город Москва |
|
14 августа 2019 г. |
дело N А40-58627/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Попов В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Якиманка 26" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2019
по делу N А40-58627/19, принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению ООО "Якиманка 26" (ОГРН 1087746482372)
к Комитету государственного строительного надзора г. Москвы
об оспаривании постановления;
при участии:
от заявителя - Лисянский И.В., Голощапова А.А. по доверенности от 11.06.2019, Рабинович Ю.Е. по доверенности от 20.09.2018;
от заинтересованного лица - Федотова Ф.Е. по доверенности от 01.02.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2019 в удовлетворении заявленных ООО "Якиманка 26" требований о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора г. Москвы от 12.02.2019 N 321-Ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 12.11.2018 N РП-10353/18-(0)-0, в соответствии с поступившим обращением Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 15.06.2018 N ГИН-ИСХ-4721/18, 14.12.2018 уполномоченным проведена выездная проверка (согласована с органами прокуратуры г. Москвы) объекта капитального строительства - пристройка к жилому дому, расположенного по адресу: улица Большая Якиманка, дом 26, в ходе которой установлено, что ООО "Якиманка 26" проведены работы по устройству эскалаторов между подвальным и первым этажами встроено-пристроенного помещения и между первым и вторым этажами встроенно-пристроенного помещения; в части подвального помещения выполнено устройство антресоли. Ранее проведены работы по остеклению открытой неотапливаемой галереи первого этажа общей площадью 1.037, 2 кв.м. На момент проверки проводились отделочные работы по покраске стен и отделке потолков. Работы проводятся без полученного в установленном порядке разрешения на строительство.
По результатам проверки составлен акт проверки от 14.12.2018 N 10353/18 и выдано предписание от 14.12.2018 N 10353/18.
По факту выявленного административного правонарушения 27.12.2018 составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения административного дела 12.02.2019 вынесено постановление N 321-Ю о привлечении ООО "Якиманка 26" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500.000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вины общества в его совершении, соблюдения административным органом процедуры и сроков привлечения к ответственности.
В обоснование своей позиции общество указывает на то, что выполняемые работы в ходе переустройства и перепланировки (работы по покраске стен и потолков, устройству антресолей, остекление галереи) не требуют получения разрешения на строительство; экскалаторы обществом не устанавливались, а произведена замена старых на новые. Данные работы требуют согласование с Мосжилинспекцией, которое получено заявителем.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Частью 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от 500.000 до 1.000.000 руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений.
В соответствии со ст. 1, ч. 2, п. п. 2, 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства признается здание, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесок и других подобных построек; строительство - создание зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п. 14 ст. 1 названного Кодекса реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Выдача разрешения на строительство не требуется, в частности, в случае строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с ч. 7 ст. 49 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс г. Москвы" получение разрешения на строительство не требуется в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Правительства г. Москвы.
Согласно п. 1.7 постановления Правительства г. Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", получение разрешения на строительство не требуется при выполнении работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в приложении N 2 к данному постановлению.
Из материалов дела следует, что обществу вменялось в вину осуществление строительства объекта капитального строительства, при отсутствии разрешения на строительство.
Для квалификации административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, является ли строение объектом капитального строительства, какие работы выполняются на данном объекте и обязательно ли получение разрешения на такие работы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что работы по покраске стен и потолков, по устройству антресолей, остеклению галереи и монтирование экскалатора не требуют разрешения на строительство, следовательно, общество неправомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств того, что данные работы являются капитальными, затрагивают каким-то образом конструктивные элементы здания и повлекли за собой расширение стен здания, разрушение каких-либо элементов здания или их частей, пробитие проемов в стенах здания дома, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом того обстоятельства, что обществом проводились работы по строительству капитального объекта, расположенного по адресу: Москва, улица Большая Якиманка, дом 26, которые требуют получения разрешения на строительство при производстве работ, в связи с чем отсутствует событие вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Допущенные Комитетом нарушения при производстве по делу об административном правонарушении относительно порядка установления факта правонарушения и формирования доказательственной базы являются существенными и влекут отмену оспариваемого постановления административного органа.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2019 по делу N А40-58627/19 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Комитета государственного строительного надзора г. Москвы от 12.02.2019N 321-Ю о привлечении ООО "Якиманка 26" к административной ответственности в виде штрафа в размере 500.000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58627/2019
Истец: ООО "ЯКИМАНКА 26"
Ответчик: Комитет государственного строительного надзора г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20782/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20782/19
14.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31663/19
30.04.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-58627/19