г. Тула |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А54-53/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2019 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьёвой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской от 23.04.2019 по делу N А54-53/2019 (судья Шишков Ю. М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Гермес" (г. Рязань, ОГРН 1096230002505, ИНН 6230067466) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046213016409, ИНН 6230012932), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Доширак Рус" (г. Москва, ОГРН 1107746736822, ИНН 7729663418) о признании незаконными действий по направлению письма от 22.10.2018 N 2.6-04/13843;
при участии в заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области: Кабанова М.П. (доверенность от 10.12.2018 N 2.2-10/16805),
от общества с ограниченной ответственностью "Компания Гермес": не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Гермес" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (далее - инспекция) о признании незаконными действий по направлению письма от 22.10.2018 N 2.6-04/13843 далее - письмо).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.04.2019 действия инспекции по направлению письма признаны незаконными.
Не согласившись с вынесенным решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции инспекция ссылается на то, что направленное в адрес ООО "Доширак Рус" письмо не преследовало цели подрыва деловой репутации общества, не являлось вмешательством во взаимоотношения между обществом и ООО "Доширак Рус", а имело лишь предупредительный характер, с возможным пересмотром взаимоотношений между партнерами и последующим исключением налоговых рисков.
Общество отзыв на жалобу суду не представило.
Проверив в порядке, установленном ст.ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, между обществом и ООО "Доширак Рус" заключен договор от 01.02.2013 N 011 на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Письмом инспекция уведомила ООО "Доширак Рус" о том, что:
- в ходе мероприятий налогового контроля, проводимых инспекцией в отношении общества, установлены взаимоотношения с контрагентами, осуществляющими сомнительные финансовые операции и относящимися к налогоплательщикам с высоким уровнем "налогового риска";
- в отношении деклараций по НДС, представленных ООО "Доширак Рус", установлено наличие признаков налоговых рисков, в части возможного неправомерного применения налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам, составленным от имени общества;
- ООО "Доширак Рус" следует провести анализ налоговых вычетов, отраженных в декларациях по НДС, в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы (отражения вычетов), учитывая нормы НК РФ и судебную практику, а также рассмотреть вопрос об исключении финансово-хозяйственных взаимоотношений с обществом, так как в случае продолжения взаимоотношений с обществом, это может быть расценено как согласованность действий для получения необоснованной налоговой выгоды с целью неуплаты НДС.
Не согласившись с указанными действиями инспекции, общество обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Рязанской области (далее - управление).
Письмом от 16.11.2018 N 2.3-26/17708 управление указало на информационный характер письма инспекции и не усмотрело в ее действиях превышения должностных полномочий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны права и законные интересы которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием).
В соответствии с Положением о ФНС России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение) Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п. 9.8 Положения ФНС России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и Министерства финансов РФ издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной налоговой службы.
Права налоговых органов установлены ст. 31 НК РФ, которая не предусматривает право налоговых органов вмешиваться в хозяйственные отношения субъектов предпринимательской деятельности.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельной и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что данная правовая позиция в полной мере относится и к налоговому контролю; налоговые органы не вправе вмешиваться в хозяйственные отношения между сторонами сделки, поскольку это сфера гражданско-правовых отношений.
Из письма следует, что инспекция, вторгаясь в хозяйственные отношения между обществом и ООО "Доширак Рус", просит последнего рассмотреть вопрос о прекращении взаимоотношений с обществом; обстоятельства, изложенные в отношении контрагентов общества, не были зафиксированы в соответствующем решении, принятым по результатам проверки.
При таких обстоятельствах, инспекция вышла за пределы своих прав, предоставленных ст. 31 НК РФ, направив ООО "Доширак Рус" письмо о наличии признаков недобросовестности общества и предложив ООО "Доширак Рус" прекратить хозяйственные отношения с обществом.
Довод апеллянта о недоказанности факта нарушения письмом прав и законных интересов общества несостоятелен, поскольку сам факт направления письма ООО "Доширак Рус" с указанием признаков недобросовестности общества свидетельствует о причинении ущерба деловой репутации последнего.
Более того, апелляционная коллегия отмечает, что презумпция добросовестности и невиновности налогоплательщика закреплена в ч. 6 ст. 108 НК РФ, а согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Факт получения обществом необоснованной налоговой выгоды от взаимоотношений с контрагентами, осуществляющими сомнительные финансовые операции и относящимися к налогоплательщикам с высоким уровнем "налогового риска", в установленном законом порядке не установлен.
Таким образом, изложенное в письме не соответствует действительности и нарушает установленную налоговым законодательством презумпцию невиновности налогоплательщика, что не может не нарушать прав и законных интересов общества.
С учетом изложенного, арбитражный суд области обоснованно удовлетворил требования общества.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.04.2019 по делу N А54-53/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-53/2019
Истец: ООО "КОМПАНИЯ ГЕРМЕС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 3 ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Доширак Рус"