г. Санкт-Петербург |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А42-2285-5/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Копыловой Л.С., Тойвонена И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Царевым И.И.,
при участии:
АО "Мостовое предприятие": Гогина Т.В. по доверенности от 26.09.2018;
от иных лиц: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16349/2019) Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области на определение Арбитражного суда Мурманской области от 14.04.2019 по делу N А42-2285-5/2018 (судья Романова М.А.), принятое
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Управления ФНС России по Мурманской области
о признании недействительным решения первого собрания кредиторов
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) АО "Мостовое предприятие",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТПК Сварог" (далее - ООО "ТПК Сварог") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании акционерного общества "Мостовое предприятие" (ОГРН 1085105000287; Мурманская обл., Кольский район, г.Кола, Северная ул., 1; далее - АО "Мостовое предприятие"; Предприятие) несостоятельным (банкротом)
Определением суда от 24.04.2018 в отношении АО "Мостовое предприятие" ведена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Андреев Максим Николаевич.
Федеральная налоговая служба в лице Управления ФНС России по Мурманской области 12.11.2018 обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения по второму вопросу повестки дня первого собрания кредиторов АО "Мостовое предприятие", оформленного протоколом от 26.10.2018. Обособленному спору присвоен N А42-2285-5/2018 (с учетом уточнений, которые приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
АО "Мостовое предприятие" 14.11.2018 обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения первого собрания кредиторов АО "Мостовое предприятие", оформленного протоколом N б/н от 26.10.2018. Обособленному спору присвоен N А42-2285-6/2018.
Определением суда от 21.11.2018 производство по рассмотрению обособленного спора N А42-2285-6/2018 по заявлению должника объединено в порядке статьи 130 АПК РФ в одно производство с обособленным спором N А42- 2285-5/2018.
Определением суда от 12.03.2019 принят отказ АО "Мостовое предприятие" от заявления, производство по обособленному спору N А42-2285-5/2018 в указанной части прекращено.
Определением суда от 14.04.2019 в удовлетворении заявления уполномоченного органа отказано.
Не согласившись с определением суда от 14.04.2019, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт.
В жалобе уполномоченный орган ссылается на то, что участие уполномоченного органа, чье требование по состоянию на дату проведения первого собрания кредиторов продолжало оставаться нерассмотренным, в случае признания его обоснованным могло существенно повлиять на итоги голосования по вопросам повестки дня первого собрания.
В отзыве АО "Мостовое предприятие" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Уполномоченный орган в соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель АО "Мостовое предприятие" возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявления уполномоченный орган, ссылаясь на пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), указывает на то, что оспариваемые решения первого собрания кредиторов АО "Мостовое предприятие" нарушает права и законные интересы уполномоченного органа, поскольку данные, содержащиеся в финансовом анализе временного управляющего, являются противоречивыми и вводят в заблуждение кредиторов Предприятия. Заявитель считает, что временным управляющим не представлено заключение о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, в отчете временного управляющего отсутствуют сведения о проделанной работе по установлению имущественного положения должника. По мнению уполномоченного органа, введение в отношении АО "Мостовое предприятие" процедуры внешнего управления без условий наличия достаточного количества имущества для восстановления платёжеспособности Предприятия приведет к увеличению текущих расходов на ведение процедуры банкротства, что нарушит права и законные интересы кредиторов. Исходя из проведенного анализа финансового состояния должника, Федеральная налоговая служба полагает необходимым признание Предприятия банкротом и открытие конкурсного производства.
Возражая относительно удовлетворения заявления уполномоченного органа, АО "Мостовое предприятие" ссылается на отчет о результатах финансово-хозяйственного состояния должника и полагает необходимым введение внешнего управления. Должник полагает, что размер собственных активов Предприятия многократно превышает требования конкурсных кредиторов, должник имеет ряд действующих государственных контрактов и договоров. По мнения должника, заявителем не представлено надлежащих доказательств нарушения прав и интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Определением суда от 28.11.2018 производство по делу N А42-2285/2018 о несостоятельности (банкротстве) АО "Мостовое предприятие" приостановлено до вступления в законную силу судебных актов, вынесенных по итогам рассмотрения по существу обособленного спора N А42-2285-5/2018 о признании недействительным решения первого собрания кредиторов АО "Мостовое предприятие", оформленного протоколом от 26.10.2018, а также арбитражных дел N А42-8946/2017, N А42-7834/2018 по оспариванию должником решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области от 21.08.2017 N 6 о доначислении налогов (сборов), пеней, а также о привлечении АО "Мостовое предприятие" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно публикации в ЕФРСБ 12.10.2018 конкурсный управляющий АО "Мостовое предприятие" Андреев М.Н. назначил на 26.10.2018 первое собрание кредиторов должника со следующей повесткой дня:
1. Принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в суд с соответствующим ходатайством.
2. Принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в суд с соответствующим ходатайством.
3. Принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
4. Образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов.
5. Определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего.
6. Определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.
7. Выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей.
В собрании приняли участие 2 кредитора и уполномоченный орган с общей суммой требований в размере 1 958 688 руб. 98 коп., что составило 100% от общего числа голосов кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, на дату проведения собрания кредиторов.
Согласно протоколу от 26.10.2018 собранием кредиторов АО "Мостовое предприятие" приняты следующие решения по вопросам повестки дня:
1. Решение не принято.
2. Обратиться в Арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении АО "Мостовое предприятие" внешнего управления.
3. Против обращения в Арбитражный суд с ходатайством о признании АО "Мостовое предприятие" банкротом и об открытии конкурсного производства.
4. Решение не принято.
5. Дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего не предъявлять.
6. Определить кандидатуру арбитражного управляющего - Андреев Максим Николаевич, член СРО СОАУ "Континент".
7. Реестродержателя не привлекать, возложить обязанность на арбитражного управляющего.
8. Включить в повестку собрания дополнительный вопрос: Отчет временного управляющего.
9. Принять отчет временного управляющего к сведению.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве, в случае, если решение собрания кредиторов (по аналогии - решение комитета кредиторов) нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Решение собрания кредиторов может быть признанным недействительным в случае нарушения прав и законных интересов, перечисленных в пункте 4 статьи 15 Закона о банкротстве лиц, либо нарушения пределов компетенции собрания кредиторов.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о банкротстве принятие решения о введении внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд является исключительной компетенцией собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 75 Закона о банкротстве арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
В силу положений пункта 1 статьи 93 Закона о банкротстве внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 75 Закона о банкротстве в случае, если иное не установлено настоящей статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Нарушений пределов компетенции собрания кредиторов применительно к статье 75 Закона о банкротстве, порядка созыва и проведения собрания кредиторов судом не установлено, на наличие таких обстоятельств заявитель не ссылается.
Решение по второму вопросу повестки дня принято большинством голосов - 66,28%, уполномоченный орган от принятия решения воздержался.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.07.2002 N 14-П, процедуры банкротства носят публично-правовой характер, они предполагают принуждение меньшинства кредиторов большинством, а потому, вследствие невозможности выработки единого мнения иным образом, воля сторон формируется по другим, отличным от искового производства, принципам. Принятие решения большинством голосов всех кредиторов с учетом принадлежащих им сумм имущественных требований - демократическая процедура, не противоречащая принципу равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), который является проявлением конституционного принципа равноправия.
Также в силу прямого указания закона решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГК РФ). При этом несогласие заявителя, обладающего незначительным процентом голосов, с принятыми решениями само по себе не свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов, возникновение существенных неблагоприятных последствий для заявителя судом не установлено.
Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении должника внешнего управления, принятое мажоритарным большинством конкурсных кредиторов АО "Мостовое предприятие", не свидетельствует о нарушении процедуры проведения собрания кредиторов и злоупотреблении правом.
Доводы заявителя о том, что финансовый анализ не соответствует Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, не свидетельствует о наличии нарушений при принятии собранием кредиторов оспариваемого решения, а также не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов уполномоченного органа. Обоснование возможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующим применяемых в деле о банкротстве процедур должника составлено управляющим в соответствии со статьями 67, 70 Закона о банкротстве на основании данных бухгалтерского учета за предыдущие периоды, результатов инвентаризации имущества должника и анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности.
Ходатайства о введении в отношении должника процедуры внешнего управления рассматривается судом в деле о банкротстве должника с установлением обстоятельств наличия у должника признаков банкротства и возможности восстановления платежеспособности, в связи с чем само по себе принятие первым собранием кредиторов должника решения об обращении в суд с соответствующим ходатайством не влечет ограничение прав кредиторов или уполномоченного органа, а является основанием для обращения в суд с соответствующим ходатайством. Доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемым решением нарушены либо могут быть нарушены права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, в том числе уполномоченного органа, в материалах дела отсутствуют и заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены.
В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, разъяснено, что из системного толкования положений пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве, статьи 10 и пункта 5 статьи 166 ГК РФ следует, что кредитор, поддержавший решение собрания при голосовании или воздержавшийся от голосования, не вправе впоследствии ссылаться на его недействительность.
В рассмотренном случае конкурсный кредитор (уполномоченный орган) принимал участие в собрании и воздержался от голосования по спорному вопросу, при этом он не представил доказательств того, что был лишен возможности сформировать объективное мнение по спорным вопросам (статья 65 АПК РФ).
Само по себе представление собранию кредиторов анализа финансового состояния, проведенного на основании данных бухгалтерской отчетности, а также документов и сведений, предоставленных должником, не является сообщением информации, не соответствующей действительности. Заявитель не ссылается на обстоятельства, которые препятствовали ему заблаговременно ознакомиться с финансовым анализом и документами, на основании которых он проводился, а также с иными документами, подлежащими рассмотрению первым собранием кредиторов АО "Мостовое предприятие". В сообщении и уведомлении о проведении собрания кредиторов должника указано, что с документами, подлежащими рассмотрению на собрании кредиторов, можно ознакомиться с 19.10.2018 с 15.00 до 16.00), заблаговременно изучить их и сформировать позицию. Уполномоченный орган воздержался от голосования и по иным вопросам, включенным в повестку дня собрания кредиторов, в том числе по вопросу введения в отношении АО "Мостовое предприятие" процедуры конкурсного производства.
С учетом совокупности конкретных обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления уполномоченного органа.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что введение конкретной процедуры банкротства в отношении должника может быть скорректировано при рассмотрении соответствующих ходатайств лиц, участвующих в деле о банкротстве АО "Мостовое предприятие", исходя из объективных обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Мурманской области от 14.04.2019 по делу N А42-2285-5/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2285/2018
Должник: АО "Мостовое предприятие"
Кредитор: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ", в/у Андреев М.Н., ООО "ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ СВАРОГ"
Третье лицо: Андреев Максим Николаевич, АО "АтомЭнергоСбыт", АО "АтомЭнергоСбыт" - Филиал "КолАтомЭнергоСбыт", МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 7 ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ТПК Сварог", Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9906/20
07.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39271/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12637/19
12.08.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16349/19
12.03.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2285/18
03.12.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27556/18
24.04.2018 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2285/18