город Воронеж |
|
08 августа 2019 г. |
Дело N А48-8867/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Поротикова А.И.,
Щербатых Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.А.,
при участии:
от Управления по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области: Кузнецова В.Н., представителя по доверенности N 5 от 06.05.2019, выданной сроком на один год;
от Администрации Мценского района Орловской области: Стребковой Д.Ю., представителя по доверенности N 13-492 от 13.05.2019, выданной сроком на один год;
от Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства": Абалихиной О.Н., представителя по доверенности N 21 от 18.02.2019, выданной сроком на один год;
от индивидуального предпринимателя Филимонова Вячеслава Владимировича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Отдела дорожного хозяйства и транспорта Администрации Мценского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области (ОГРН 1025702656044, ИНН 5717020024), Администрации Мценского района Орловской области (ОГРН 1025702656121) на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.04.2019 по делу N А48-8867/2018 (судья Карасев В.В.) по иску Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1025700789047) к Администрации Мценского района Орловской области (ОГРН 1025702656121), индивидуальному предпринимателю Филимонову Вячеславу Владимировичу (ОГРНИП 304570316200194), Отделу дорожного хозяйства и транспорта Администрации Мценского района Орловской области (ОГРН 1125744000690, ИНН 5717003685), Управлению по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области (ИНН 5717020024) о признании отсутствующим зарегистрированного обременения в виде аренды на земельный участок КН 57:11:0020301:658 (в состав которого входят земельные участки КН 57:11:0020301:868, КН 57:11:0020301:870, КН 57:11:0020301:869), зарегистрированное за индивидуальным предпринимателем Филимоновым Вячеславом Владимировичем; о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности за Муниципальным образованием Мценский район Орловской области на земельный участок с кадастровым номером 57:11:0020301:875, площадью 481 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Орловская область, Мценский район, с/п Отрадинское, на юг от с. Отрадинское и права постоянного (бессрочного) пользования на этот же земельный участок, зарегистрированное за Отделом дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района Орловской области,
при участии в деле третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Орловской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" (далее - истец, ФКУ Упрдор Москва-Харьков) первоначально обратилось в Арбитражный суд Орловской области к Администрации Мценского района Орловской области, Индивидуальному предпринимателю Филимонову Вячеславу Владимировичу (далее - ИП Филимонов В.В.) о признании отсутствующим зарегистрированного за ИП Филимоновым В.В. обременения в виде аренды на земельный участок кадастровый номер 57:11:0020301:658 (в состав которого входят земельные участки кадастровый номер 57:11:0020301:868, кадастровый номер 57:11:0020301:870, кадастровый номер 57:11:0020301:869).
Также ФКУ Упрдор Москва-Харьков обратилось в Арбитражный суд Орловской области к 1) Администрации Мценского района; 2) Отделу дорожного хозяйства и транспорта Администрации Мценского района о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности за Муниципальным образованием Мценский район Орловской области на земельный участок с кадастровым номером 57:11:0020301:875, площадью 481 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Орловская область, Мценский район, с/п Отрадинское, на юг от с. Отрадинское и право постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок, зарегистрированное за Отделом дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района.
Производство по делу возбуждено, принято к производству, присвоен номер дела N А48-8759/2018.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 21.11.2018 дела N А48- 8867/2018 и N А48-8759/2018 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, с присвоением номера N А48-8867/2018.
Определением суда области к участию в качестве соответчика привлечено Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Орловской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.04.2019 исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неполное выяснение всех существенных обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области, Администрация Мценского района Орловской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просили решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В настоящее судебное заседание явились представители истца и заявителей жалоб, иные лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционные жалобы были рассмотрены в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области, Администрация Мценского района Орловской области поддержали доводы своих апелляционных жалоб, полагая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно при неполном выяснении обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФКУ Упрдор Москва-Харьков возражал против доводов апелляционных жалоб, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ был объявлен перерыв до 01.08.2017.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав имеющиеся доказательства, оценив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителей сторон, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится автомобильная дорога общего пользования федерального назначения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгородграница с Украиной, протяженностью 12455 м, адрес места нахождения Орловская область, Мценский район, автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с Украиной (км 329+420 - км 341+650) КН 57 00 0000000 181, а также земельный участок под ней, с кадастровым номером 57:11:0000000:78, категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование размещение и эксплуатация автомобильных дорог, площадью 2 440 299 кв.м, адрес объекта: Орловская область, Мценский район, Автомобильная магистраль М-2 "Крым". Согласно выписке из ЕГРН, год ввода объекта в эксплуатацию объекта -1949 год.
Вышеназванная автомобильная дорога закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор Москва-Харьков.
Приказом Министерства транспорта РФ N 1 от 10.01.1995 была создана Федеральная дирекция автомобильной дороги Москва-Харьков. Приказом Российского дорожного агентства N 158 от 22.10.1999 было произведено переименование Федеральной дирекции автомобильной дороги Москва-Харьков в государственное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков". Приказом Федерального дорожного агентства N ВБ-30 от 24.08.2004 были внесены изменения в учредительные документы ГУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков" и приведены в соответствие с действующим законодательством. А также Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2004 N 1731-р был утвержден перечень Федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства, в том числе и ГУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" (г. Орел).
Согласно приказу Федерального дорожного агентства N 131 от 14.09.2006 в целях приведения устава Государственного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" в соответствии с законодательством была утверждена новая редакция устава Федерального государственного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства".
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 317-р было создано Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" (г. Орел). В связи с этим, Приказом Федерального дорожного агентства N 93 от 01.06.2011 был утвержден устав Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства". Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор Москва-Харьков) функционирует с указанным наименованием до настоящего времени.
В пункте 3.2 Устава установлено, что предметом деятельности ФКУ Упрдор Москва-Харьков является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления.
Для достижения целей и реализации предмета деятельности ФКУ Упрдор Москва-Харьков выполняет ряд функций, в том числе: осуществление в установленном порядке проведения комплекса мероприятий по государственной регистрации права оперативного управления и права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги общего пользования федерального значения, а также права постоянного (бессрочного) пользования на занимаемые ими земельные участки (пункт 3.2.14 Устава).
Кроме того, ФКУ Упрдор Москва-Харьков имеет право в установленном законодательством порядке использовать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности (п.п. 1 пункта 4.2 Устава).
Согласно Постановлению N 275 от 19.08.1998 главы администрации Курского района Курской области за Федеральной дирекцией автомобильной дороги Москва-Харьков на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены земельные участки, согласно приложению, в том числе под автодорогу Москва-Харьков, площадью 291,48 га, и выдано свидетельство N 3642 от 26.08.1998 на право постоянного (бессрочного) пользования 333 га земли для размещения автодороги (копии Постановления N 275 и свидетельства N 3642 прилагаются).
Согласно заданию, утвержденному главным инженером директором ФДАД Москва-Харьков 14.07.1992, ОАО "Гипродор НИИ" была произведена инвентаризация полосы отвода автодороги Москва-Харьков в пределах Курской области с подъездами и изготовлены схемы полосы отвода, в частности, в отношении подъезда к г. Курску (копии извлечений из материалов инвентаризации прилагаются).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 12 1991 N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" (действовавшего до 31.12.2017), автомобильная дорога М-2 "Крым" от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород до границы с Украиной (на Харьков, Днепропетровск, Симферополь), подъезды к городам Тула, Орел, Курск, Белгород, подъезд к историко-архитектурному комплексу "Одинцово" относится к федеральным дорогам. С 01.01.2018 действует Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", согласно которому автомобильная дорога М-2 "Крым" Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - граница с Украиной (до 31.12.2017 "Крым" - от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород до границы с Украиной (на Харьков, Днепропетровск, Симферополь) подъезды к городам Тула, Орел, Курск, Белгород, подъезд к историко-архитектурному комплексу "Одинцово") относится к федеральным дорогам.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю от 22.03.1996 N 113 за Федеральной дирекцией автомобильной дороги Москва-Харьков на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены земельные участки, в том числе, и дороги во Мценском районе по фактическому пользованию.
На балансе ФКУ Упрдор Москва-Харьков учитывается объект основных средств "Площадка отдыха км 340+500 справа (4740 кв.м, а/б), входящая в состав дороги, инвентарный номер 101030004429, дата ввода в эксплуатацию 1949 года, место нахождения Орловская область, Мценский район, автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с Украиной (км 329+420 - км 341+650).
В соответствии с техническим паспортом сооружения "Автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-КурскБелгород-граница с Украиной Орловская область, Мценский район, км 329+420 - км 341+650", изготовленным Государственным унитарным предприятием Орловской области "МР БТИ" Мценское отделение, по состоянию на 26.08.2013, составной частью автомобильной дороги, в частности, являются две площадки отдыха, одна из которых расположена на 341 км справа, площадью 4 740 кв.м.
В 2005-2007 годах во исполнение федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" заказчиком проведения межевых работ по формированию земельных участков полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения в целях государственной регистрации права Российской Федерации на территории Орловской области выступало Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области.
Представителем собственника автомобильной дороги была произведена постановка на кадастровый учет земельных участков и межевание земельных участков под существующей автодорогой (дата ввода дороги в эксплуатацию 1949).
Межевые работы по формированию земельных участков полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения проводились для существующих автодорог в целях государственной регистрации права Российской Федерации.
В результате проведенных представителем собственника автомобильной дороги (Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области) землеустроительных работ были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки полосы отвода автомобильной дороги М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с Украиной, в том числе, проходящей по территории Мценского района Орловской области (КН 57:11:0000000:78).
Как утверждает истец, межевые работы были проведены не корректно, то есть, часть земельных участков, под автодорогой и ее конструктивными элементами не попали в состав земельного участка полосы отвода, который был поставлен на кадастровый учет, то есть были пропущены. Межевые работы были проведены без учета размещения всех конструктивных элементов автодороги.
В дальнейшем, в связи с тем, что ФКУ Упрдор Москва-Харьков были выявлены факты пропущенных при межевании участков автомобильной дороги, не сформированных земельных участков под дорожными сооружениями, входящими в состав дороги и иных случаев, требующих проведения корректировки границ полосы отвода и формирования дополнительных земельных участков под имеющимися конструктивными элементами дороги, Федеральным дорожным агентством были выделены целевые бюджетные денежные средства, проведены в установленном порядке торги и по их результатам был заключен государственный контракт N 09/18-9 от 05.05.2017.
На основании государственного контракта N 09/18-9 (2017) от 05.05.2017, заключенного между истцом и ООО НИИ "Геокоминвест" проведены работы в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки полосы отвода автомобильной дороги М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск- Белгород-граница с Украиной, км 28+720 - км 37+700, км 304+300 - км 703+820 в Тульской, Орловской, Курской и Белгородской областях, автомобильной дороги Р-92 Калуга-Перемышль-Белев-Орел, км 42+719 - км 206+000 в Тульской и Орловской областях".
В ходе выполнения кадастровых работ по установлению границ земельного участка, занимаемого дорожными сооружениями и элементами обустройства автомобильных дорог, входящими в состав участка автомобильной дороги М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с Украиной, км 329+420 - км 341+650, было выявлено, наряду с другими, наложение земельного участка с кадастровым номером 57:11: 0020301:658 (состав которого входят земельные участки КН 57:11:0020301:868, КН 57:11:0020301:870, КН 57:11:0020301:869), местоположение: Орловская область, Мценский район, с/п Отрадинское, км 340+500 автодороги "Москва-Харьков" (справа), на элементы обустройства автомобильной дороги (площадку отдыха, инв N 101030004429, площадью 4740 кв. м, покрытие -асфальтобетон) - общая площадь наложения составляет 3650 кв. м.
Также, в ходе выполнения кадастровых работ по установлению границ земельного участка, занимаемого дорожными сооружениями и элементами обустройства автомобильных дорог, входящими в состав участка автомобильной дороги М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с Украиной, км 329+420 - км 341+650, было выявлено, наряду с другими, наложение земельного участка с кадастровым номером 57:11:0020301:875, местоположение: Орловская область, Мценский район, с/п Отрадинское, км 340+500 автодороги "Москва-Харьков" (справа), на элементы обустройства автомобильной дороги (площадку отдыха, инв N 101030004429, площадью 4740 кв. м, покрытие - асфальтобетон) - общая площадь наложения составляет 481 кв. м.
По результатам проведенных работ были подготовлены заключения кадастрового инженера.
Из выписки из ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером 57:11:00203016:658 относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения Собственник спорного земельного участка отсутствует, то есть, указанный земельный участок относится к числу земель, находящихся в государственной собственности, право собственности на которые не разграничено, и находится в аренде у ИП Филимонова В.В.
Земельный участок с кадастровым номером 57:11:00203016:875, согласно Выписке из ЕГРН, находится в муниципальной собственности Муниципального образования Мценский район Орловской области (ответчика 1) и право постоянного (бессрочного) пользования закреплено Отделом дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района Орловской области (свидетельство N 113 от 22.03.1996).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 57:11:00203016:875 отнесен к категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения.
Указывая на то, что объект федеральной собственности автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва- Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с Украиной (км 329+420 - км 341+650), закрепленный за истцом на праве оперативного управления, частично размещен на земельном участке с кадастровым номером 57:1 1:0020301:875, находящемся в собственности Администрации Мценского района Орловской области и на земельном участке с кадастровым номером 57:11:00203016:658, находящемся в аренде у ИП Филимонова В.В., истец обратился в Арбитражный суд Курской области с рассматриваемым исковым требованием.
Разрешая заявленный иск по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции полагает указанный вывод соответствующим фактически установленным обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в том числе, путем признания права отсутствующим.
Предметом рассматриваемых исковых требований является спор о правах на недвижимое имущество, из чего вытекает необходимость установления оснований возникновения права собственности истца и ответчика, предусмотренных главой 14 Гражданского кодекса РФ.
Судом области исследованы и оценены в совокупности основания иска и содержание возражений. При этом суд правильно принял во внимание то обстоятельство, что в собственности Российской Федерации находится автомобильная дорога общего пользования федерального назначения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгородграница с Украиной, протяженностью 12 455 м, адрес места нахождения Орловская область, Мценский район, автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с Украиной (км 329+420 - км 341+650) кадастровый номер 57 00 0000000 181, а так же земельный участок под ней, с кадастровым номером 57:11:0000000:78, площадью 2 440 299 кв.м, адрес объекта: Орловская область, Мценский район, Автомобильная магистраль М-2 "Крым", право на которое является ранее возникшим на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991.
В силу пункта 3 статьи 261 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункт 2 статьи 264 Гражданского кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 269 Гражданского кодекса РФ, лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов автомобильного хозяйства могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода автомобильных дорог.
Если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное (статья 134 Гражданского кодекса РФ).
Недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс согласно статье 133.1 ГК РФ. При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу части 5 указанной статьи места отдыха являются элементам обустройства автомобильных дорог. Таким образом, спорный объект - "Площадка отдыха км 340+500 справа (4740 кв.м, а/б), входящая в состав
дороги, инвентарный номер 101030004429, дата ввода в эксплуатацию 1949 года, место нахождения Орловская область, Мценский район, автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с Украиной (км 329+420 - км 341+650), в силу прямого указания закона является элементом обустройства указанной автомобильной дороги, то есть ее составной частью.
В силу закона такой объект, как автомобильная дорога, не предусматривает выделения ее элементов в качестве самостоятельных вещей.
Следовательно, отсутствуют основания считать площадку для отдыха, в качестве самостоятельной вещи, требующей отдельной регистрации прав.
Таким образом, право собственности на спорный объект уже зарегистрировано в ЕГРП в составе сложной вещи. Земельный участок с кадастровым номером 57:11:0000000:78 закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФКУ Упрдор Москва-Харьков.
Судом были исследованы обстоятельства, на которые ссылаются Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области, Администрация Мценского района Орловской области в обоснование права муниципальной собственности и дана оценка доказательствам, на которые они ссылались.
Частями 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
В настоящее время действуют нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717.
При этом пунктом 2 указанного Постановления определено, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные данным Постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу данного Постановления.
Следовательно, соответствующие нормы отвода не подлежат применению в отношении земельных участков, которые фактически были определены в соответствии с документацией по планировке территории, подготовленной до вступления в силу указанного Постановления.
Согласно пункту 3 Норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717 предусмотрено, что границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документацией и результатов инженерных изысканий, то есть данное Постановление Правительства РФ применяется для строящихся дорог и нормы полос отвода, согласно данному постановлению рассчитываются при проектировании с учетом высоты насыпи дороги, типа местности (равнинная либо пересеченная), от размера поперечных уклонов, заложением в проект значений откосов земляного полотна.
В связи с изложенным следует считать несостоятельным довод относительно ширины полосы отвода, где указано, что участок автодороги М- 2 "Крым" на км 340-км 341 относится к третьей технической категории, и в связи с этим, полоса отвода для 3-ей категории составляет 35-31 метр, согласно существующих норм данный довод противоречит действующему законодательству.
Кроме того, приведенные администрацией СНиП П-Д 5-72 Автомобильные дороги Нормы проектирования, СП 34.13330-2012 Автомобильные 13 дороги Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-86 не регулируют отношения, связанные с выделением полос отвода под автомобильные дороги, с нормами полос отвода.
Данные нормативные технические документы включают в себя технические нормы для проектирования автомобильных дорог различных категорий.
Достоверно установить, когда была обустроена "Площадка отдыха км 340+500 справа" по имеющимся в деле доказательствам, суду не представилось возможным.
Вместе с тем, устройство съездов и примыканий к автомобильным дорогам подлежит специальному нормативному регулированию как в силу ранее действовавшего законодательства, так и законодательства, действующего в настоящее время.
Согласно пункту 5 Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 N 129, устройство примыканий к автомобильным дорогам и съездов с автомобильных дорог может осуществляться только по согласованию с соответствующими дорожными органами и должно выполняться с соблюдением действующих строительных норм и правил.
В договоре N 2012-43/88 от 14.09.2012 Администрация Мценского района согласовывала с ФКУ Упрдор Москва-Харьков существующее примыкание с последующей организацией въезда и выезда через существующую площадку отдыха на 340+420 (справа) в пределах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-2.
Из пояснений истца со ссылкой на нормы Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" следует, что в силу давности лет проектная документация по капитальному строительству автодороги в ФКУ Упрдор Москва-Харьков в настоящее время не хранится.
Вместе с тем, в порядке статей 65, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ к материалам данного дела судебной коллегией по ходатайству истца были приобщены следующие документы: копия линейного графика существующих и проектируемых посадок на 1952 -1956 г.г., копии проектов организации дорожного движения и обустройства за за 2009, 2012, 2016 гг., схемы придорожной полосы автомагистрали М-2 в границах Орловской области.
Согласно сведений линейного графика существующих и проектируемых посадок на 1952 -1956 г.г., проектов организации дорожного движения и обустройства между населенными пунктами д. Болотово и д. Становое имеются две площадки стоянки (одна справа, одна слева).
Согласно схеме спорного участка дороги с километражем, существующим в настоящее время (новые чертежи 2013 года), также между населенными пунктами д. Болотово и д. Становое имеются две площадки стоянки на км 340+500 (справа) и на км 341+900 (слева). Обе они состоят на балансе ФКУ Упрдор Москва-Харьков, (площадка на км 341+900 (слева) находится на территории Орловского района и предметом спора по делу не является).
Указанные документы, не оспоренные ответчиками, подтверждают наличие спорной площадки стоянки до 1952 года.
Истец с даты предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование согласно свидетельству N 113 (с марта 1996 г.) и до настоящего времени, использует земельный участок, на котором находится автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-2 "Крым" Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород- граница с Украиной, включая все ее конструктивные элементы, по его прямому назначению - для содержания, ремонта, капремонта автомобильной дороги, состоящей на балансе истца, что соответствует уставной деятельности истца.
Согласно части 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Исходя из изложенного, суд правомерно признал избранный истцом способ защиты надлежащим и направленным на устранение неопределенности в праве и возможного распоряжения Администрацией Мценского района Орловской области, не принадлежащим ему объектом.
Апелляционные жалобы Управления по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области, Администрации Мценского района Орловской области не содержат доводов, способных повлиять на оценку правильности принятого решения.
Определение правового режима объекта основывается на оценке конкретных обстоятельств дела, свидетельствующих, в частности, о целевом назначении и фактическом использовании спорного объекта на момент законодательного разграничения государственной собственности.
Утверждение ответчика о том, что регистрация прав осуществлена на законных основаниях, объективными средствами доказывания не подтверждены. Правомерность формирования спорных земельных участков в существующих границах не доказана.
Поскольку имущество арендовано ИП Филимоновым В.В. у лица, не имеющего права на его распоряжение, в соответствии со статьями 168, 209, 608 Гражданского кодекса РФ сделка в отношении земельного участка с кадастровым номером 57:11:0020301:658 является ничтожной.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия суда апелляционной инстанции приходит к выводу, что вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований является правильным.
Доводы апелляционных жалоб, с учетом вышеизложенного, нельзя признать состоятельными, поскольку они фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, т. к. не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом области допущено не было.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Орловской области следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 09.04.2019 по делу N А48-8867/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области, Администрации Мценского района Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.