г. Москва |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А40-1493/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Комитета финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2019 по делу N А40-1493/19, принятое судьей Е.А. Аксёновой,
по заявлению 1) Комитета финансов Волгоградской области (ОГРН: 1063444006922, ИНН 3444130624) 2) Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (ОГРН: 1023403456944, ИНН: 3444049941)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360)
третьи лица: 1) Федеральное казначейство; 2) Управление Федерального казначейства по Волгоградской области; 3) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
о признании недействительными приказов
при участии:
от заявителя от ответчика: от третьих лиц: |
1) Пименов М.Ю. по дов от 17.01.2019; 2) не явился, извещен; Шиляев А.П. по дов. от 10.03.2017; 1)не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен: |
УСТАНОВИЛ:
Комитет финансов Волгоградской области (далее - Облфин), Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет) обратились в арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин России) о признании недействительными приказов от 25.09.2018 N 2588 и N 2589 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Комитет финансов Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Представитель Министерства финансов РФ считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель Федерального казначейства поддержал позицию Минфина РФ.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Федеральное казначейство, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, а также Комитет сельского хозяйства Волгоградской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в отсутствии указанных лиц в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, в период с 08.02.2018 по 27.06.2018 Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по ВО) в отношении Комитета проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации за 2015 - 2017 годы.
Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 39 - 43 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).
В ходе проверки установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", Государственной программой, Правилами от 15.07.2013 N 598, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 335-р, Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 30.03.2016 N 198/10-С (далее Соглашение от 30.03.2016 N 198/10-С) в 2016 году из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, а именно на развитие водоснабжения в сельской местности, предоставлена субсидия в размере 8 962 000 руб.
Согласно пункту 1.1 Соглашения от 30.03.2016 N 198/10-С предметом соглашения является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Волгоградской области, по реализации мероприятий, в том числе, на развитие водоснабжения в сельской местности.
В соответствии с подпунктом 2.2.4. пункта 2.2. Соглашения от 06.05.2015 N 642/10-С орган исполнительной власти обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1. Соглашения в объемах, не менее установленных в Приложении N 2 к Соглашению.
Приложением N 1 и N 2 к Соглашению от 30.03.2016 N 198/10-С, законом Волгоградской области от 07.12.2015 N 206-ОД "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", в 2016 году предусмотрены средства в размере 14 432 000,00 рублей, в том числе:
1) 8 962 000,00 рублей - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
2) 4 000 000,00 рублей объем финансирования за счет средств бюджета Волгоградской области;
3) 1 470 000,00 рублей - объем финансирования за счет средств бюджета муниципальных образований Волгоградской области.
В соответствии с пп. 2.2.4. п. 2.2. Соглашения от 30.03.2016 N 198/10-С орган исполнительной власти обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1 Соглашения в объемах, не менее установленных в Приложении N 2 к Соглашению.
Таким образом, уровень софинансирования расходного обязательства Волгоградской области составил: - за счет средств федерального бюджета - 62,1 %, за счет консолидированного бюджета Волгоградской области - 37,9 %.
В соответствии с Соглашением от 30.03.2016 N 198/10-С Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Комитету перечислены средства субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия - развитие водоснабжения в сельской местности платежными поручениями от 06.07.2015 N 382 в сумме 4 630 000,00 рублей, от 01.09.2015 N 574 в сумме 10 710 000,00 рублей.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета от 01.01.2017 (ф. 0503127), Сведений о ходе реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (нарастающим итогом) за январь-декабрь 2016 года, Справки органа Федерального казначейства N ПСК31304 за 27.01.2017, заявке на возврат N 47 от 26.01.2017 (ф. 0531803), а также соответствующих платежных поручений фактические расходы средств составили в общей сумме 13 428 192,02 рубля, в том числе:
- 8 962 000,00 рублей - за счет субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 4 466 192,02 рубля - за счет средств областного и местного бюджетов.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 13 428 192,02 рубля субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 8 338 654,16 рублей (13 428 192,02x8 962 000,00/14 432 000,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 623 345, 84 рублей.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Государственной программой Российской Федерации развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (в редакции постановления Правительства РФ от 19.12.2014 N 1421) (далее - Государственная программа), Правилами от 15.07.2013 N 598, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 N 700-р, Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 06.05.2015 N 642/10-С (далее - Соглашение от 06.05.2015 N 642/10-С) в 2015 году из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, предоставлены субсидии в общей сумме 71 020 000 руб., в том числе:
- на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности (далее - Мероприятие 1) - в размере 4 630 000 рублей;
- на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности (далее - Мероприятие 2) - в размере 10 710 000 рублей.
Согласно п. 1.1. Соглашения от 06.05.2015 N 642/10-С предметом соглашения является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Волгоградской области, по реализации, в том числе, указанных мероприятий.
В соответствии с пп. 2.2.4. п. 2.2. Соглашения от 06.05.2015 N 642/10-С орган исполнительной власти обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1. Соглашения в объемах, не менее установленных в Приложении N 2 к Соглашению.
Приложением N 2 к Соглашению от 06.05.2015 N 642/10-С в 2015 году предусмотрены бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджете Волгоградской области, утвержденном законом Волгоградской области о бюджете Волгоградской области от 20.11.2014 N 151-ОД "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" на реализацию мероприятий Программы и объем средств, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований в 2015 году, в том числе:
1) по Мероприятию 1 объем финансирования за счет средств бюджета Волгоградской области - 2 070 000 рублей;
2) по Мероприятию 2 объем финансирования за счет средств бюджета Волгоградской области - 10 000 000 рублей и средств бюджетов муниципальных образований - 2 301 100 рублей.
Таким образом, уровень софинансирования расходного обязательства Волгоградской области составил:
по Мероприятию 1: за счет средств федерального бюджета - 69,1 %, за счет консолидированного бюджета Волгоградской области - 30,89 %;
по Мероприятию 2: за счет средств федерального бюджета - 46,54 %, за счет консолидированного бюджета Волгоградской области - 53,46 %.
В соответствии с п. 5.4. Соглашения от 06.05.2015 N 642/10-С, Соглашение вступает в законную силу с момента его подписания и действует до 31.12.2015 года. Согласно выписке из лицевого счета получателя средств бюджета N 03292005380 на 01.01.2016, в соответствии с Соглашением от 06.05.2015 N 642/10-С Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Комитету перечислены средства субсидии из федерального бюджета на реализацию указанных выше мероприятий платежными поручениями от 06.07.2015 N 382 в сумме 4 630 000,00 рублей, от 01.09.2015 N 574 в сумме 10 710 000,00 рублей соответственно.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета от 01.01.2016 (ф. 0503127), Сведений о ходе реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (нарастающим итогом) за январь-декабрь 2015 года, заявки на возврат N 4 от 21.01.2016 (ф. 0531803), платежного поручения от 26.01.2016 фактические расходы средств субсидии составили:
1. По Мероприятию 1 в общей сумме 4 634 092,71 рубля, в том числе:
- 1 4 630 000,00 рублей - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 4 092,71 рубля - за счет средств бюджета Волгоградской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 4 634 092,71 рубля субсидия могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 3 202 365,56 рублей (4 634 092,71x4 630 000,00/6 700 000,00). Перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 427 634, 44 рубля (4 630 000,00-3 202 365,56).
2. По Мероприятию 2 в общей сумме 1 907 388,58 рублей, в том числе:
- 1 907 388,58 рублей - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 0,00 рублей - за счет средств бюджета Волгоградской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 1 907 388,58 рублей субсидия могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 887 751,20 рубля (1 907 388,58x10 710 000,00/23 011 100,00). Перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 019 637,38 рублей (1 907 388,58-887 751,20).
Таким образом, в нарушение п. 3 ст. 132 БК РФ, п. 20 Правил от 15.07.2015 N 598, пп. 2.2.4. п. 2.2. Соглашения от 06.05.2015 N 642/10-С Комитетом в 2015 году не соблюдено условие предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, а именно: не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджетов Волгоградской области и муниципальных образований.
По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля (пункт 3 статьи 265 БК РФ) оформлен акт камеральной проверки от 27.06.2018, копия которого в тот же день вручена должностному лицу Комитета.
Выявленное нарушение квалифицируется в соответствии со статьей 306.8 БК РФ как нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, определяемых Правилами предоставления и распределения субсидий, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ, за совершение которого применяется бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств из бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, в доход федерального бюджета.
Указанный Акт проверки с прилагаемыми к нему материалами направлены Руководителю Федерального казначейства для принятия решения в соответствии с пунктом 47 Правил N 1092 о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Рассмотрев акт проверки и представленные материалы, руководитель Федерального казначейства направил в Минфин России Уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 24.08.2018 N 07-04- 04/09-18041 (далее - Уведомление о БМП), в котором в краткой форме отражены обстоятельства бюджетных нарушений, указанных в Акте проверки, и суммы средств субсидий, использованных с нарушением условий софинансирования, подлежащие бесспорному взысканию.
На основании указанного уведомления о БМП Министр финансов Российской Федерации издал оспариваемые приказы от 25.09.2018 N 2588, 2589, на основании которых из бюджета Волгоградской области бесспорно взысканы суммы средств в размере, указанном в приказе.
Посчитав оспариваемые приказы незаконными и необоснованными, заявители обратились в суд.
Заявители считают, что нарушение бюджетного законодательства, указанное в акте проверки, составленном по результатам внеплановой камеральной проверки, отсутствует. Аналогичные доводы заявлены в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд г.Москвы, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из доказанности нарушения бюджетного законодательства и отсутствия оснований для признания приказов недействительными.
Повторно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные сторонами доказательства, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда. Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В силу пункта 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения пункт 1 статьи 132 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в редакции на момент предоставления субсидии) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди межбюджетных трансфертов, указанных в статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.
Согласно пункту 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта РФ для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из указанных норм БК РФ и Закона N 184-ФЗ в их системном взаимодействии суд делал вывод о том, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также определять уровни объемов и порядок расчета таких объемов предоставляемых субсидий.
Согласно пункту 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации и абзацу четвертому статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Таким образом, Правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьёй 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета.
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила от 30 сентября 2014 г N 999).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа). Программа включает, в том числе, следующее мероприятие: комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие в сельской местности сети общеобразовательных организаций, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурнодосугового типа, развитие в сельской местности газификации, водоснабжения, объектами строительства и реконструкции автомобильных дорог, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку сельской местности.
Приложением N 8 к вышеуказанной Программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог (далее - Правила от 15.07.2015 N 598).
Согласно пункту 2 Правил от 15.07.2013 N 598, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации по устойчивому развитию сельских территорий (далее - региональные программы), направленных, в том числе: - на реализацию проектов (строительство и реконструкцию объектов) обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов (далее - объекты социального и инженерного обустройства), в том числе, по мероприятию - развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики; - на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.
В силу пп. "б" пункта 3 Правил от 15.07.2013 N 598, субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации и расходуется, в том числе, на условии наличия в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 2 Правил от 15.07.2013 N 598.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации предусматривается в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением о предоставлении субсидии между органом исполнительной власти и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирумого за счет субсидии, составляет не менее 30 процентов.
Согласно пункту 5 Правил от 15.07.2013 N 598 субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю средств федерального бюджета на мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 20 Правил от 15.07.2013 N 598 субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусматривающим, в том числе, наличие сведений об объеме бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, в размере не менее размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 указанных Правил. Указанные сведения должны соответствовать представленной органом исполнительной власти выписке из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации о размере средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 2 указанных Правил.
В рассматриваемом случае, с учетом вышеуказанных положений БК РФ о расходных и бюджетных обязательствах, Российская Федерация и Волгоградская область, заключая Соглашение и, предусматривая в Соглашении конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона Волгоградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, региональной программы, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей (доле) пропорции предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Условиями Соглашения (п.2.1.3) устанавливаются доли между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Волгоградской области при расходовании бюджетных средств, и обеспечивается соблюдение условий софинансирования, то есть обеспечивается принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Волгоградской области, который, как было установлено в ходе проверки, был нарушен Волгоградской областью при осуществлении фактических расходов.
Вопреки позиции заявителей, при соблюдении указанных условий (пропорции) и, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов), такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета области, оно возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета.
При этом установленная Соглашением пропорция средств бюджетов, вытекающая из объемов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при осуществлении программных мероприятий.
Возникновение остатка средств только в средствах бюджета Волгоградской области указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы областью в полном объеме (то есть с перерасходом), а средства бюджета Волгоградской области при этом незаконно сэкономлены в нарушение взятых на себя расходных обязательств.
Соответственно, при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и областного бюджетов, Волгоградская область не вправе в одностороннем порядке применять другие уровни софинансирования в обход условий Соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств бюджета Волгоградской области.
Следовательно, орган внутреннего финансового контроля пришел к обоснованным выводам о нарушении условий софинансирования при фактическом неисполнении расходных обязательств Волгоградской области Комитетом.
О нарушении условий софинансирования указано в Акте проверки и Уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.
Кроме того, указанные выводы контрольного органа основаны на отчетах о расходовании бюджетных средств, в том числе субсидий, а также на платежных документах, полученных в процессе контрольных мероприятий.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что оспариваемые приказы N 2588 и 2589 изданы Минфином России обоснованно и направлены на восстановление баланса интересов публично-правового образования.
Доводы заявителя об отсутствии нарушений бюджетного законодательства, о выполнении всех условий предоставления субсидии, апелляционным судом отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм права, о не соответствия доводов обстоятельствам дела.
Указанные выше условия Соглашений и Правил в их совокупности позволяют прийти к выводу о том, что в случае сокращения расходных обязательств Волгоградской области, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашениями, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
В то же время указанные условия Соглашений устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Волгоградской области при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между объемами средств двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Волгоградской области, который при осуществлении фактических расходов областью был нарушен.
С учетом изложенного апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого решения, принятого с учетом рассмотренных возражений заявителя. В этой связи следует признать, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2019 по делу N А40-1493/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1493/2019
Истец: Комитет сельского хозяйства Волгоградской области, КОМИТЕТ ФИНАНСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Министерство Финансов РФ
Третье лицо: КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ, Министерство сельского хозяйства РФ, УФК по Волгоградской области