15 августа 2019 г. |
Дело N А83-19265/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Лесик А.В., с участием представителя от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Сорокин О.Н. по доверенности от 14.05.2019 N 24/02-28, по доверенности от 31.07.2019 N 06-20/10913@, в отсутствии общества с ограниченной ответственностью "Кэролл", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 июня 2019 года по делу N А83-19265/2018 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кэролл" об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Республике Крым, при участии заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кэролл" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (далее по тексту - Инспекция) от 29.08.2018 N 669А об отказе в государственной регистрации. В качестве способа восстановления нарушенных прав просит обязать Инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об адресе места нахождения общества.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03 июня 2019 года заявление удовлетворено. Суд признал незаконным решение Инспекции от 29.08.2018 N 669А об отказе в государственной регистрации; обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об адресе места нахождения общества с ограниченной ответственностью "Кэролл" - 297403, Республика Крым, г. Евпатория, у. 9 Мая, дом 53, литера А, помещение 24; взыскал с Инспекции в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000,00 руб.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Крым от 03 июня 2019 года, Инспекция и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционных жалоб ссылаются на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 06.08.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09.10 ч. 08.08.2018.
Представитель Инспекции и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержал.
От общества поступили отзывы на апелляционные жалобы, согласно которым против удовлетворения апелляционных жалоб возражает, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а также заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствии его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.12.2003 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве осуществлена государственная регистрация ООО "Кэролл" по адресу: просп. Керамический, 53, корп. 1, г. Москва, и ему присвоены следующие ОГРН - 1037789037846, ИНН - 7713515686.
Вследствие принятия 12.02.2018 единственным участником общества решения N 2 23.07.2018 общество обратилось в Инспекцию с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением места нахождения ООО "Кэролл", приложив к заявлению следующий пакет документов: решение единственного участника общества от 12.02.2018 N 2; устав общества в новой редакции; гарантийное письмо от собственника помещения; договор аренды нежилого помещения от 03.05.2018; документы, подтверждающие право собственности Хохловой Е.В. на сдаваемое в аренду нежилое помещение - договор дарения доли нежилых помещений от 29.04.2005, извлечение о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество от 09.02.2007, план БТИ, документ об уплате государственной пошлины.
В качестве нового адреса места нахождения юридического лица в заявлении по форме Р13001 указан ул. 9 Мая, 53, лит. А, пом. 24, г. Евпатория.
27.07.2018 по поручению Инспекции инспекторами МИФНС N 6 по Республике Крым проведены следующие контрольные мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в отношении места нахождения общества по адресу: ул. 9 Мая, 53, лит. А, пом. 24, г. Евпатория: проведен осмотр помещения в присутствии понятых, взяты объявления у генерального директора ООО "Кэролл", сделаны фотографии помещения.
30.07.2018 государственная регистрация приостановлена по мотиву несоответствия сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России, о чем вынесено соответствующее решение N 669А. Обществу в срок до 19.08.2018 предложено предоставить документы и пояснения, опровергающие предположения о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Доказательства вручения обществу копии названного решения в материалах дела отсутствуют.
29.08.2018 (опечатка в указании даты, указано 23.07.2018) Инспекцией принято решение N 669А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ относительно ООО "Кэролл" со ссылками на п. "р" ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ) ввиду отсутствия связи с юридическим лицом по новому адресу.
Полагая, что указанное решение Инспекции является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с данным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что при принятии оспариваемого решения Инспекция не обладала неоспоримыми доказательствами недостоверности представленных обществом сведений.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу ч. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 18 Закона N 129-ФЗ, представление документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, внесенными в учредительный документ юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона.
Частью 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно ч. 4.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, Законом N 129-ФЗ установлены основания для проведения проверки достоверности сведений о государственной регистрации изменений юридического адреса лица, а равно и способы проведения такой проверки регистрирующим органом.
Согласно п. "р" ч. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных п. "в" ч. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ (адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании п. "р" ч. 1 ст. 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии указанных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Согласно п. 3 указанного выше постановления регистрирующий орган в решении должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.
Из материалов дела следует и судом установлено, что вывод Инспекции о недостоверности сведений о новом адресе ООО "Кэролл" (ул. 9 Мая, 53, лит. А, пом. 24, г. Евпатория, Республика Крым, 297400) основан на неполучении обществом информационного письма от 31.07.2018 N 03-10/001303 и возвратом отделением почтовой связи отправления с отметкой "истек срок хранения" (почтовый идентификатор N 29505324104960, т. 3 л.д. 24-25).
Однако согласно ответу ФГУП "Почта Крыма" от 05.12.2018 N 09.2-8/1/241/3932 на соответствующий запрос общества относительно обстоятельств доставки заказного письма почтовое отправление N29505324104960, адресованное ООО "Кэролл" (ул. 9 Мая, 53А, пом. 24, г. Евпатория, Республика Крым, 297400), поступило в отделение связи 06.08.2018, выдано в доставку почтальону и вследствие отсутствия дома N 53 с литерой А по улице 9 Мая, было доставлено по адресу: ул. 9 Мая, 53, пом. 24, г. Евпатория, Республика Крым, 297400.
04.09.2018 отправление по истечению срока хранения возвращено отправителю (т. 1 л.д. 17).
В этой связи с учетом пояснений заинтересованных лиц во взаимосвязи с материалами дела основанием для вынесения налоговым органом датированного 29.08.2019 решения об отказе в государственной регистрации послужило неполучение ООО "Кэролл" информационного письма от 31.07.2018 N 03-10/001303, возвращенного отправителю 04.09.2018 и полученного им 11.09.2018, то есть после вынесения последнего.
При этом из акта обследования адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица от 27.07.2018, составленного инспекторами МИФНС N 6 по Республике Крым по поручению МИФНС N 9 по Республике Крым, следует, что по адресу: ул. 9 Мая, 53, лит. А, пом. 24, г. Евпатория установлены признаки нахождения ООО "Кэролл" с указанием его режима работы и опрошен генеральный директор общества, о чем составлен протокол осмотра (т. 1 л.д. 77-81).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при принятии оспариваемого решения Инспекция в нарушение вышеуказанных норм не обладала неоспоримыми доказательствами недостоверности представленных обществом сведений.
Каких-либо доказательств в понимании ст. 64 АПК РФ, подтверждающих, что адрес общества указан без намерения его использовать для осуществления связи, равно как и доказательств его обозначения как адреса большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по данному адресу невозможна, суду представлено не было.
Оснований полагать, что обществом представлены в налоговый орган недостоверные или недостаточные сведения у суда отсутствуют.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое решение Инспекции от 29.08.2018 N 669А об отказе в государственной регистрации противоречит положениям Закона N 129-ФЗ, нарушает права и законные интересы ООО "Кэролл" в сфере предпринимательской деятельности, и, как следствие, подлежит признанию недействительным.
С целью восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции в порядке п. 3 ч. 3 ст. 201 АПК РФ посчитал необходимым обязать Инспекцию внести в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений об адресе места нахождения ООО "Кэролл".
Между тем, суд первой инстанции не учел следующего.
Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем в пункте 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Из анализа положений статьи 2 и пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что признавая оспариваемый акт недействительным или решение незаконным суд вправе обязать орган, принявший оспариваемый акт, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре.
В соответствии с частью 2 статьи 8 указанного Закона содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи. При написании адреса органами государственной власти, органами местного самоуправления обеспечивается соблюдение установленных Правительством Российской Федерации требований к структуре адреса.
Таким образом, регистрирующий орган при рассмотрении заявления о государственной регистрации обязан руководствоваться сведениями, содержащимися в государственном адресном реестре.
В процессе судебного разбирательства установлено что адрес, указанный в заявлении общества - ул. 9 Мая, 53 литер А, пом. 24, г. Евпатория, Республика Крым, отсутствует в государственном адресном реестре.
В связи с чем, апелляционная коллегия полагает, что указанный судом первой инстанции способ устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, не повлечет восстановление нарушенного права общества.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение следует отменить в части возложения обязанности на Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 июня 2019 года по делу N А83-19265/2018 отменить в части возложения обязанности на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N9 по Республике Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кэролл" путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об адресе места нахождения общества с ограниченной ответственностью "Кэролл" - 297403, Республика Крым, г. Евпатория, ул. 9 Мая, дом 53, литера А, помещение 24.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 июня 2019 года по делу N А83-19265/2018 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19265/2018
Истец: ООО "КЭРОЛЛ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ