г. Владимир |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А79-12344/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.03.2019 по делу N А79-12344/2018, принятое судьей Филипповым Б.Н.,
по иску Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (ОГРН 1032109000375, ИНН 2129039343) к государственному унитарному предприятию Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1022101129775, ИНН 2128004517),
о взыскании 5 934 566 руб. 09 коп.,
при участии: от истца (заявителя) - Семенова Н.Ю. по доверенности от 13.05.2019 N 26 (сроком на 1 год); от ответчика - не явился, извещен.
установил.
Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - истец, Минюст Чувашии) обратилось в арбитражный суд к государственному унитарному предприятию Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - ответчик, ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии) с иском о взыскании 5 934 566 руб. 09 коп., в том числе задолженности в размере 2 946 895 руб. 08 коп за период с 01.01.2018 по 17.07.2018 и пени в сумме 621 839 руб. 17 коп. по договору аренды земельного участка от 19.12.2008 N 340 и задолженности в сумме 1 129 394 руб. 00 коп. за период с 01.01.2018 по 31.08.2018 и пени в сумме 1 236 437 руб. 84 коп. по договору на сдачу в аренду земельного участка от 28.09.2009 N 499.
Решением от 06.03.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики частично удовлетворил исковые требования, взыскав с ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии в республиканский бюджет Чувашской Республики 2 649 670 руб. 64 коп., в том числе 2 276 937 руб. 03 коп. долга, 372 733 руб. 61 коп. пеней. Требование о взыскании пеней за период с 01.01.2018 по 31.08.2018 в размере 1 010 300 руб. 65 коп., начисленных на задолженность по арендной плате, не являющуюся текущей, оставлено без рассмотрения. В остальной части в иске отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, Минюст Чувашии обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой обжалует решение в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате по договору от 19.12.2008 N 340 за период с 01.01.2018 по 17.07.2018 в заявленном истцом размере, а также в части уменьшения размера неустойки до двукратной ставки рефинансирования Банка России по спорным договорам и просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указывает, что истец правомерно начислил новый размер арендной платы с 01.01.2018, поскольку отчетом об оценке рыночной стоимости годового размера (ежегодной) арендной платы государственного имущества Чувашской Республики от 23.03.2018 N 706/18 определен размер арендной платы по договору N 340 по состоянию на 01.01.2018.
Полагает, что оснований для применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имелось, считает, что предъявленная ко взысканию неустойка является соразмерной последствиям нарушенного обязательства.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение отменить в части удовлетворенных требований, ходатайствует о приобщении к материалам дела дополнительных документов приложенных к дополнению апелляционной жалобы, а именно копии письма Минюста Чувашии от 16.05.2018 N 11-05/7491, письма ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии от 24.05.2018 N 789, письма Минюста Чувашии от 25.05.2018 N 11-05/8045, письма Минюста Чувашии от 21.08.2018 N 11-05/12823.
ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии в отзыве на апелляционную жалобу, пояснениях указало на законность и обоснованность обжалуемого решения, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, а также о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось определениями суда от 28.05.2019, 18.06.2019, 16.07.2019.
В судебном заседании 06.08.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 13.08.2019 на 10 час. 30 мин.
В судебном заседании 13.08.2019 судом, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрено и удовлетворено ходатайство заявителя о приобщения к материалам дела дополнительных документов, приложенных к дополнению апелляционной жалобы (протокол судебного заседания от 13.08.2019).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в нем материалам.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.03.2019 с ответчика взыскана задолженность по договору аренды земельного участка от 28.09.2009 N 499 в сумме 1 129 349 руб. за период с 01.01.2018 по 31.08.2018, требование о взыскании пеней за период с 01.01.2018 по 31.08.2018 по спорным договорам в размере 1 010 300 руб. 65 коп. оставлено без рассмотрения.
В данной части решение не обжалуется.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, стороны в суде апелляционной инстанции не заявили возражений относительно проверки только части судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках дела N А79-2410/2018 Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики обратилось в суд с иском к государственному унитарному предприятию Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о взыскании в рамках договоров на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, от 19.12.2008 N 340, от 28.09.2009 N 499, от 21.05.2007 N 11: - 265 537 руб. 02 коп. долга за период с 01.10.2017 по 17.12.2017, 11 606 руб. 32 коп. пени за период с 10.10.2017 по 17.12.2017 по договору на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, от 21.05.2007 N 11,
- 506 964 руб. 03 коп. долга за период с 01.10.2017 по 31.12.2017, 31 093 руб.
79 коп. пени за период с 10.10.2017 по 09.01.2018 по договору на сдачу в аренд у земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, от 19.12.2008 N 340; - 463 939 руб. 35 коп. долга за период с 01.10.2017 по 31.12.2017, 28 454 руб. 95 коп. пени за период с 10.10.2017 по 09.01.2018 по договору на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, от 28.09.2009 N 499.
Судом в рамках дела N А79-2410/2018 установлены следующие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение по настоящему делу.
На основании распоряжения Минимущества Чувашии от 29.10.2008 N 1676-р Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (арендодатель) и государственным унитарным предприятием Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (арендатор) заключен договор от 19.12.2008 N 340 на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности Чувашской Республики, площадью 52491 кв.м. с кадастровым номером 21:02:021204:2, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, пр. И.Яковлева, д. 37, занимаемый производственными зданиями и сооружениями для нужд уставной деятельности.
Договор на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики от 19.12.2008 N 340 заключен на срок с 17.07.2008 до 17.07.2018, вступает в силу с даты его государственной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (пункты 2.1, 2.2 договора).
Договор на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики от 19.12.2008 N 340, зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 02.02.2009.
Земельный участок передан по договору на сдачу в аренду земельного
участка, находящегося в собственности Чувашской Республики от 19.12.2008 N 340 арендатору по акту приема-передачи от 17.07.2008.
01.02.2010 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики от 19.12.2008 N 340, согласно которому годовой размер арендной платы за участок с 01.01.2010 составляет 2847414 руб. 82 коп.; государственная регистрация дополнительного соглашения произведена 03.03.2010.
18.01.2017 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики от 19.12.2008 N 340, согласно которому годовой размер арендной платы за участок с 01.01.2017 составляет в размере 2027856 руб. 12 коп., без учета НДС, и подлежит перечислению арендатором ежемесячно, равными долями за каждый месяц вперед, до 10 числа текущего месяца. Государственная регистрация дополнительного соглашения от 18.01.2017 произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 26.01.2017.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 19.06.2008 N 01-16/08-09248 на земельном участке с кадастровым номером 21:01:021204:2, площадью 52 491 кв.м по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И.Яковлева, д. 37, находятся одноэтажное здание из керамзитобетонных панелей с антресолями с одноэтажными и трехэтажными пристроят из керамзитобетонных панелей, одноэтажное кирпичное задание; здание котельной, одноэтажное кирпичное здание с антресолью; 4 одноэтажных кирпичных здания.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.05.2018 по делу N А79-2410/2018 иск удовлетворен частично, с государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в республиканский бюджет Чувашской Республики взыскано 1 268 111 руб. 79 коп., в том числе: - 506 964 руб. 03 коп. долга за период с 01.10.2017 по 31.12.2017, 13 782 руб. 93 коп. пени за период с 10.10.2017 по 09.01.2018 по договору на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, от 19.12.2008 N 340; - 463 939 руб. 35 коп. долга за период с 01.10.2017 по 31.12.2017, 12 613 руб. 22 коп. пени за период с 10.10.2017 по 09.01.2018 по договору на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, от 28.09.2009 N 499; - 265 537 руб. 02 коп. долга за период с 01.10.2017 по 17.12.2017, 5275 руб. 24 коп. пени за период с 10.10.2017 по 17.12.2017 по договору на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, от 21.05.2007 N11.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.09.2017 N 349 внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 N 148 (далее- Порядок).
В соответствии с указанными изменениями, ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка (пункт 1.4. Порядка).
Минюст Чувашии письмом от 16.05.2018 N 11/05-7491 указал на изменение порядка определения арендной платы и направил в адрес ответчика проект дополнительного соглашения к Договору N 340 (далее - проект Дополнительного соглашения), корреспонденция получена ответчиком 22.05.2018.
В соответствии с пунктом 1 проекта Дополнительного соглашения годовой размер арендной платы за Участок с 01.01.2018 устанавливается в сумме 5 400 221 руб. 50 коп, без учета НДС, и подлежит перечислению Арендатором в Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Минюст Чувашии) ежемесячно, равными долями за каждый месяц вперед, до 10 числа текущего месяца.
Согласно пункту 2 проекта Дополнительного соглашения абзац 2 пункта 2.2 Договора N 340 изложен в следующей редакции: "Изменение арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка производится не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня среднегодового индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год, не проводится".
25.05.2018 истец направил ответчику копии отчетов об оценки рыночной стоимости годового размера (ежегодной) арендной платы, в том числе и в отношении спорного земельного участка.
27.06.2018 Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики распоряжением N 452-р предоставило в аренду ГУП ЧР "Чувашавтотранс" земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности Чувашской Республики, площадью 52 491 кв. м, с кадастровым номером 21:01:021204:2, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д. 37, вид разрешенного пользования: занимаемый производственными зданиями и сооружениями, для нужд реестра недвижимости об объекте недвижимости, сроком до 30.06.2023.
В связи с чем Минюст Чувашии письмом от 16.07.2018 N 11/05-10687
направил в адрес Арендатора проект дополнительного соглашения к Договору N 340 (далее - проект Дополнительного соглашения).
В соответствии с пунктом 1 проекта Дополнительного соглашения годовой размер арендной платы за Участок с 01.01.2018 устанавливается в сумме 2 102 886 руб. 80 коп, без учета НДС, и подлежит перечислению Арендатором в Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Минюст Чувашии) ежемесячно, равными долями за каждый месяц вперед, до 10 числа текущего месяца.
Согласно пункту 3 проекта Дополнительного соглашения пункты 4,2, 4,3 Договора N 340 изложены в следующей редакции: "В случае изменения исходных данных для расчета арендной платы ее размер подлежит пересмотру. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 N 148 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, представленные в аренду без торгов" арендная плата ежегодно, но не более одного раза в год, изменяется в одностороннем порядке Арендодателем на размер уровня среднегодового индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год.
Изменение арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, производится не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня среднегодового индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год, не проводится.
При этом Арендодатель направляет Арендатору письменное уведомление, которое является обязательным для Арендатора и не подлежит дополнительному согласованию. Данное уведомление может быть доведено до Арендатора путем опубликования информационного сообщения в средствах массовой информации. Размер арендной платы устанавливается в соответствии с расчетом к договору, произведенным с учетом указанных изменений, и считается согласованным сторонами с момента опубликования решения об изменении исходных данных для расчета арендной платы в средствах массовой информации".
Письмом N 11/05-12126 от 08.08.2018 истец отозвал направленное письмо от 16.07.2018 N 11/05-10687 с приложениями.
Претензионным письмом от 17.08.2018 N 11-05/12707 истец обратился к ответчику оплатить задолженность по указанным договорам.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договорам на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, от 19.12.2008 N 340 в части оплаты арендных платежей послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Суд первой инстанции взыскал задолженность по арендной плате по договору аренды от 19.12.2008 N 340 в размере 1 147 543 руб. 03 коп. за период с 01.01.2018 по 17.07.2018 исходя из размера арендной платы, определенной в дополнительном соглашении от 18.01.2017 к данному договору.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение в обжалуемой части подлежащим изменению, а апелляционную жалобу частичному удовлетворению.
Отказывая истцу в праве исчислять арендную плату за спорный земельный участок на основании оценки рыночной стоимости права аренды за весь заявленный в иске период, суд первой инстанции сослался на абзац 3 пункта 2.1. Порядка, согласно которого при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, в таком договоре предусматривается возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня среднегодового индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской
Республики на текущий год, не проводит.
Учитывая, что оценка рыночной стоимости права аренды земельного участка из земель населенных пунктов, находящейся в государственной собственности Чувашской Республики, площадью 52491 кв. м., с кадастровым номером 21:01:021204:2, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д.37, проведена 29.03.2018 ООО "Аналитик Центр", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер арендной платы, рассчитанный по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, не может быть применен в спорный период.
Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Кодекса предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума N 73) разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать, что, в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Согласно пункту 19 Пленума арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленным на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку арендная плата за спорный земельный участок является регулируемой, стороны договора аренды обязаны руководствоваться размером арендной платы, предписанным в принятом уполномоченном на то органом государственной власти нормативном правовом акте.
В ходе судебного разбирательства установлено, что размер арендной платы за спорный земельный участок до спорного периода определен по договору на основании формулы расчета, базовым показателем в которой являлась кадастровая стоимость земельного участка (дополнительное соглашение от 18.01.2017).
В связи с принятием постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 349 от 08.09.2017 изменен порядок определения размера арендной платы за землю, а именно в основу расчета положена рыночная стоимость права аренды.
Таким образом, в результате издания уполномоченным органом нормативного правового акта произошло изменение механизма расчета размера ежегодной арендной платы за спорный земельный участок, связанное с ее первым определением по результатам рыночной оценки, а не изменение размера ежегодной арендной платы, определенной ранее по результатам рыночной оценки (в результате новой оценки).
При этом измененный порядок подлежит применению как к ранее заключенным договора аренды земельных участков, так и ко вновь заключаемым договорам.
В связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неприменении к спорным правоотношениям абзаца 3 пункт 2.1. Порядка.
Иной подход ставит в неравное положение арендаторов в зависимости от времени заключения договоров аренды, в то время как порядок расчета арендной платы за землю должен быть одинаковым для всех категорий лиц.
В тоже время суд апелляционной инстанции считает, что исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды N 340 от 19.12.2008 подлежат частичному удовлетворению, а довод апелляционной жалобы о необходимости применения нового порядка определения размера арендной платы с 01.01.2018 судом отклоняется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно которым арендная плата при аренде земельных участков определяется исходя из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
В рассматриваемом случае, размер арендной платы за спорный земельный участок был изменен на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.09.2017 N 349, вступившего в силу через десять дней после дня официального опубликования.
Вместе с тем, оценка рыночной стоимости права аренды земельного участка из земель населенных пунктов, находящейся в государственной собственности Чувашской Республики, площадью 52491 кв. м., с кадастровым номером 21:01:021204:2, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д.37, проведена ООО "Аналитик Центр" лишь 29.03.2018 (Отчет N 706/18 об оценке рыночной стоимости годового размера (ежегодной) арендной платы государственного имущества Чувашской республики).
Письмо с указанием нового размера арендной платы на основании рыночной оценки права аренды было направлено истцом ответчику лишь 16.05.2018, получено последним 22.05.2018.
Необходимо отметить, что арендная плата за земельный участок, применительно к спорной ситуации, рассчитывается на основании рыночной стоимости права аренды, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом определение размера арендной платы путем проведения независимой оценки рыночной стоимости права аренды, в порядке установленном законодательством, является обязанностью арендодателя.
Также необходимо отметить, что с момента издания постановления от 08.09.2017 N 349 у истца было достаточно времени для совершения необходимых действий по обеспечению применения нового порядка определения арендной платы за землю с 01.01.2018.
Таким образом, до проведения рыночной оценки права аренды спорного земельного участка и до уведомления о соответствующем размере арендной платы ответчик был лишен возможности проводить оплату арендных платежей по измененному размеру.
В связи с чем, размер арендной платы, рассчитанный по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, подлежит применению с момента уведомления ответчика о соответствующем изменении.
Иной подход противоречит принципу правовой определенности и принципу предсказуемости расчета размера арендной платы за землю.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность ретроспективного применения рыночной стоимости арендной платы.
При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца по договору от
19.12.2008 N 340 подлежит взысканию задолженность по арендной плате в размере 1 623 332 руб. 30 коп. за период с 01.01.2018 по 17.07.2018 и пени за период с 01.01.2018 по 17.07.2018 за неисполнение обязательств по указанному договору в сумме 220 260 руб. 16 коп. (с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аргумент заявителя о необоснованном применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации проверен и отклонен.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 5.2 договоров предусмотрено, что за каждый день просрочки в оплате арендной платы арендатор уплачивает пеню из расчета 0,1 процента от суммы недоимки.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении размера неустойки, исходя из двукратной учетной ставки Банка России.
Согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" установлено, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.
Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", разрешая вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения денежного обязательства и с этой целью определяя величину, достаточную для компенсации потерь кредитора, суды могут исходить из двукратной учетной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период такого нарушения. Вместе с тем, для обоснования иной величины неустойки, соразмерной последствиям нарушения обязательства, каждая из сторон вправе представить доказательства того, что средний размер платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника в период нарушения обязательства, выше или ниже двукратной учетной ставки Банка России, существовавшей в тот же период. Снижение судом неустойки ниже определенного таким образом размера допускается в исключительных случаях, при этом присужденная денежная сумма не может быть меньше той, которая была бы начислена на сумму долга исходя из однократной учетной ставки Банка России.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 определения от 21.12.2000 N 263-О, положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Оценив в совокупности имеющиеся материалы дела и согласованную сторонами в договоре ставку в размере 0,1 % от суммы долга, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о явной несоразмерности заявленной суммы неустойки последствиям нарушения обязательства.
Судом первой инстанции при уменьшении размера неустойки до двукратной ставки рефинансирования Банка России в полной мере учтены принципы разумности и справедливости.
Учитывая изложенное, принятое по делу решение в обжалуемой части подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм материального права, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики частичному удовлетворению.
С учетом взысканной судом первой инстанции задолженности по договору аренды N 499 от 28.09.2009 в размере 1 129 349 руб., неустойки за неисполнение обязательств по указанному договору в сумме 197 936 руб. 66 коп., по результатам рассмотрения настоящего дела с ответчика подлежит взысканию 2 752 681 руб. 30 коп. долга, 418 196 руб. 82 коп. пеней.
В остальной части законность и обоснованность судебного акта при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялись.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу пункта 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдает арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.03.2019 по делу N А79-12344/2018 в обжалуемой части изменить, апелляционную жалобу Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики удовлетворить частично.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в республиканский бюджет Чувашской Республики 2 752 681 руб. 30 коп. задолженности, 418 196 руб. 82 коп. пеней.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в доход федерального бюджета 28 143 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска, 493 руб. 29 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12344/2018
Истец: Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики
Ответчик: ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Парамонов Юрий Николаевич