г. Владивосток |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А24-1528/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства записи актов гражданского состояния и архивного дела Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-4690/2019
на решение от 16.05.2019
судьи Д.В. Курмачева
по делу N А24-1528/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению арбитражного управляющего Бочарова Дениса Георгиевича
к Агентству записи актов гражданского состояния и архивного дела Камчатского края (ИНН 4101187049, ОГРН 1194101000576)
о признании незаконным отказа в предоставлении информации, оформленного письмом от 04.12.2018 N 29Ф/01-55; о возложении обязанности предоставить арбитражному управляющему информацию в отношении должника - Фурсова Антона Александровича,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный управляющий Бочаров Денис Георгиевич (далее - заявитель, арбитражный управляющий) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Агентства записи актов гражданского состояния и архивного дела Камчатского края (далее - Агентство ЗАГС) в предоставлении информации, оформленного письмом от 04.12.2018 N 29Ф/01-55, и о возложении обязанности предоставить арбитражному управляющему информацию в отношении должника - Фурсова Антона Александровича.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 16.05.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Агентство ЗАГС обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что положения статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон N 143-ФЗ) содержат запрет на предоставлении информации о государственной регистрации акта гражданского состояния органам и лицам, не входящим в перечень, установленный пунктом 3 статьи 13.2 Закона N 143-ФЗ. Учитывая, что арбитражный управляющий в данный перечень не подпадает, заявитель жалобы настаивает на правомерности оспариваемого отказа.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, по тексту жалобы Агентство ЗАГС ходатайствовало о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
Арбитражный управляющий в представленном письменном отзыве, приобщенном коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 22.11.2018 по делу N А24-4934/2018 в отношении Фурсова Антона Александровича (далее - должник) введена процедура реструктуризации долгов сроком на четыре месяца.
Арбитражный управляющий Бочаров Д.Г. (член ассоциации ведущих арбитражных управляющих "Достояние", адрес: 196191 г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 7, оф. 315) утвержден финансовым управляющим должника.
04.12.2018 арбитражным управляющим в адрес Агентства ЗАГС направлен запрос в отношении должника о предоставлении сведений о регистрации актов гражданского состояния за период с 14.08.2015: заключение брака, расторжение брака, перемена имени.
Согласно ответу от 04.12.2018 N 29Ф/01-55 запрос заявителя был оставлен без исполнения.
Не согласившись с данным ответом, Бочаров Д.Г. обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, который заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.
В силу пункта 1 статьи 129 названного Закона с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.
Финансовый управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном названным Федеральным законом; заявлять в установленном порядке 4 возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов; исполнять иные установленные названным Федеральным законом обязанности (пункт 2 статьи 129 Закона N 127-ФЗ).
В целях исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный управляющий на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы (абзац 10 пункта 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в абзаце 1 пункта 10 статьи 213.9 Закона о банкротстве, согласно которым сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными соответствующими федеральными законами.
При этом указанному праву корреспондирует обязанность арбитражного управляющего, в случае, если иное не установлено Законом о банкротстве, сохранять конфиденциальность сведений, составляющих охраняемую законом тайну и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего (пункт 3 статьи 20.3 и абзац 2 пункта 10 статьи 213.9 Закона о банкротстве).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что финансовый управляющий в силу прямого указания Закона о банкротстве обладает правом на обращение в государственные органы, к числу которых относится Агентство ЗАГС, с запросом о предоставлении информации о регистрации актов гражданского состояния.
Как усматривается из материалов дела, заявленные по настоящему делу требования обусловлены отказом в предоставлении в отношении должника сведений о регистрации актов гражданского состояния за период с 14.08.2015: заключение брака, расторжение брака, перемена имени, в обоснование которого Агентство ЗАГС сослалось на положения статьи 13.2 Закона N 143-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 13.2 Закона N 143-ФЗ орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Действительно, финансовый управляющий в данный перечень лиц и органов власти не подпадает.
Между тем, из положений пунктов 2, 3 части 1 статьи 6 и статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" следует, что обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом, осуществления правосудия, исполнения судебного акта.
Положениями статьи 16 АПК РФ презумируется обязательность судебных актов. Действуя в рамках дела о банкротстве, финансовый управляющий непосредственно осуществляет процедуру банкротства, примененную судом в деле о банкротстве, в порядке, установленном Законом о банкротстве, тем самым исполняя решение суда о признании должника банкротом.
Выполнение обязанностей финансового управляющего является публичной деятельностью, в постановлении от 14.01.2010 (дело Кротов против России N 54522/00) Европейский суд по правам человека отметил, что назначенный арбитражным судом конкурсный управляющий является представителем государства, который под наблюдением суда осуществляет конкурсное производство.
В соответствии со статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Таким образом, в случае приобретения имущества лицом, состоящим в браке, указанное имущество в силу статьи 34 СК РФ поступает в общую совместную собственность супругов.
В силу части 7 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам, предусмотренным настоящей статьей.
В связи с этим сведения о семейном положении должника - физического лица имеют существенное значение для формирования конкурсной массы.
Отсутствие у финансового управляющего информации о должнике и об его имуществе, включая совместно нажитое в браке, может привести к сокрытию должником каких-либо обстоятельств и отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.
Следует также отметить, что предусмотренная пунктом 9 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ обязанность гражданина по предоставлению финансовому управляющему сведений, в том числе, о его семейном положении, об изменении фамилии, имени и отчестве, не исключает права арбитражного (финансового) управляющего запрашивать необходимые сведения о гражданине у государственных органов, располагающих такими сведениями, на основании пункта 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ, в том числе и в целях проверки достоверности и полноты уже представленных гражданином сведений.
При этом положения пункта 9 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ не устанавливают иной порядок получения арбитражным управляющим сведений о должнике, принадлежащем ему имуществе, у иных лиц, отличный от того, который предусмотрен в пункте 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ.
Следовательно, сведения о семейном положении должника с учетом его влияния на режим и правовой статус имущества составляют сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника, и могут быть получены финансовым управляющим в силу предоставленных ему пунктом 1 статьи 20.3, пунктом 7 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ полномочий.
Данные сведения имеют важное значение, непосредственно влияют на решение финансовым управляющим вопроса об обжаловании сделок должника по выбытию имущества (имущественных прав) с целью поступления денежных средств в конкурсную массу должника, а также для проверки наличия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.
Относимость запрашиваемых финансовым управляющим сведений соответствует обстоятельствам, подлежащим установлению в процедуре банкротства гражданина.
В свою очередь, неправомерный отказ в предоставлении этих сведений препятствует исполнению возложенных на финансового управляющего Законом о банкротстве обязанностей.
По изложенному довод Агентства ЗАГС об отсутствии у него права и обязанности предоставлять запрашиваемую информацию со ссылкой на положения пункта 3 статьи 13.2 Закона N 143-ФЗ признается коллегией несостоятельным, создающим препятствия в осуществлении финансовым управляющим его деятельности, учитывая также, что Закон N 127-ФЗ является специальным законом, предусматривающим круг прав и обязанностей финансового управляющего в отношении гражданина, признанного несостоятельным (банкротом).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что у Агентства ЗАГС отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении финансовому управляющему запрашиваемой информации.
Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования с возложением на Агентство ЗАГС обязанности предоставить запрашиваемую информацию.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель, как исполнительный орган государственной власти Камчасткого края, освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.05.2019 по делу N А24-1528/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Журавлеву Александру Сергеевичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по чек-ордеру от 13.06.2019 за Агентство записи актов гражданского состояния и архивного дела Камчатского края.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1528/2019
Истец: Арбитражный управляющий Бочаров Денис Георгиевич
Ответчик: Агентство записи актов гражданского состояния и архивного дела Камчатского края
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5349/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5349/19
15.08.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4690/19
16.05.2019 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1528/19