г. Санкт-Петербург |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А56-162216/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Гливко К.В. по доверенности от 15.06.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: 1), 2) не явился, извещен, 3) Семин П.Н., Смирнов В.С. по доверенности от 15.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-18401/2019, 13АП-18824/2019) общества с ограниченной ответственностью "Техгазмонтаж" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2019 по делу N А56-162216/2018(судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Газэнергоинформ"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "СНХРС-СПб"; ООО "Газпром инвестгазификация", ООО "Техгазмонтаж"
о признании незаконным решения и предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газэнергоинформ" (далее - ООО "Газэнергоинформ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 30.11.2018 по делу N Т02-472/18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТехГазМонтаж" (далее - ООО "ТехГазМонтаж"), общество с ограниченной ответственностью "СНХРС-СПб" (далее - ООО "СНХРС-СПб"), общество с ограниченной ответственностью "Газпроминвестгазификация" (далее - ООО "Газпроминвестгазификация").
Решением суда от 27.05.2019 заявление удовлетворено, решение и предписание Управления от 30.11.2018 по делу N Т02-472/18 признаны незаконными.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены и истолкованы нормы материального права, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению УФАС, положения части 18 статьи 18 Закона N 135-ФЗ возлагают обязанность на комиссию антимонопольного органа принять решение с учетом всех выявленных нарушений.
Также с апелляционной жалобой обратилось ООО "ТехГазМонтаж", доводы которой аналогичным доводам апелляционной жалобы УФАС.
В судебном заседании представители Управления и ООО "ТехГазМонтаж" поддержали доводы своих апелляционных жалоб, представитель ООО "Газэнергоинформ" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
ООО "Газпроминвестгазификация" и ООО "СНХРС-СПб" извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 31.10.2018 на сайте www.zаkuрki.gоv.гu опубликовано Извещение N 31807095202 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 174909 на право заключения договора по номенклатурной группе "Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" (далее - Закупка), включая Документацию о запросе предложений (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "Газпром инвестгазификация" (далее - Положение о закупках) в редакции от 20.06.2018, опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
ООО "ТехГазМонтаж" (далее - Участник) обратилось в Управление с жалобой на действия ООО "Газэнергоинформ" (далее - Организатор закупки) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 174909 (Извещение N 31807095202), доводы которой сводились к тому, что к участию в закупке незаконно допущено ООО "СНХРС-СПб", которое не отвечает критерию субъекта малого или среднего предпринимательства, а также о недостоверности представленных данным участником сведений в отношении опыта выполнения аналогичных работ.
Указанная жалоба рассмотрена антимонопольным органом и установлено, что ООО "СНХРС-СПб" в составе заявки представило документы, подтверждающие, что Общество является субъектом малого предпринимательства, однако решением по делу N Т02-472/18 от 30.11.2018 жалоба ООО "ТехГазМонтаж" признана обоснованной, в действиях закупочной комиссии Организатора торгов ООО "Газэнергоинформ" признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований, допущенных путем начислении участнику Закупки ООО "Салаватнефтехимремстрой-СПб" баллов по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке" с учетом опыта выполнения аналогичных работ привлекаемого участником Закупки ООО "Салаватнефтехимремстрой-СПб" субподрядчика (соисполнителя) ООО "Завод строительных материалов и конструкций", который не является субъектом малого или среднего предпринимательства; нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 10 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований норм, допущенное путем установления в п.п. 1.3.5, 1.3.6.2.2 Документации ненадлежащих и противоречивых требований относительно необходимости для привлекаемых участником Закупки субподрядчиков (соисполнителей) являться субъектом малого или среднего предпринимательства.
Кроме того, УФАС по Санкт-Петербургу выдало заявителю обязательное для исполнения предписание, в котором обязало Организатора закупки отменить итоги закупочной процедуры и повторно провести этап оценки и сопоставления заявок без учета требований п. 1.3.6.2.2. Закупочной документации.
ООО "Газэнергоинформ" оспорило решение и предписание в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление ООО "Газэнергоинформ", признав незаконными решение и предписание УФАС.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно пунктам 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как уже было установлено выше, при обращение в УФАС с жалобой на действия Заказчика доводы ООО "ТехГазМонтаж" сводились к тому, что к участию в закупке незаконно допущено ООО "СНХРС-СПб", которое не отвечает критерию субъекта малого или среднего предпринимательства, а также о недостоверности представленных данным участником сведений в отношении опыта выполнения аналогичных работ.
Как указано в части 13 статьи 3 Закона N 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
УФАС в ходе проверки установлено, что ООО "СНХРС-СПб" является субъектом среднего предпринимательства, соответствующие документы представлены данным участником вместе с заявкой на участие в открытом запросе предложений, следовательно, данный участник соответствует пп. "д" п. 1.3.1 Документации, оснований для отклонения заявки ООО "СНХРС-СПб" не имелось.
Доводы подателя жалобы о недостоверности представленных данным участником сведений в отношении опыта выполнения аналогичных работ не могли в силу положений части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ являться основанием для проведения антимонопольным органом проверки, так как не указаны в качестве основания ни в одном из пунктов части 10 указанной статьи Закона.
Никаких иных доводов подателем жалобы при обращении в УФАС не приведено и в силу императивных требований части 13 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не могло входить в предмет проверки и подвергаться оценке со стороны антимонопольного органа.
Однако, комиссия УФАС в нарушение части 13 статьи 3 Закона N 223-ФЗ проверила содержание всей Документации и установила, что в пунктах 1.3.5, 1.3.6.2.2 Документации содержатся противоречивые требования относительно необходимости для привлекаемых участником Закупки субподрядчиков (соисполнителей) являться субъектом малого или среднего предпринимательства. Установление данного факта позволило антимонопольному органу сделать вывод о том, что в нарушение требований пункта 1.3.5 Документации участнику закупки ООО "СНХРС-СПб" на этапе сопоставления заявок неправомерно учтен опыт выполнения аналогичных работ привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) ООО "Завод строительных материалов и конструкций", который не является субъектом малого или среднего предпринимательства, а соответственно, комиссия УФАС признала необоснованным начисление данному участнику баллов по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ".
Доводы ООО "ТехГазМонтаж" о том, что при подаче жалобы ему не было известно о несоответствиях и противоречиях Документации, установленных антимонопольным органом в ходе проверки, не могут быть признаны состоятельными, так как Документация была опубликована, с итоговым результатом и начисленными баллами Общество также ознакомлено путем публикации итогового протокола. Более того, данное обстоятельство не дает оснований антимонопольному органу выходить за пределы доводов жалобы.
Кроме того, несогласие участника закупки с действиями заказчика при закупке товаров (работ, услуг) может являться в силу части 9 статьи 3 Закона N 223-ФЗ основанием для самостоятельного обращения в суд за защитой нарушенного права, следовательно, ООО "ТехГазМонтаж" не лишено права в судебном порядке отстаивать своим права.
Доводы УФАС о том, что положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции дает антимонопольному органу право принять решение с учетом всех выявленных нарушений, основаны на неправильном толковании положений данной статьи во взаимосвязи с императивными нормами части 13 статьи 10 Закона N 223-ФЗ.
Следует отметить, что суду первой инстанции следовало ограничиться выводами о несоблюдении комиссией УФАС положений части 13 статьи 10 Закона N 223-ФЗ, не давая оценку выявленным УФАС нарушением, которая может быть положена в основу иного решения по иску ООО "ТехГазМонтаж" о признании торгов недействительными.
Однако, решение суда в данной части участниками спора не обжаловано.
Вместе с тем, судом правильно установлено, что нарушений пункта 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которым заказчик должен руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, организатором закупки не допущено, в Документации о закупке установлены одинаковые требования ко всем участникам, которые в равной степени распространяются на всех лиц, принявших решение участвовать в закупке, не создавая кому-либо преимущественных условий.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые решение и предписание УФАС незаконными. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб., понесенные ООО "Техгазмонтаж", подлежат оставлению на подателе жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 мая 2019 года по делу N А56-162216/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Техгазмонтаж" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Техгазмонтаж" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины на основании платежного поручения от 26.06.2019 N 2069.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-162216/2018
Истец: ООО "ГАЗЭНЕРГОИНФОРМ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Газпром инвестгазификация", ООО "СНХРС-СПб", ООО "Техгазмонтаж"
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15247/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15247/19
19.08.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18401/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-162216/18
26.12.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-162216/18