г. Чита |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А10-1149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Тункинский район" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 июня 2019 года по делу N А10-1149/2019 по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Тункинский район" (ОГРН 1020300859127, ИНН 0320001606) к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087) о признании права собственности на земельные участки, с привлечением в качестве третьих лиц: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН 1027700221450, ИНН 7710256289), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Тункинский" (ОГРН 1020300859952, ИНН 0320000352), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Бурятия (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), МБДОУ "Далахайский детский сад" (ИНН 0320002293 ОГРН 1020300859534), МБОУ "Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1020300858885, ИНН 0320001370), МБДОУ "Хужирский детский сад" (ОГРН 1020300858819, ИНН 0320002399), МБДОУ "Кыренский детский сад комбинированного вида N 4" (ОГРН 1020300859237, ИНН 0320002222), МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Шулутовская начальная школа - детский сад" (ОГРН 1020300859446, ИНН 0320002230), МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Шанайская начальная школа - детский сад" (ОГРН 1020300859358, ИНН 0320002448), МБДОУ "Толтойский детский сад", МБОУ "Тункинская средняя общеобразовательная школа имени Седова Ю.П." (ОГРН 1020300859050, ИНН 0320001902), МБОУ "Туранская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1020300858841, ИНН 0320001451), МБДОУ "Туранский детский сад" (ОГРН 1020300859402, ИНН 0320002374), МБОУ "Кыренская средняя общеобразовательная школа", (ОГРН 1020300859567, ИНН 0320001349), МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Еловская начальная школа - детский сад" (ОГРН 1020300859226, ИНН 0320002303),
(суд первой инстанции - Бурдуковская А.А.),
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Администрация муниципального образования "Тункинский район" (далее - истец, АМО "Тункинский район", Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - ответчик, МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае) о признании права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 03:20:050102:39, 03:20:100119:1, 03:20:310114:9, 03:20:110212:4, 03:20:350103:78, 03:20:330101:65, 03:20:320108:26, 03:20:240129:37, 03:20:250116:39, 03:20:250116:42, 03:20:110212:2, 03:20:060103:79.
Определением суда от 12.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Тункинский", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Бурятия, МБДОУ "Далахайский детский сад", МБОУ "Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа", МБДОУ "Хужирский детский сад", МБДОУ "Кыренский детский сад комбинированного вида N 4", МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Шулутовская начальная школа - детский сад", МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Шанайская начальная школа - детский сад", МБДОУ "Толтойский детский сад", МБОУ "Тункинская средняя общеобразовательная школа имени Седова Ю.П.", МБОУ "Туранская средняя общеобразовательная школа", МБДОУ "Туранский детский сад", МБОУ "Кыренская средняя общеобразовательная школа", МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Еловская начальная школа - детский сад".
Решением Арбитражного суда Иркутской области 07 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 июня 2019 года по делу N А10-1149/2019. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик сослался на неверное применение судом норм права, считает, что вывод суда о возникновении права федеральной собственности на спорные земельные участки противоречит положениям постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и Федерального закона от 17.07.2001 N101-ФЗ. По мнению истца, спорные земельные участки, занятые образовательными объектами муниципального образования "Тункинский район", признаются собственностью этого муниципального образования в соответствии с п. 3 ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, возражая доводам апелляционной жалобы, с выводами суда первой инстанции согласно, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.07.2019.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 13.08.2019 был объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 14.08.2019. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети "Интернет" и в холле здания Четвертого арбитражного апелляционного суда.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АМО "Тункинский район" на праве собственности принадлежат следующие здания:
- МБДОУ "Далахайский детский сад", 671003, РБ, Тункинский район, у. Далахай, ул.70 лет Октября, д.1. Кадастровый номер земельного участка 03:20:050102:39. Кадастровый номер здания 03:20:000000:2256 (детский сад),
- МБОУ "Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа", 671024, РБ, Тункинский район, пос. Зун-Мурино, ул. Комарова,30. Кадастровый номер земельного участка 03:20:100119:1. Кадастровый номер здания 03:20:000000:948 (школа) 03:20:0000000:950 (столовая) 03:20:000000:949 (музей),
- МБДОУ "Хужирский детский сад" 671002, РБ, Тункинский район, у. Хужиры ул. Ленина, д. 250. Кадастровый номер земельного участка 03:20:310114:9. Кадастровый номер здания 03:20:310114:14 (здание детского сада),
- МБДОУ "Кыренский детский сад комбинированного вида N 4", 671002, РБ, Тункинский район, с. Кырен, ул. Степная,6. Кадастровый номер земельного участка 03:20:110212:4. Кадастровый номер здания 03:20:110212:32, 03:20:110212:31 (здание сада).
- МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Шулутовская начальная школа - детский сад", Республика Бурятия, Тункинский район, с. Шулуты, ул. Калинина, д. 1. Кадастровый номер земельного участка 03:20:350103:78. Кадастровый номер здания 03:20:350105:67 (здание школы-сада) 03:20:350105:68 (здание пищеблока),
- МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Шанайская начальная школа-детский сад", Республика Бурятия, Тункинский район, с. Шанай, ул. Советская, д. 15. Кадастровый номер земельного участка 03:20:330101:65. Кадастровый номер здания 03:20:330101:93 (школа), 03:20:330101:94 (кухня),
- МБДОУ "Толтойский детский сад" 671001, РБ, Тункинский район, у.Хурай-Хобок, ул. Тулаева, д. 14. Кадастровый номер земельного участка 03:20:320108:26. Кадастровый номер здания 03:20:000000:1938 (здание сада) 03:20:000000:5853 (нежилое здание),
- МБОУ "Тункинская средняя общеобразовательная школа имени Седова Ю.П.", 671021,РБ, Тункинский район, с. Тунка, ул. Львова,6. Кадастровый номер земельного участка 03:20:240129:37. Кадастровый номер здания 03:20:000000:1011 (мастерская), 03:20:000000:1015 (школа),
- МБОУ "Туранская средняя общеобразовательная школа", 671002, РБ, Тункинский район, с. Туран, ул. Центральная, 80. Кадастровый номер земельного участка 03:20:250116:39. Кадастровый номер здания 03:20:250116:54 (спортзал), 03:20:250116:55 (мастерская), 03:20:250116:56 (склад), 03:20:250116:53 (здание школы), 03:20:250116:57 (гараж), 03:20:250116:58 03:20:250116:62,
- МБДОУ "Туранский детский сад", 671012, Республика Бурятия, Тункинский район, село Туран, ул. Центральная, 84. Кадастровый номер земельного участка 03:20:250116:42. Кадастровый номер здания 03:20:250112:27 (здание детского сада),
- МБОУ "Кыренская средняя общеобразовательная школа", 671002, РБ, Тункинский район, с. Кырен, ул. Ленина д.65. Кадастровый номер земельного участка 03:20:110212:2. Кадастровый номер здания 03:20:110212:60 (здание), 03:20:000000:5406, 03:20:000000:6165, 03:20:110212:61, 03:20:110212:62,
- МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Еловская начальная школа-детский сад", Республика Бурятия, Тункинский район, с. Еловка, ул. Комсомольская д. 1 а. Кадастровый номер земельного участка 03:20:060103:79. Кадастровый номер здания 03:20:060104:22 (школа-сад).
Как указано в исковом заявлении, здания, в которых размещены муниципальные образовательные учреждения, находятся в собственности МО "Тункинйски район".
Обращаясь в суд с исковым заявлением, исходя из принципа единства судьбы земельных участков и расположенных на них зданий, строений и сооружений, закрепленного в статье 1 Земельного кодекса РФ, а также пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ истец указал, что спорные земельные участки должны признаваться собственностью муниципального образования "Тункинский район".
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из следующих норм права.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков (пункт 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1993 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и пункту 2 приложения N 1 к нему охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Таким образом, земли национальных парков в силу закона относятся к федеральной собственности.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 года N 282 в Бурятской ССР создан национальный парк "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР, общей площадью 1183662 гектара, в пользование этому парку предоставлен 1020152 гектар земель государственного лесного фонда Тункинского мехлесхоза Министерства лесного хозяйства РСФСР и 4769 гектаров земель государственного запаса, включено в состав национального парка "Тункинский" 150836 гектаров земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, 3628 гектаров земель населенных пунктов и 4277 гектаров земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Совету Министров Бурятской ССР поручено совместно с Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами уточнить границы национального парка.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 31 декабря 1991 года N 353 государственный природный национальный парк "Тункинский" создан в границах Тункинского административного района Бурятской ССР (л.д.47).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р национальный природный парк "Тункинский" включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, его границы определены в системе координат МСК-03 и представлены в приложении 1 к Положению о национальном парке "Тункинский", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 229 (далее - Положение о национальном парке), согласно которому национальный парк расположен на территории муниципального образования Тункинский район Республики Бурятия (пункты 3 и 4 Положения о национальном парке).
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что все земли в границах Тункинского района Республики Бурятия относятся к землям особо охраняемых природных территорий, находящимся в федеральной собственности.
Поддерживая изложенный вывод, апелляционный суд отмечает следующее.
Абзацем 1 пункта 1 Постановления N 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, отнесены охраняемые или особым образом используемые природные объекты, в том числе национальные природные парки.
В пункте 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 N 769, были конкретизированы объекты, на которые распространяется исключительной право собственности Российской Федерации - земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами.
Соответствующие нормы об отнесении земельных участков, расположенных в границах национальных парков, к федеральной собственности, были закреплены впоследствии в Федеральном законе от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (статья 12), а затем в Земельном кодексе РФ (статья 95).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, вопрос права собственности на земельные участки, расположенные в границах национальных парков, был разрешен в пункте 1 Постановления N 3020-1, что подтверждается дальнейшим правовым регулированием данного вопроса, получившим свое развитие в нормах земельного и природоохранного законодательства.
Следовательно, государственная собственность на земельные участки в границах национальных парков является разграниченной с момента принятия Постановления N 3020-1.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Кроме того, согласно части 2 статьи 69 Закона о государственной регистрации недвижимости права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав) также признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, поскольку право федеральной собственности на спорные земельные участки возникло в силу закона, а также до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, данное право является юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации в ЕГРН.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что спорные земельные участки, занятые образовательными объектами муниципального образования "Тункинский район", признаются собственностью этого муниципального образования в соответствии с п. 3 ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, правильно указавшим следующее.
Положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливающие, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
Право собственности Российской Федерации на испрашиваемые истцом земельные участки возникло до введения в действие указанного Федерального закона, в связи с чем, право собственности в порядке, установленном Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", разграничено быть не могло.
Апелляционный суд отклоняет ссылку истца в обоснование своих требований на нормы пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ, поскольку указанная норма статьи не содержит положений, позволяющих сделать вывод о наличии у истца права собственности на спорные земельные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания права собственности за АМО "Тункинский район" на спорные земельные участки обоснован, вследствие чего правомерен отказ в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, а лишь свидетельствуют о несогласии с ними, что не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 июня 2019 года по делу N А10-1149/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1149/2019
Истец: Администрация муниципального образования Тункинский район
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае
Третье лицо: МБДОУ ДАЛАХАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД, МБДОУ КЫРЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, МБДОУ ТОЛТОЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД, МБДОУ ТУРАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД, МБДОУ ХУЖИРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД, МБОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ЕЛОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД", МБОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ШАНАЙСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД, МБОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ШУЛУТОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД, МБОУ ЗУН-МУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, МБОУ КЫРЕНСКАЯ СОШ, МБОУ ТУНКИНСКАЯ СОШ ИМЕНИ СЕДОВА, МБОУ ТУРАНСКАЯ СОШ, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, ФГБУ Национальный парк Тункинский
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5558/19
16.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3568/19
14.06.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3568/19
07.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1149/19