г. Москва |
|
22 июля 2019 г. |
Дело N А40-243723/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сасюком Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2019 г. по делу N А40-243723/18, принятое судьей Козловским В.Э.
по иску АО "ФПК" (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738)
к Министерству финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании: от истца: не явился, извещен, от ответчика: Фомина Е.В. по доверенности от 06.06.2019,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 20657 рублей 40 копеек основного долга.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2019 г. исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец в судебное заседание не явился, судом уведомлен о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителя ответчика, рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
Судом первой инстанции установлено, что в 2018 году АО "ФПК" предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также, лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 (далее по тексту- Соглашение) и Межгосударственным пассажирским тарифом (далее по тексту- МГПТ).
Согласно реестрам оформленных проездных документов, не дополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом за первый и второй квартал 2018 года составила 20657 рублей 40 копеек; в результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан, у истца образовались убытки в сумме 20 657 рублей 40 копеек.
Правомерно определено судом, что факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), талонами, купонами кассира и вспомогательными документами.
В силу п. 5 ст. 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим, расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Из п.3 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ, следует, что потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации; порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2005 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов " О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании ФЗ "О ветеранах" были заменены ежемесячными денежными выплатами; в то же время, был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также, для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором. Правительствами государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 г. заключено "Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также, лиц, приравненных к ним", которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
В силу ст.2 указанного Соглашения, инвалидам ВОВ 1 и 2 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств- участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно); инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50 процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге; сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая, данные скидки предоставляются в соответствии с МГПТ) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним.
Исходя из ст. 3 Соглашения, участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50-процентную скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
В силу норм ст. ст. 6, 7 Соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания; основанием для приобретения льготного проездного билета, является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд.
Судом первой инстанции правомерно определено, что поскольку в материалы дела представлены доказательства несения истцом расходов, связанных с перевозкой льготных граждан, усматриваются основания для удовлетворения иска согласно примененной истцом методики и расчету, суд, правомерно удовлетворил иск в полном объеме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, в силу следующего:
Ссылка заявителя апелляционной жалобы, что из представленных документов не предоставляется возможным точно определить, являются ли указанные в реестрах лица гражданами РФ, либо иностранными гражданами, либо лицами без гражданства, в связи с чем, ответчик не может нести расходы по оплате проезда гражданам иностранных государств, необоснованна, так как, противоречит материалам дела, из которых следует, что в 2015 -2016 годах АО "ФПК" предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 г.
Факт предоставления указанных льгот судом установлен и подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира с отрывными талонами; при этом данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, инициалах пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате отправления, номере проездного документа, номере терминала, через который продан билет, полной стоимости проезда, с учетом НДС, фактически уплаченной пассажиром сумме, недополученной стоимости проезда.
Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено п. 7 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. N 473.
Довод заявителя апелляционной жалобы, что поскольку Российская Федерация не депонировала изменения, внесенные Протоколом от 18.09.2003 г., то ст.ст. 2, 3 Соглашения не применяются для Российская Федерация, отклоняется апелляционным судом, исходя из следующего:
При оформлении проездных документов по маршрутам межгосударственного сообщения распространяются правила, установленные нормативным документом "Соглашение о международном пассажирском сообщении с учетом особенностей применения его отдельных норм в сообщении по железным дорогам государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики" (ОП СМПС).
Вместе с тем, расчет стоимости проезда в данном поезде, производится системой АСУ "Экспресс" в соответствии с межгосударственным тарифом, который рассчитывается в соответствии с межгосударственным пассажирским тарифом на основании "Таблиц стоимости проезда пассажиров, перевозки багажа и грузобагажа по железным дорогам в межгосударственном сообщении", в зависимости от километража, категории поезда, категории вагона, коэффициентов индексации, объявляемых отдельно каждой дорогой перевод в рубли проводится ежедневно по курсу Центробанка".
Исходя из п. 5 ст. 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу п. 3 ст. 8 ФЗ РФ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, субъектов РФ, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации издано Распоряжение от 21.11.2007 г. N 1659-р "О подписании протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993".
В силу п. 2 Соглашения, инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств - участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно).
Инвалидам ВОВ 3 группы и лица, приравненные в ним, предоставляется 50-процентная скидка от стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) по железной дороге. Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 1 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним; лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненным к ним, предоставляется 50-процентная скидка от стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Исходя из норм ст. 3 Соглашения, участникам ВОВ и лицам, приравненных к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется 50- процентная скидка от стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
В силу норм ст.ст. 6, 7 Соглашения, транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания; основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд.
Согласно п. 74 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных МПС РФ от 26.07.2002 г. N 30, отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты) прилагаются к отчету билетного кассира. Федеральным законом от 22.08.2004 г. N122-ФЗ предусмотрена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты только для граждан России.
В ст. 7 ГК РФ, признано верховенство международных договоров Российской Федерации по отношению к внутрироссийскому гражданскому законодательству.
В силу норм ст. 13 АПК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
Направленная истцом в адрес ответчика досудебная претензия о возмещении причиненных убытков, оставлена ответчиком без удовлетворения.
Исходя из норм ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1068 ГК РФ, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным проведением работ.
В силу норм ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерации, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Исходя из норм ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъектов Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Российская федерация, установив льготы по отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению льгот, следовательно, возмещение убытков должно происходить за счет казны публичноправового образования Российской Федерации.
В силу п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", случае предъявления юридическим лицом требования в возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
Исходя из п. 3 ст. 158 БК РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
По правилам ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или граждан.
Согласно ведомости классификацией структуры расходов федерального бюджета, Министерство финансов Российской Федерации является распорядителем средств федерального бюджета по реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ, которым является Соглашение "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним".
Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в результате чего признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и несостоятельными, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2019 г. по делу N А40-243723/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-243723/2018
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Министерство Финансов РФ