г. Самара |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А55-10826/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от заявителя - Татаринцева Т.И., дов. от 29.12.2018 г.,
от ответчика - Ушакова Е.А., дов. от 09.01.2019 г., Михайлин М.П., дов. от 09.01.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СамараСпецГазСтрой" на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2019 по делу N А55-10826/2019 (судья Якимова О.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамараСпецГазСтрой",
к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
об оспаривании постановления N 91-Р/812-054-Ю от 20.03.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СамараСпецГазСтрой" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обжаловании постановления Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 91-Р/812-054-Ю от 20.03.2019 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 210 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2019 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "СамараСпецГазСтрой" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили возражения Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20 марта 2019 г. заместителем руководителя Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено Постановление N 91-Р/812-054-Ю о назначении административного наказания.
Данным Постановлением ООО "СамараСпецГазСтрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 210 000 рублей.
Постановление о назначении административного наказания N 91-Р/812-054-Ю от 20.03.2019 общество считает незаконным, необоснованным, вынесенным с грубейшими нарушениями норм материального и процессуального права и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Управлением Ростехнадзора было вынесено Распоряжение N 91-р о проведении в период с 18.02.2019 г. по 26.02.2019 г. внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица Акционерного общества "Самаранефтегаз" незаконченного строительством объекта капитального строительства "Сбор нефти и газа со скважин NN 149, 156, 172, 173 Западно-Коммунарского месторождения" - 1, II, III, этапы строительства, расположенного по адресу: Самарская область, Кинельский район.
ООО "СамараСпецГазСтрой" как лицо, привлекаемое к административной ответственности, с документами о назначении внеплановой проверки не ознакомлено, и, соответственно, не было извещено о поводе проведения внеплановой выездной проверки, чем нарушены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно примечаниям к ст.28.1 КоАП РФ "дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки."
Как следует из текста Постановления, 26.02.2019 г. по результатам внеплановой выездной проверки был составлен Акт N 07-812-02-19-048, который не был представлен лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Заявитель указывает, что в протоколе отсутствуют доказательства полномочий защитника, имеется лишь ссылка на доверенность, тогда как доверенностью подтверждаются полномочия лишь представителя, а не защитника.
Таким образом, по мнению заявителя, Протокол N 91-Р/812-054-Ю от 11.03.2019 г. об административном правонарушении составлен с нарушением требований закона.
В Постановлении не содержатся доказательства отсутствия предпринятых обществом мер для соблюдения правил и норм, тогда как бремя доказывания по административным делам лежит на административном органы.
Кроме того, заявитель указывает, что действующее законодательство не предусматривает право административного органа на привлечение к административной ответственности юридического лица по проведенной проверке в отношении другого юридического лица.
Доводы заявителя суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельными по следующим основаниям.
Управление осуществляет государственный строительный надзор в Российской Федерации в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Постановлением Правительства РФ от 01.02.06 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".
В соответствии с пп. "а", п. 2, ч. 5 ст. 54 ГрК РФ, к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:
- проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства.
Как следует из материалов дела, 28.12.2018 (вх. N 56779) в адрес управления от заказчика - АО "Самаранефтегаз" поступило извещение N СНГ 57-8/05441 об окончании строительства "Сбор нефти и газа со скважин N N 149, 156, 172, 173 Западно-Коммунарского месторождения" - I, II, III этапы строительства, расположенного по адресу: Самарская область, Кинельский район.
Управлением на основании распоряжения от 11.01.2019 N 91-р в период с 18.02.2019 по 26.02.2019 была проведена выездная проверка в отношении АО "Самаранефтегаз".
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
ООО "СамараСпецГазСтрой" является лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства: "Сбор нефти и газа со скважин N N 149, 156, 172, 173 Западно-Коммунарского месторождения" - I, II, III этапы строительства, расположенного по адресу: Самарская область, Кинельский район, на основании договора от 25.09.17 N 17-04217-010/3224117/2096Д (далее - Договор), заключенного с АО "Самаранефтегаз" (Заказчик).
Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Кроме того, лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечить доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с ч. 6 ст. 54 ГрК РФ, а также в соответствии с п. 79 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, утвержденный приказом Ростехнадзора от 31.01.13 N 38, зарегистрирован в Минюсте 31.07.13 N 29225 (далее - Административный регламент N 38), по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Управлением по итогам проверки был составлен акт проверки от 26.02.19 N 07-812-02-19-048, который, в соответствии с требованиями ФЗ N 294-ФЗ, был вручен представителю АО "Самаранефтегаз" по доверенности от 01.01.19 N СНГ-133/19 - Шейну В.В., а также выдано предписание лицу, допустившему нарушения - ООО "СамараСпецГазСтрой" от 26.02.19 N 07-812-02-19-048/1, с указанием сроков устранения выявленных нарушений (до 27.05.19).
Предписание от 26.02.19 N 07-812-02-19-048/1 было получено представителем заявителя с надлежаще оформленной доверенностью от 01.12.18 - Кругловым И.И. Предписание от 26.02.19 N 07-812-02-19-048/1 в судебном порядке обжаловано не было.
Согласно п. 89 Административного регламента N 38, при выявлении в ходе проведения проверки действий (бездействия), за совершение которых предусмотрена административная ответственность, должностное лицо Ростехнадзора осуществляет полномочия в соответствии и в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В силу ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ, полномочия иного лица (представитель/ защитник), удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Кроме того, как следует из ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1).
Место нахождения юридического лица определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ч. 3).
В связи с выявлением нарушений обязательных требований законодательства РФ, в соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ, в адрес заявителя было направлено уведомление от 26.02.19 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Данное уведомление получено заявителем 04.03.2019, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Частью 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
11.03.19 должностным лицом Управления, на основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 91-р/812-054-Ю, по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении требований градостроительного законодательства, на составление которого явился представитель заявителя с доверенностью от 10.01.19 - Артамонов Д.В.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.56 КоАП РФ, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный строительный надзор рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
20.03.19 Управлением было вынесено постановление о назначении административного наказания N 91-р/812-054-Ю в отношении Общества, по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
На рассмотрение дела законный представитель или представитель по доверенности не явился, в деле имеются сведения о надлежащем извещении лица. В связи с чем, Управлением, в соответствии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, копия постановления от 20.03.19 N 91-р/812-054-Ю была направлена на юридический адрес Общества заказным письмом с уведомлением, которое было получено заявителем 27.03.19, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 44310533908839.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление административного органа является законным.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2019 года по делу N А55-10826/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10826/2019
Истец: ООО "СамараСпецГазСтрой
Ответчик: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору