г. Челябинск |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А76-42404/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПолиКлиника" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 мая 2019 г. по делу N А76-42404/2018 (судья Зайцев С.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ПолиКлиника" - Зверева Т.П. (доверенность от 09.01.2019), Семеновых Е.А. (доверенность от 09.01.2019), Инфантьева О.Ю. (доверенность от 09.01.2019),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - Попова К.А. (доверенность от 27.11.2018), Овсяник Е.А. (доверенность от 07.12.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "ПолиКлиника", (далее по тексту - заявитель, общество "ПолиКлиника", Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Курчатовскому району г.Челябинска (далее по тексту - ответчик, ИФНС России по Курчатовскому району, налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным решения N 505 от 15.10.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части доначисления страховых взносов в сумме 3 504 905 рублей 39 копеек, начисления пени в сумме 251 016 рублей 17 копеек, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату страховых взносов в сумме 175 245 рублей 26 копеек
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2019 (резолютивная часть объявлена 15.05.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. Считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В обоснование указывает, что судом не учтены все обстоятельства, на которые указывал заявитель. Общество утратило право на применение упрощенной системы налогообложения 30.06.2017 в связи с превышением остаточной стоимости основных средств 150 млн. рублей, то есть перестало соответствовать одному условию при соблюдении остальных на основании подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Налоговый кодекс). При этом за период 01.01.2017-30.06.2017 сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, составила 65 292 268,65 рублей. Поскольку общество находилось на специальном налоговом режиме только в течение шести месяцев 2017 года, а с 3 квартала 2017 года должно было уплачивать налоги по общей системе налогообложения как вновь созданная организация, его налоговым периодом применительно к упрощенной системе налогообложения являются шесть месяцев 2017 года. Данная позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 169/13.
Считает, что в рассматриваемом случае имеет значение момент утраты льготы (окончание налогового периода по упрощенной системе налогообложения (далее также - УСН)); момент окончания налогового периода в связи с утратой права на УСН и перехода Общества на общую систему налогообложения (30.06.2017); основание утраты льготы (утрата права на применение упрощенной системы налогообложения по причине превышения стоимости основных средств).
Считает, что нормами налогового законодательства не предусмотрена обязанность за пределами налогового периода (который для Общества применительно к упрощенной системе налогообложения завершился 30.06.2017) анализировать размер дохода применительно к уже утраченной льготе и, тем более, нести в связи с этим дополнительные правовые последствия. На основании указанного полагает, что Общество имело правовые основания для применения пониженных страховых взносов за период 01.01.2017-30.06.2017 и требования налогового органа незаконны.
В судебном заседании представители Общества настаивали на доводах апелляционной жалобы.
Представители Инспекции представили отзыв на апелляционную жалобу, по доводам апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.05.2018 общество "ПолиКлиника" представило в Инспекцию уточненный расчет по страховым взносам за 2017 год (корректировка N 1).
В ходе камеральной налоговой проверки указанного уточненного расчета, Инспекцией установлена неполная уплата страховых взносов в результате их неверного исчисления по причине неправомерного применения пониженного тарифа для расчета страховых взносов, в соответствии с подпункта 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, за первый квартал 2017 года и полугодие 2017 года.
Так, Инспекцией установлено, что Общество при исчислении страховых взносов с 01.01.2017 по 30.06.2017 применяло пониженные тарифы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ: на обязательное пенсионное страхование в размере 20 процентов, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.
В период с 01.07.2017 по 31.12.2017 общество "ПолиКлиника" применяло тарифы страховых взносов, предусмотренные статьей 426 НК РФ: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента, свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента, на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Нарушения отражены в акте налоговой проверки N 6737 от 07.08.2018, который 08.08.2018 получен представителем Общества лично, о чем свидетельствует его подпись на указанном акте.
Письменные возражения на акт выездной налоговой проверки N 6737 от 07.08.2018, в соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ, заявителем представлены в налоговый орган 19.10.2018 (вх. N 040195 от 19.10.2018).
Материалы налоговой проверки и возражения налогоплательщика рассмотрены 10.10.2018 в присутствии уполномоченного представителя по доверенности Зверевой Т.П. (доверенность от 26.09.2018), о чем свидетельствует протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 10.10.2018.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято решение N 505 от 15.10.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявителю начислена недоимка по страховым взносам за 2017 год в общей сумме 3 504 905 рублей 39 копеек, пени в сумме 783 397 рублей 01 копейки, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога в результате занижения налоговой базы в сумме 175 245 рублей 26 копеек (т.2 л.д.63-102).
Решение N 505 от 15.10.2018 получено 22.10.2018 уполномоченным представителем Общества Зверевой Т.П., о чем свидетельствует ее подпись на оспариваемом решении.
Основанием для принятия решения N 505 от 15.10.2018 послужил вывод ответчика о том, что доход общества "ПолиКлиника" по итогам деятельности за 2017 год превысил 79 млн. рублей, а потому Общество должно применить общеустановленные тарифы страховых взносов, предусмотренные статьей 426 НК РФ, с начала расчетного периода, т.е. с 01.01.2017, и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам. Однако, уточненные расчеты по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды 2017 года, содержащие перерасчет страховых взносов в связи с утратой Обществом права на применение пониженных тарифов страховых взносов, заявителем на дату вынесения оспариваемого решения не представлены. Сумма страховых взносов за отчетные периоды первый квартал 2017 года и полугодие 2017 года Обществом не восстановлена и не уплачена.
Полагая, что налоговый орган вынес незаконное решение в части доначисления страховых взносов в сумме 3 504 905 рублей 39 копеек, начисления пени в сумме 251 016 рублей 17 копеек, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату страховых взносов в сумме 175 245 рублей 26 копеек, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт налогового органа соответствуют действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны: 1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы; 2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса; 3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса): в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно статье 431 Кодекса в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 423 Кодекса).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Действие положений подпункта 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для организаций, предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, деятельность в области здравоохранения, на период до 2018 года (включительно) установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% (на обязательное пенсионное страхование - 20%, на обязательное медицинское страхование - 0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0%) при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 млн. рублей.
Согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Применение льготного тарифа, предусмотренного статьей 427 НК РФ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализовано только при соблюдении установленных в статье 427 Кодекса совокупности условий, при этом обязанность обоснования и документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, страхователь имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий: применение упрощенной системы налогообложения; наличие основного вида деятельности, определенного в статье 427 Кодекса; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в пункте статье 427 Кодекса виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов; доходы плательщика за налоговый период не превышают 79 млн. рублей.
В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация превысила за налоговый период вышеупомянутое ограничение по доходам, такая организация лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке (пункт 6 статьи 427 НК РФ).
Общество "ПолиКлиника" в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 применяло упрощенную систему налогообложения.
Согласно сведениям, имеющимся у Инспекции, основным видом экономической деятельности Общество "ПолиКлиника" по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является "Общая врачебная практика". Указанный вид деятельности поименован в перечне видов деятельности, перечисленных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ. Доля доходов плательщика по основному виду деятельности составила в 2017 году 98% в общем объеме доходов.
На основании указанного суд пришел к правильному выводу о том, что Обществом соблюдены условия применения пониженных тарифов и оно правомерно применяло пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в отчетные периоды первый квартал 2017 года и полугодие 2017 года.
Между тем, Общество с 01.07.2017 утратило право на применение УСН по основаниям, установленным подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 и пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, поскольку остаточная стоимость его основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысила 150 млн. руб. При этом за период 01.01.2017-30.06.2017 сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, составила 65 292 268,65 рублей, что подтверждается данными бухгалтерского учета и отчетности.
Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения и о переходе на иной режим налогообложения с 01.07.2017 представлено Обществом в Инспекцию 05.10.2017
Общество и Инспекция не оспаривают данные обстоятельства.
Как указывалось, одним из условий применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками страховых взносов, поименованными в подпункте 5 (до 01.01.2019) пункта 1 статьи 427 НК РФ, является применение упрощенной системы налогообложения.
Порядок и условия начала и прекращения применения УСН организациями и индивидуальными предпринимателями регулируется главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса.
Исходя из положений пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили установленную величину, и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям главы 26.2 Налогового кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Учитывая изложенное, при соблюдении других установленных статьей 427 Налогового кодекса условий, но при утрате права на применение УСН, упомянутые плательщики страховых взносов теряют право на применение пониженных тарифов страховых взносов с начала того же квартала, в котором были допущены несоответствия требованиям для применения УСН.
Поскольку Общество утратило право на применение упрощенной системы налогообложения с 01.07.2017, то и право на применение пониженных тарифов страховых взносов оно также утратило с указанного момента. Дальнейшее превышение доходов Общества в последующем отчетном (расчетном) периоде после утраты статуса налогоплательщика по УСН не имеет значения, поскольку льгота по тарифам страховых взносов им уже утрачена. В настоящем случае с 01.01.2017.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что в настоящем случае утрата права на применение пониженных тарифов страховых взносов и возникновение у заявителя обязанности восстановить сумму страховых взносов и уплатить их в установленном порядке следует не их факта прекращения применения Обществом упрощенной системы налогообложения, а по причине превышения плательщиком ограничения по величине дохода в размере 79 млн. рублей за налоговый период 2017 год.
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для утраты права на применение УСН (превышение остаточной стоимости основных средств 150 млн. рублей), для Общества возникли ранее чем превышение величины дохода в размере 79 млн. рублей за налоговый период 2017 год, то и право на льготу утрачивается Обществом в связи с возникновением ранее возникших обстоятельств, то есть с 01.01.2017.
Как следует из материалов дела и не оспаривается налоговым органом, Общество добросовестно понесло правовые последствия, связанные с утратой права на УСН в виде перехода на общую систему налогообложения и начисления страховых взносов в полном размере с 01.07.2017.
Таким образом, доначисление Обществу страховых взносов с 01.01.2017 за 2017 год в общей сумме 3 504 905 рублей 39 копеек, расчет пени в сумме 783 397 рублей 01 копейки и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога в результате занижения налоговой базы в сумме 175 245 рублей 26 копеек является незаконным, у налогового органа не имелось правовых оснований для вынесения оспариваемого решения. Судом первой инстанции ошибочно поддержана позиция налоговых органов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании оспариваемого решения налогового органа недействительными, подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение Инспекции N 505 от 15.10.2018 следует признать недействительным, как не соответствующее выше указанным положениям Налогового кодекса.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При обращении в суд с заявлением и с апелляционной жалобой заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 6000 руб. (3000 руб. +3000 руб.). В соответствии с правилами стать 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы предпринимателя подлежат возмещению за счет налоговых органов (4500 руб.). Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе (1500 руб.) подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 мая 2019 г. по делу N А76-42404/2018 отменить, заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "ПолиКлиника" удовлетворить.
Признать недействительным принятое Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска решение от 15 октября 2018 г. N 505 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления страховых взносов в сумме 3 504 905 руб. 39 коп., пени в сумме 251 016 руб. 17 коп., штрафа в сумме 175 245 руб. 26 коп.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПолиКлиника" (ОГРН 1157448005065) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПолиКлиника" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 14 июня 2019 г. N 259.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-42404/2018
Истец: ООО "ПОЛИКЛИНИКА"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8089/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8089/19
13.08.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9363/19
22.05.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-42404/18
20.12.2018 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-42404/18