г. Вологда |
|
14 августа 2019 г. |
Дело N А13-5703/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе и председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Показатель" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 мая 2019 года по делу N А13-5703/2019 (судья Корепин С.В.),
установил:
Комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района (адрес: 162390, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, г. Великий Устюг, просп. Советский, д. 107; ОГРН 1023502696227, ИНН 3526007773; далее - Комитет) обратился к арбитражный суд с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Показатель" (адрес: 162394, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Сотниково, ул. Центральная, д. 17; ОГРН 1173525024200, ИНН 3526035361; далее - КФХ "Показатель") о признании недействительным договора безвозмездного пользования находящимся в государственной собственности земельным участком от 16.04.2018 N 19-ЗП и применении последствий недействительности сделки в виде возложения на ответчика обязанности по возврату земельного участка с кадастровым номером 35:10:0307015:76.
Решением суда от 16 мая 2019 года исковые требования Комитета удовлетворены в полном объеме, кроме того, с КФХ "Показатель" в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Ответчик с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что Комитетом соблюдена процедура предоставления земельного участка, предусмотренная статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Со стороны ответчика нарушений условий договора не допущено и оснований для расторжения договора не имеется. КФХ "Показатель" ведет свою деятельность на спорном земельном участке в полном объеме; 04.12.2018 администрацией Великоустюгского муниципального района КФХ "Показатель" выдано разрешение на строительство склада на данном земельном участке, объект готовится к вводу в эксплуатацию и постановке на государственный кадастровый учет. Считает, что оснований для квалификации заключенного сторонами договора безвозмездного пользования земельным участком в качестве ничтожной сделки в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не имеется. Указывает на пропуск срока исковой давности для оспаривания сделки. Полагает, что положения статьи 39.18 ЗК РФ, на которую ссылается суд первой инстанции, к спорным правоотношениям не применимы.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации Великоустюгского муниципального района от 22.09.2017 N 1496 "О предварительном согласовании КФХ "Показатель" предоставления земельного участка и об утверждении схемы его расположения" Комитетом (Ссудодатель) и КФХ "Показатель" (Ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования находящегося в государственной собственности земельного участка от 16.04.2018 N 19-ЗП, в соответствии с которым Ссудополучателю предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:10:0307015:76, находящийся по адресу: Вологодская обл., Великоустюгский р-н, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное использование, общей площадью 799 210 кв. м.
Согласно пункту 2.1 договора он заключен на срок с 16.04.2018 по 15.04.2024.
По акту приема-передачи от 16.04.2018 участок передан Комитетом Ссудополучателю.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.06.2018.
В октябре 2018 года Великоустюгской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности администрации Великоустюгского муниципального района в сфере выделения гражданам земельных участков для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, по результатам которой вынесено представление от 24.10.2018 N 07-02-2018 об устранении нарушений закона. В представлении в том числе указано на незаконность предоставления земельных участков в безвозмездное пользование при отсутствии публикации извещения о таком предоставлении, предусмотренного статьей 39.18 ЗК РФ.
В целях устранения выявленных нарушений Комитет обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования Комитета правомерными.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами суда.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Условия предоставления земельного участка в безвозмездное пользование определены в статье 39.10 ЗК РФ.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Порядок предоставления земельных участков в безвозмездное пользование регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В данном случае земельный участок предоставлен ответчику в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы, предусмотренные статьей 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Требования к содержанию извещения определены в пункте 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
Как верно указал суд первой инстанции, из приведенных правовых норм следует, что земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в безвозмездное пользование без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом, наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов. Наличие либо отсутствие претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования соответствующего извещения.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.07.2018 по делу N А48-6895/2017, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03.06.2019 по делу N А57-22464/2018 и соответствуют правовому походу, сформулированному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае при заключении спорного договора безвозмездного пользования земельным участком приведенные выше требования статьи 38.19 ЗК РФ не соблюдены.
Поскольку решение об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка для осуществления КФХ "Показатель" его деятельности не принималось, уполномоченный орган обязан был обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.
Однако официальная публикация извещения о предоставлении спорного земельного участка в безвозмездное пользование не производилась, чем нарушен публичный порядок предоставления земельных участков и права неопределенного круга лиц, которые могли претендовать на данный участок.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пунктам 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы,
Таким образом, поскольку при заключении спорного договора безвозмездного пользования земельным участком нарушен порядок, предусмотренный статьями 39.14, 39.18 ЗК РФ, суд первой инстанции правомерно признал данный договор ничтожной сделкой на основании статьи 168 ГК РФ.
В качестве последствий недействительности сделки суд в соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ обоснованно возложил на КФХ "Показатель" обязанность по возврату земельного участка Комитету.
Доводы ответчика об отсутствии с его стороны нарушений условий договора подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для настоящего спора. Обстоятельства исполнения сторонами договора не свидетельствуют о его действительности при доказанности факта нарушения порядка предоставления земельного участка.
Ссылка ответчика на выдачу разрешения на строительство склада на спорном земельном участке не принимается апелляционным судом. Как следует из разрешения на строительство от 04.12.2018 N RU 35-35505000-119-2018, строительство склада предусмотрено на земельном участке с кадастровым номером 35:10:0308027:35, а не на спорном земельном участке с кадастровым номером 35:10:0307015676.
Доводы апеллянта о пропуске истцом срока исковой давности являются необоснованными. На момент обращения Комитета 25.03.2019 в суд с настоящим иском установленный пунктом 1 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности для оспаривания ничтожной сделки не пропущен.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено оснований для ее удовлетворения.
Доводы, приведенные ответчиком в жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого решения. Иное толкование апеллянтом норм земельного законодательства и иная правовая оценка обстоятельств спора не свидетельствуют об ошибочности выводов суда и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба КФХ "Показатель" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 мая 2019 года по делу N А13-5703/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Показатель" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5703/2019
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района
Ответчик: КФХ "Показатель"
Третье лицо: комитет по управлению имуществом администрации великоустюгского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14467/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14467/19
14.08.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6044/19
05.06.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-5703/19
16.05.2019 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-5703/19