Во исполнение Плана работы ФАС России по обзору и анализу товарных и финансовых рынков на период до 2008 года (пункт 1.6 Приложения N 1 Плана работы), утвержденного приказом ФАС России от 09.11.2006 N 285, ФАС России подготовлены Методические указаний# по обзору состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций и формы аналитического отчета, утвержденные на заседании Комиссии Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков 09.02.2007.
При проведении обзора конкуренции на указанных рынках прошу руководствоваться утвержденными Методическими указаниями.
Срок представления обзора состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций в ФАС России - до 1 августа 2007 года.
Приложение:
1. Методические указаний# по обзору состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций на 4 л. в 1 экз. (включая план обзора);
2. формы аналитического отчета на 5 л. в 1 экз.
|
А.Н. Голомолзин |
Методические указания
по обзору состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций
Настоящие "Методические указания по обзору состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций" (далее - Методические указания) разработаны на основе Приказа ФАС России от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" для практического применения территориальными органами ФАС России (далее - ТО ФАС России) с учетом специфики рынков авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций.
Целью настоящего обзора является оценка конкурентной среды на локальных рынках в аэропортах Российской Федерации и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынков для выявления наличия признаков нарушений антимонопольного законодательства.
По результатам проведения обзора состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций ТО ФАС России представляют в ФАС России аналитический отчет согласно Плану обзора состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций и заполненные формы аналитического отчета, приведенные в Приложении 1 к настоящим Методическим указаниям.
Обзор состояния конкуренции проводится за период 2006 г. во всех аэропортах федерального значения, находящихся на территории, на которой ТО ФАС России осуществляет свою деятельность, за исключением аэропортов (аэродромов) военного назначения.
В целях обзора состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций необходимо учитывать, что обеспечение и заправка авиакеросином воздушных судов (далее - ВС) включает в себя деятельность хозяйствующих субъектов на трех взаимосвязанных рынках:
а) оказание услуг по хранению авиакеросина;
б) оказание услуг по заправке ВС авиакеросином;
в) реализация авиакеросина.
Вышеуказанные рынки следует рассматривать как локальные, то есть в качестве географических границ принимаются административные границы аэропортов.
Продуктовыми границами рынков соответственно являются:
а) услуга по хранению авиакеросина;
б) услуга по заправке ВС авиакеросином;
в) авиакеросин (марки авиакеросина ТС-1 и РТ являются взаимозаменяемыми, но при сборе информации о производителях, поставщиках, ценах и объемах и при заполнении форм аналитического отчета данные марки авиакеросина необходимо учитывать раздельно).
Структура аналитического отчета, представленная в Плане обзора состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций, является обязательной для всех ТО ФАС России. Аспекты рынка, не указанные в структуре отчета, но оказывающие существенное влияние на состояние конкурентной среды, приводятся в отчете отдельным приложением в свободной форме.
При отсутствии каких-либо данных в аналитическом отчете, пропуске пунктов отчета, а также при незаполнении форм аналитического отчета необходимо указать причину отсутствия информации и данных.
Аналитический отчет и формы аналитического отчета представляются в ФАС России как на бумажном носителе, так и в электронном виде с использованием Microsoft Office версии не ниже Microsoft Office 1997 (аналитический отчет - в MS Word, формы аналитического отчета - в MS Excel).
При составлении аналитического отчета и заполнении форм аналитического отчета необходимо указать источник получения соответствующей информации.
План обзора состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливо-заправочных организаций
1. Краткое описание локальных рынков региона (аэропортов):
1.1. Информация об аэропортах:
- количество аэропортов в регионе;
- наименования (указать точное наименование юридического лица согласно учредительным документами и, если есть, общепринятое сокращенное название);
- расположение (указать местонахождение аэропорта: близость/удаленность от города/административного центра, иное);
- грузопассажирский поток (количество перевозимых пассажиров в год, средний объем перевозимых грузов в тыс. тонн);
- социально-экономическая значимость для региона (кратко);
1.2. Специфика экономико-географического положения:
- близость аэропорта к нефтеперерабатывающим заводам (далее - НПЗ);
- транспортная инфраструктура топливных поставок (с каких НПЗ существует возможность поставок авиакеросина, возможные виды транспорта для доставки авиакеросина, фактически используемые виды транспорта и др.);
- иная специфика.
2. Участники локальных рынков:
2.1. наличие и количество топливо-заправочных компаний, включая службы топливообеспечения аэропортов (далее - ТЗК):
- ТЗК, оказывающие услуги по заправке ВС собственным авиакеросином (т.е. те ТЗК, которые закупают авиакеросин, хранят, реализуют потребителям и оказывают услуги по заправке ВС собственным авиакеросином);
- ТЗК, оказывающие комплексные услуги (т.е. как оказывающие услуги по заправке ВС собственным авиакеросином, так и оказывающие услуги по заправке ВС авиакеросином, принадлежащим иным хозяйствующим субъектам, которым ТЗК оказывает услуги по хранению авиакеросина);
- хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по хранению авиакеросина;
- ТЗК, ведущие деятельность с применением иных схем договорных взаимоотношений при хранении, реализации авиакеросина и оказании услуг по заправке ВС авиакеросином (с кратким описанием схем);
2.2. авиакомпании-потребители авиакеросина:
- количество (указать число авиакомпаний, использующих данный аэропорт и осуществляющих заправку/дозаправку на его мощностях);
- наименования (указать точное наименование юридического лица согласно учредительным документам и, если есть, общепринятое сокращенное название);
- поставщики авиакеросина (указать, какие ТЗК осуществляют услуги (комплекс услуг) по заправке ВС авиакомпании авиакеросином);
2.3. сложившиеся хозяйственно-экономические связи:
- оптовые поставщики авиакеросина (наименование юридического лица согласно учредительным документам);
- НПЗ, с которых поставляется авиакеросин;
- специфика и особенности снабжения авиакеросином и оказания ТЗК услуг по хранению для третьих лиц - при наличии (описать специфику логистики, оплаты, графиков поставок, лимиты отгрузки и хранения, другое).
3. Ситуация на рынке (поведение участников):
3.1. Динамика цен на авиакеросин, на услуги по хранению авиакеросина и заправке ВС:
- скидки (размер, условия предоставления, круг лиц, получившие скидку);
- дискриминация и ущемление интересов ХС, приобретающих авиатопливо, комплекс услуг ТЗК (возможность применения схем "свои-чужие" по поставкам, ценам и так далее);
- наличие признаков монопольно высоких/низких цен;
- сезонность (влияние сезонности на цены, обозначить тенденции);
- иное (региональная специфика, отдельные особенности и др. - по усмотрению ТО ФАС России);
3.2. наличие и оценка тарифных положений ТЗК (инструкций по ценообразованию, иных документов, устанавливающих цену на топливо, комплекс услуг ТЗК или влияющих на них - проанализировать на предмет соответствия антимонопольному законодательству);
3.3. жалобы участников рынка (наименования заявителя, местонахождение, ответчик, предмет жалобы, краткое описание ситуации, результаты рассмотрения, принятые меры);
3.4. возбужденные дела о нарушении антимонопольного законодательства (указать сколько возбуждено, предмет нарушения, краткое описание, чем закончилось/стадия рассмотрения).
4. Оценка состояния конкуренции (по каждому рынку отдельно):
4.1. уровень концентрации на локальном рынке;
4.2. вид рынка (с развитой конкуренцией, с недостаточно развитой, с неразвитой конкуренцией);
4.3. наличие факторов, ограничивающих конкуренцию, в том числе, вертикально-интегрированных структур (ВИНК, торговый дом "Топливное обеспечение аэропортов", базовых авиакомпаний, операторов аэропортов);
4.4. наличие и возможность преодоления барьеров входа на рынок;
4.5. экономическая обоснованность, техническая возможность и целесообразность создания (входа на рынок) ТЗК, альтернативных действующим в аэропортах, в целях развития конкуренции, снижения стоимости авиакеросина и улучшения условий недискриминационного доступа к услугам ТЗК (оценка и позиция территориального органа излагается в свободной форме).
Таблица 1
(Топливо-заправочные компании)
Регион |
Наименование аэропорта |
Наименование ТЗК* |
Объем емкостей для хранения, тн |
Виды услуг ТЗК** |
Принадлежность ТЗК к группе лиц*** |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
_____________________________
* Хозяйствующий субъект, который фактически осуществляет использование емкостей для хранения авиакеросина для заправки ВС (на правах собственности, аренды, оперативного управления), т.е. как непосредственно ТЗК, так и службы авиатопливообеспечения
** Указывается:
1 - ТЗК осуществляет хранение своего авиакеросина и заправку ВС своим авиакеросином
2 - ТЗК осуществляет хранение своего авиакеросина и заправку ВС своим авиакеросином, а также оказывает услуги по хранению третьим лицам и заправку ВС авиакеросином третьих лиц
3 - ХС, оказывающие услуги по хранению авиакеросина (только хранение)
*** Указывается принадлежность к группе лиц ВИНК или аэропорта, или ТД "ТОАП" (торговый дом "Топливное обеспечение аэропортов"), или базовых авиакомпаний или операторов аэропортов
Таблица 2
Поставки авиакеросина топливо-заправочным компаниям
Регион |
Наименование аэропорта |
Наименование ТЗК*(1) |
Марка авиакеросина*(4) |
Наименование поставщика топлива |
Принадлежность поставщика к ВИНК |
Объем и цена поставок по всем поставщикам |
НПЗ- производители авиакеросина*(3) |
Примечание |
|||||
январь 2006 |
... |
декабрь 2006 |
|||||||||||
объем, тн |
ср. цена, руб./тн.*(2) |
объем, тн |
ср. цена руб./тн. |
объем, тн |
ср. цена, руб./тн. |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
... |
... |
29 |
30 |
31 |
32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_____________________________
*(1) указываются ТЗК из графы 3 Таблицы 1.
*(2) Ср. цена поставщика за месяц
*(3) НПЗ, с которых поставляется авиакеросин, может быть указано несколько НПЗ у одного поставщика
*(4) данные по маркам авиакеросина ТС-1 и РТ заполняются отдельно по всем графам таблицы
Таблица 3
Реализация топливо-заправочными компаниями
авиакеросина и услуг по заправке ВС
Регион |
Наименование аэропорта |
Наименование ТЗК*(1) |
Марка авиакеросина*(4) |
Наименование потребителя авиакеросина |
Объем и цена реализации авиакеросина*(2) |
Примечание |
||||||||
январь 2006 |
... |
декабрь 2006 |
||||||||||||
объем, тн |
ср. цена авиакеросина, руб./тн.*(3) |
ср. цена заправки, руб./тн.*(3) |
объем, тн |
ср. цена , руб./тн. |
ср. цена заправки, руб./тн.*(3) |
объем, тн |
ср. цена, руб./тн. |
ср. цена заправки, руб./тн.*(2) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
... |
... |
... |
39 |
40 |
41 |
42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_____________________________
* указываются ТЗК из графы 3 Таблицы 1.
*(2) объем авиакеросина, принадлежащего ТЗК и использованного для заправки ВС потребителя
*(3) ср. цена авиакеросина при заправке ВС (без иных составляющих, только стоимость авиакеросина), ср. цена услуги по заправке ВС
*(4) данные по маркам авиакеросина ТС-1 и РТ заполняются отдельно по всем графам таблицы
Таблица 4
Оказание топливо-заправочным компаниями
услуг по хранению авиакеросина
Регион |
Наименование аэропорта |
Наименование ТЗК*(1) |
Марка авиакеросина*(4) |
Наименование собственника авиакеросина*(2) |
Объем и стоимость хранения авиакеросина |
Примечание |
|||||
январь 2006 |
... |
декабрь 2006 |
|||||||||
объем, тн |
ср. цена*(3) |
объем, тн |
ср. цена*(3) |
объем, тн |
ср. цена*(3) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
... |
... |
28 |
29 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_____________________________
*(1) указываются ТЗК из графы 3 Таблицы 1.
*(2) Наименования компаний, самостоятельно закупающих авиакеросин и пользующихся услугами данной ТЗК по хранению авиакеросина.
*(3) Ср. стоимость услуг хранения за месяц
*(4) данные по маркам ТС-1 и РТ заполняются отдельно по всем графам таблицы
Таблица 5
Поставки авиакеросина потребителям, пользующимся
услугами ТЗК по хранению авиакеросина
Регион |
Наименование аэропорта |
Наименование собственника авиакеросина*(1), пользующегося услугами ТЗК по хранению |
Марки авиакеросина*(4) |
Наименование поставщика авиакеросина |
Принадлежность поставщика к ВИНК |
Объем и цена поставок по всем поставщикам |
НПЗ- производители авиакеросина*(3) |
Примечание |
|||||
январь 2006 |
... |
декабрь 2006 |
|||||||||||
объем, тн |
ср. цена, руб./тн.*(2) |
объем, тн |
ср. цена, руб./тн. |
объем, тн |
ср. цена, руб./тн. |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
... |
... |
29 |
30 |
31 |
32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_____________________________
*(1) указываются компании из графы 4 Таблицы 4.
*(2) Ср. цена поставщика за месяц
*(3) НПЗ, с которых поставляется авиакеросин, может быть указано несколько
*(4) данные по маркам авиакеросина ТС-1 и РТ заполняются отдельно по всем графам таблицы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях реализации полномочий ФАС России по контролю и надзору за состоянием конкурентной среды на товарных рынках подготовлены Методические указания по обзору состояния конкуренции на рынках авиакеросина и услуг топливозаправочных организаций, а также формы аналитического отчета.
Обзор состояния конкуренции проводится территориальными органами ФАС России с целью оценки конкурентной среды на локальных рынках в аэропортах Российской Федерации и определения взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынков для выявления наличия признаков нарушений антимонопольного законодательства.
Обзор состояния конкуренции проводится за период 2006 г. во всех аэропортах федерального значения, находящихся на территории, на которой территориальный орган ФАС России осуществляет свою деятельность, за исключением аэропортов (аэродромов) военного назначения.
При проведении обзора состояния конкуренции необходимо учитывать, что обеспечение и заправка авиакеросином воздушных судов включает в себя деятельность хозяйствующих субъектов на трех взаимосвязанных рынках: оказание услуг по хранению авиакеросина, оказание услуг по заправке воздушных судов авиакеросином и реализация авиакеросина. Указанные рынки следует рассматривать как локальные, то есть в качестве географических границ принимаются административные границы аэропортов.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 февраля 2007 г. N АГ/1772 "О проведении обзора состояния конкуренции на рынках авиакеросин"
Текст письма официально опубликован не был