок Новая Игирма, квартал 3-й, дом 31) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, адрес: 664027, Иркутская область, город Иркутск, улица Ленина, 1 А) о взыскании 3 117 340 руб. 33 коп. (суд первой инстанции: С.Ю. Ибрагимова),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания Спектр" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточенным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании 3 117 340 руб. 33 коп. - убытков.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2019 года исковые требования удовлетворены частично.
С Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания спектр" 1 788 481 руб. 41 коп. - убытков, в остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не в полной мере исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела; Министерство финансов Иркутской области является ненадлежащим ответчиком по делу; истцом не доказано наличие убытков.
В связи с заменой в составе суда на судью Юдина С.И. судьи Скажутиной Е.Н., с участием которой рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 06 августа 2019 года начато сначала на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца, третьего лица поступили возражение и отзыв на апелляционную жалобу, в которых они просили в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь частью 3, 5 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания Спектр" к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании убытков.
Как установил суд первой инстанции и следует из дела, МУП "УК Спектр" было создано на основании постановления Новоигирминского городского поселения N 487 от 01.10.2015 в связи с чрезвычайной ситуацией, угрозой срыва прохождения отопительного сезона, а также в целях выполнения работ в сфере ЖКХ, содержания автомобильных дорог, вывоза бытовых отходов, содержания котельных и поставки тепловой энергии.
Между администрацией Новоигирминского городского поселения (администрация) и муниципальным унитарным предприятием "Управляющая компания спектр" (предприятие) заключены договоры N 78- ХВ/10-15 от 23.10.2015, N 80-ХВ/10-15 от 23.10.2015 о закреплении муниципального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения объекта теплоснабжения.
Предметами указанных договоров является муниципальное имущество, здание котельной, назначение: нежилое, 1-5 этажный, общая площадь 2069,9 кв.м., инв.N 25:226:001:200622160, лит. А, с кадастровым номером 38-38-06/001/2009-304, адрес объекта: Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Новая Игирма, квартал 3, д.39; здание котельной, назначение: нежилое, 1-3 этажный, общая площадь 297,2 кв.м., инв.N 25:226:001:200622170, лит. А, с кадастровым номером 38-38-06/001/2009-307, адрес объекта: Иркутская область, Нижнеилимский район, р. п. Новая Игирма, ул. Пионерская, д.33, которое передается предприятию для организации производства и бесперебойной передачи тепловой энергии, эксплуатации и обслуживание отопительной инфраструктуры Новоигирминского городского поселения.
По актам приема-передачи к договорам N 78-ХВ/10-15 от 23.10.2015, N 80- ХВ/10-15 от 23.10.2015 указанное муниципальное недвижимое имущество было передано предприятию.
23.10.2015 г. также между администрацией Новоигирминского городского поселения (администрация) и муниципальным унитарным предприятием "Управляющая компания спектр" (предприятие) заключены договоры N 79- ХВ/10-15 от 23.10.2015, N 81-ХВ/10-15 от 23.10.2015 о закреплении муниципального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения.
По условиям договоров администрация за предприятием закрепляет на праве хозяйственного ведения следующее недвижимое имущество: тепловые сети, протяженностью 4,754 км., расположенные по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, р. п. Новая Игирма, 1,2,3 квартал и ул. С.Бархатова; тепловые сети, протяженностью 1,826 км., расположенные по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, р. п. Новая Игирма, ул. Пионерская, ул. Новоселов; с целью передачи тепловой энергии, теплоносителя от источника тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Истец оказывал потребителям Новоигирминского городского поселения услуги по теплоснабжению с 23.10.2015 г. по 31.05.2016 потребителей п. Новая Игирма Нижнеилимского района Иркутской области категории население и выставляло счета по цене 1086,92 руб./Гкал в отношении отопления.
Поскольку в период с 23.10.2015 (начало отопительного сезона) по 01.06.2016 (введение в действие тарифов на тепловую энергию) истец оказывал услуги по теплоснабжению населению в отсутствие установленных в законном порядке тарифов, субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения (межтарифная разница) ему не предоставлялись.
Вместе с тем установление экономически обоснованных тарифов для истца позднее спорного периода не свидетельствует о невозможности Иркутской области исполнить обязанность по возмещению фактически понесенных потерь в период, предшествующий установлению тарифа, и эта обязанность обусловлена самим фактом осуществления МУП "УК Спектр" регулируемой деятельности.
Для возмещения убытков истец обратился в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из обоснованности требований истца к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области в размере 1 788 481 руб. 41 коп.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и доказательствам.
Довод жалобы ответчика о том, что Иркутская область в лице Министерства финансов по Иркутской области является ненадлежащим ответчиком, судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
Предметом исковых требований МУП "УК Спектр" явилось взыскание убытков, возникших в результате оказания услуг теплоснабжения на территории Новоигримского городского поселения, когда Службой по тарифам Иркутской области экономически обоснованные тарифы для МУП "УК Спектр" установлены не были.
Предоставление недополученных доходов осуществляется министерством в соответствии с Положением о предоставлении субсидий за счёт средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утверждённым постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 года N 439-пп (далее - Положение).
Недополученные доходы, предусмотренные пунктом 1 настоящего Положения, определяются как произведение объема предоставленных населению коммунальных услуг на разницу между установленными для юридического лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуального предпринимателя тарифами на коммунальные услуги и установленными тарифами на соответствующие коммунальные услуги для населения (далее - недополученные доходы) пунктом 2 Постановления Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 года.
Соответственно, выпадающие доходы в рамках Постановления Правительства N 439-пп не могли быть компенсированы, поскольку тариф для МУП "УК Спектр" на услуги не был установлен, и невозможно без тарифа определить размер недополученных доходов.
Таким образом, Министерство финансов Иркутской области является надлежащем ответчиком в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, которое возмещает вред за счет казны субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 22 Постановления Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120-пп "О министерстве финансов Иркутской области" министерство финансов Иркутской области осуществляет представление интересов областной казны в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах.
Арбитражная практика, на которую ссылается Министерство финансов Иркутской области, содержит не схожие обстоятельства с рассматриваемым делом, поскольку для истцов в ней были установлены тарифы на оказываемые услуги.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о судебной ошибке и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, для чего не имеется достаточных оснований, заявлялись в суде первой инстанции и им в соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка в решении, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2019 года по делу N А19-22785/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22785/2018
Истец: Тугаринова Неля Николаевна
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Третье лицо: Администрация Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, Служба по тарифам Иркутской области