г. Вологда |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А05-225/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 августа 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" Богачева Н.А. по доверенности от 29.07.2019, от государственного автономного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический кожно-венерологический диспансер" Корельской Н.В. по доверенности от 04.03.2019, от Министерства здравоохранения Архангельской области Коробейникова Д.Е. по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 мая 2019 года по делу N А05-225/2019 (судья Шапран Е.Б.)
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1022900515021, ИНН 2901108405; адрес: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 115, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к государственному автономному учреждению здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический кожно-венерологический диспансер" (ОГРН 1022900546701, ИНН 2901036278; адрес: 163000, город Архангельск, проезд Сибиряковцев, дом 2, корпус 1, далее - диспансер) о признании недействительным договора от 01.01.2018 N 38/2018 в части возмездности оказания услуг по проведению исследований на ВИЧ-инфекцию - п. 4.75 Приложения N 1 и применении последствий его недействительности в виде взыскания 45 573 руб., уплаченных по договору, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Архангельской области (далее - министерство), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области (далее - фонд), Федерального медико-биологического агентства (далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 мая 2019 года в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неприменение судом положений Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (далее - Закон N 38-ФЗ), полагает, что не должно нести расходы по оплате спорных мероприятий и считает, что учреждение принудили заключить спорную сделку на возмездных условиях.
Диспансер в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции, с доводами в ней изложенными не согласились, считают решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Ссылаются на то, что договор на проведение лабораторных исследований заключен на не противоречащих законодательству условиях с соблюдением принципа свободы договора. Кроме того, указали, что источником финансового обеспечения спорных обследований являются средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). На основании оспариваемого договора диспансер проводил за плату исследование поступившего от учреждения биологического материала на ВИЧ-инфекцию в случаях, если направление на такое исследование давалось при заболеваниях и состояниях, включенных в программу ОМС, в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и по клиническим показаниям. Учитывая, что затраты на проведение исследований в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и по клиническим показаниям включены в структуру тарифа ОМС, их проведение должно осуществляться для учреждения за плату.
Представитель министерства в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению. Полностью поддерживает позицию диспансера, изложенную в отзыве на жалобу.
Фонд и агентство надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей учреждения, диспансера и министерства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между учреждением (заказчиком) и диспансером (исполнителем) заключен договор от 01.01.2018 N 38/2018 на проведение лабораторных исследований (далее - договор).
Согласно условиям договора исполнитель обязался провести лабораторные исследования биологического материала, взятого заказчиком у населения, в соответствии с действующим прейскурантом на платные услуги, оказываемые исполнителем (Приложение N 1), а заказчик принял на себя обязательство по оплате лабораторных исследований (медицинских услуг).
В пункте 2.2 договора предусмотрено, что заказчик оплачивает оказанные медицинские услуги по тарифам, указанным в Приложении N 1 к договору.
В Приложении N 1 к договору приведена Выписка из прейскуранта на платные услуги, оказываемые диспансером, с указанием наименования лабораторного исследования, кода услуги и стоимости исследования, в том числе в пункте 4.75 указано на проведение обследования на ВИЧ инфекцию.
В рамках заключенного договора учреждение направляло в диспансер биологический материал (кровь) на проведение обследования на ВИЧ-инфекцию. В направлениях помимо сведений о пациенте (фамилия, имя, отчество, год рождения) учреждение указывало код обследуемого контингента: 109 - беременные, 113 - обследованные по клиническим показаниям, 118 - прочие (обследуемые добровольно и без наличия клинических показаний).
За исследование материала, в направлениях с которыми были указаны коды 109 и 113, диспансер в январе - марте 2018 года выставил учреждению счета на общую сумму 45 573 руб. Таких исследований было проведено диспансером в спорный период 491. Диспансер, выставив счет на оплату указанных исследований, исходил из того, что денежные средства за исследование материалов пациентов, имеющих коды 109 и 113, подлежат возмещению учреждению из средств ОМС. Оплата денежных средств произведена учреждением по платежным поручениям от 06.04.2018 N 338122 и от 19.04.2018 N 475830.
При исследовании полученного от учреждения материала, в направлениях к которым был проставлен код 118, диспансер счет на оплату за исследование материала не выставлял, считая, что финансовое обеспечение на такие исследования выделяется диспансеру в рамках государственного задания (из средств субъекта - Архангельской области). Таких исследований материала, поступившего от учреждения в январе - марте 2018 года, проведено 851.
Вместе с тем, по мнению учреждения, исследование крови на ВИЧ-инфекцию должно проводиться диспансером безвозмездно, условие заключенного сторонами договора не соответствует порядку финансового обеспечения, поскольку диспансер, учредителем которого является Архангельская область в лице министерства здравоохранения Архангельской области, является специализированной организацией, созданной в целях оказания помощи населению Архангельской области при заболеваниях, вызываемых ВИЧ-инфекцией, в том числе на стадии её диагностики. Лабораторные исследования должны проводиться диспансером на безвозмездной основе.
В этой связи учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 38-ФЗ медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях и включает в себя, в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 7 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно.
Согласно статье 6 Закона N 38-ФЗ финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими и иными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями муниципальной системы здравоохранения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований.
Из вышеуказанных положений Закона N 38-ФЗ следует, что бесплатно медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию проводится для граждан Российской Федерации в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. Лабораторные исследования на ВИЧ-инфекцию проводятся организациями, имеющими на это соответствующую лицензию.
Статья 6 Закона N 38-ФЗ определяет источник финансирования мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в зависимости от того, какой уровень государственных органов (федеральный или субъектовый) является собственником соответствующего учреждения здравоохранения.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Программа), утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492.
Указанная программа устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Согласно разделу 1 Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее - соответственно территориальная программа обязательного медицинского страхования, территориальная программа).
В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются, в частности, первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная. Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах.
Постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.217 N 607-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В пункте 5 Территориальной программы предусмотрено, что при оказании первичной медико-санитарной помощи лечащий врач определяет показания и объемы диагностических и лечебных мероприятий для пациентов с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и на основе стандартов лечения.
Лабораторные, диагностические и инструментальные исследования проводятся пациенту при наличии медицинских показаний по направлению лечащего врача по месту оказания первичной медико-санитарной помощи.
При наличии медицинских показаний и в случае невозможности проведения лабораторных, диагностических и инструментальных исследований в медицинской организации по месту оказания первичной медико-санитарной помощи администрация медицинского учреждения обязана организовать проведение лабораторных, диагностических и инструментальных исследований пациенту бесплатно в соответствии с Территориальной программой в медицинских организациях, оказывающих данные услуги.
Согласно пункту 2.2. Устава диспансер осуществляет следующие основные виды деятельности, финансируемые за счет средств областного бюджета: 1) первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, 2) специализированная (за исключением высокотехнологичной) медицинская помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования.
В пункте 2.3 Устава диспансера предусмотрено, что для достижения уставных целей диспансер осуществляет виды деятельности, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области, в том числе 1) первичная медико-санитарная помощь, 2) специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь.
В соответствии со статьей 82 Закона N 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
В части 1 статьи 83 Закона N 323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет:
1) средств обязательного медицинского страхования;
2) бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования);
3) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 указанной статьи источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Из положений части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования),
Таким образом, для граждан в рамках оказания медицинской помощи спорные исследования проводятся бесплатно, тогда как для учреждения, не имеющего соответствующей лицензии, и заключившего спорный договор с диспансером, источником финансового обеспечения по кодам контингентов обследованных 109 и 113 являются средства ОМС. При этом из указанных выше положений не следует, что диспансер обязан оказывать учреждению услуги по проведению лабораторных исследований на ВИЧ-инфекцию на безвозмездной основе.
В данном случае, учреждение в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи может возмещать за счет средств ОМС свои расходы на оплату стоимости лабораторных исследований на ВИЧ-инфекцию, проведенные диспансером, которые включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 2 статьи 779 ГК РФ предусмотрено, что правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных услуг.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В пункте 3 статьи 423 ГК РФ предусмотрено, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
С учетом приведенных норма суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что гражданско-правовой договор, заключаемый между юридическими лицами, в силу норм гражданского законодательства, предполагается возмездным. Иное должно прямо следовать из закона, иных правовых актов или быть обусловлено содержанием и существом договора (например, договор безвозмездного пользования (ссуды).
Нормы законодательства, на которые ссылается учреждение, не предусматривают безвозмездность договоров, заключаемых между медицинскими учреждениями.
В данном случае, несогласие учреждения с тем, что спорные исследования проводятся диспансером за плату в связи с наличием финансовых источников из которых осуществляется возмещение расходов учреждения, не свидетельствует о недействительности заключенного сторонами договора оказания услуг, который в силу норм гражданского законодательства для сторон договора предполагается возмездным. При этом источник финансирования и возмещения учреждению затрат на оплату оказанных диспансером услуг не влияет и не обусловливает безвозмездный характер договора для его сторон.
Ссылки подателя жалобы на пункты 1 и 2 статьи 168 и пункт 3 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняются апелляционной инстанцией, поскольку учреждением не приведены доводы, свидетельствующие о том, что возмездный характер заключенного с диспансером договора возмездного оказания услуг в части платности исследований, проводимых на ВИЧ-инфекцию, посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, либо противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства (договоров возмездного оказания услуг). Основания для вывода, что спорная сделка заключена на крайне невыгодных для учреждения условиях и вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем воспользовался диспансер, также отсутствуют. Платность оказываемых услуг таким условием не является.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал учреждению в удовлетворении заявленных им требований.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 мая 2019 года по делу N А05-225/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-225/2019
Истец: ФГБУЗ "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства"
Ответчик: Государственное автономное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический кожно-венерологический диспансер"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Архангельской области, Территориальный фонд ОМС Архангельской области, Федеральное медико-биологическое агентство
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14435/19
12.08.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6438/19
21.05.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-225/19
20.05.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-225/19