город Воронеж |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А14-18159/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Поротикова А.И., Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Гусаковой И.А., Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от Администрации городского округа город Нововоронеж: Бенды С.А., представителя по доверенности N 25 от 29.10.2018 (до перерыва);
от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы": Люлько А.А., представителя по доверенности N 131-18 от 26.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Нововоронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2018 по делу N А14-18159/2017 (судья Есакова М.С.), по исковому заявлению Администрации городского округа город Нововоронеж (ОГРН 1033657500480, ИНН 3651002846) к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка и пеней в сумме 157 326 руб. 46 коп.,
по встречному исковому заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" к Администрации городского округа город Нововоронеж о взыскании суммы переплаты по арендным платежам в размере 26 278 руб. 64 коп.,
установил:
Администрация городского округа город Нововоронеж обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС") задолженности по договору аренды земельного участка N 9 от 25.02.2013 в сумме 142 792 руб. 72 коп. за период с 01.01.2017 по 30.09.2017, а также пеней в размере 14 533 руб. 76 коп. за период с 26.01.2017 по 10.08.2017.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 08.02.2018 к рассмотрению совместно с первоначальным иском принято встречное исковое заявление ПАО "ФСК ЕЭС" к Администрации городского округа город Нововоронеж о взыскании переплаты по арендным платежам в сумме 26 278 руб. 64 коп. за период с 01.03.2015 по 01.11.2017.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2018 по делу N А14-18159/2017 в удовлетворении исковых требований Администрации городского округа город Нововоронеж отказано, встречные исковые требования ПАО "ФСК ЕЭС" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация городского округа город Нововоронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить исковые требования и отказать в удовлетворении встречных исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 06.08.2019 представитель Администрации городского округа город Нововоронеж поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ПАО "ФСК ЕЭС" возражал против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебной коллегией объявлен перерыв в судебном заседании до 13.08.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Из материалов дела следует, что 25.02.2013 между Администрацией городского округа город Нововоронеж (арендодателем) и ОАО "ФСК ЕЭС" (арендатором, в настоящее время - ПАО "ФСК ЕЭС") заключен договор аренды земельного участка N 9, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 8159 кв.м, расположенный по адресу: Воронежская область, г.Нововоронеж, промышленная зона Южная, в границах кадастрового квартала 36:33:0003207, кадастровый номер 36:33:0003207:66, для реконструкции ВЛ 220 кВ по титулу "КЛ N 1 220кВ Нововоронежская АЭС-2 Новая и КЛ N 2 220кВ Нововоронежская АЭС-2 новая, реконструкции ВЛ 220кВ Нововоронежская АЭС - Лиски 3,4 и ВЛ 220кВ Нововоронежская АЭС - Латная (перезавод в РУ 220 кВ Нововоронежская АЭС-2)", с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения сооружений промышленности, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, который прилагается к земельному участку и является его неотъемлемой частью (пункт 1.1 договора).
Договор заключен на срок с 08.02.2013 по 05.02.2014. По окончании срока действия договора арендатор имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение нового договора аренды при условии соблюдения арендатором в период первоначального срока аренды всех ограничений, условий и обязательств, принятых им на себя согласно данному договору, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) (пункты 2.1, 2.3 договора).
Согласно пункту 3.1 договора размер ежегодной арендной платы рассчитывается в соответствии с приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25.01.2013 N 82 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Нововоронеж", исходя из кадастровой стоимости 9 581 766 руб. 40 коп., что составляет 191 635 руб. 33 коп. в год (47 908 руб. 83 коп. в квартал). Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями не позднее 25 числа первого месяца каждого отчетного квартала (пункт 3.2.1 договора).
В силу пункта 3.6 договора размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке без оформления дополнительного соглашения к договору, в случае изменения общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков, устанавливаемых действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж путем направления арендатору письменного уведомления с приложением соответствующего расчета в течение 10 дней со дня вступления в силу вышеуказанных изменений. При этом первый арендный платеж, определенный в соответствии с новым порядком определения арендной платы, включая при необходимости, доплату за предыдущие периоды, производится арендатором на ближайшую дату платежа, следующую за днем вступления в силу вышеназванных изменений. Изменение размера арендной платы вступает в силу со дня получения арендатором письменного уведомления.
Земельный участок передан ответчику по акту приема-передачи от 25.02.2013.
На основании пункта 2.3 договора и положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) письмом от 02.07.2014 (вх.N 3829 от 02.07.2014) ОАО "ФСК ЕЭС" предложило считать договор N 9 от 25.02.2013 возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, против чего Администрация городского округа город Нововоронеж не возражала.
В 2014-2015 годах на территории Воронежской области были проведены работы по актуализации (переоценке) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области". Данное постановление было опубликовано 14.12.2015 в Информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (http://www.govvrn.ru).
В соответствии с кадастровым паспортом спорного земельного участка с кадастровым номером 36:34:0305049:5 (копия соответствует сведениям информационного ресурса сети Интернет "Публичная кадастровая карта") с 01.01.2016 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 9 519 513 руб. 25 коп., в связи с чем годовой размер арендной платы с 01.01.2016 по данным Администрации городского округа город Нововоронеж составил 555 086 руб. 66 коп., размер арендной платы в квартал - 138 771 руб. 67 коп.
С 01.11.2017 договор аренды земельного участка N 9 от 25.02.2013 расторгнут по соглашению сторон от 19.10.2017.
Как указывает Администрация городского округа город Нововоронеж, в результате нарушения обязательств по внесению арендной платы у ПАО "ФСК ЕЭС" образовалась задолженность за период с 01.01.2017 по 30.09.2017 в размере 142 792 руб. 70 коп.
В связи с неуплатой ответчиком арендных платежей в установленные сроки, истец произвел начисление на сумму задолженности пеней за период с 26.01.2017 по 10.08.2017 в размере 14 533 руб. 76 коп. и направил в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" уведомление-предупреждение от 15.08.2017 с предложением в течение 5-ти календарных дней с момента получения уведомления погасить имеющуюся сумму задолженности и пеней. Уведомление-предупреждение также содержит указание на то, что в случае его неисполнения истец обратится в арбитражный суд за взысканием основного долга и пеней.
Неуплата ответчиком в добровольном порядке суммы долга послужила основанием для обращения Администрации городского округа город Нововоронеж в суд с настоящим иском.
Полагая, что ПАО "ФСК ЕЭС" арендная плата внесена в размере, большем размере, чем необходимо по приказу Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507, обществом заявлен встречный иск.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя встречный иск, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения сторон урегулированы договором аренды земельного участка, в силу чего к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы главы 34 ГК РФ.
Статья 614 ГК РФ предусматривает обязанность своевременно вносить арендную плату. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу абзаца 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Статьей 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (действует с 01.03.2015), если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Поскольку в настоящем случае договор аренды земельного участка был заключен сторонами после вступления в силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы за земельные участки, при определении размера арендной платы подлежит применению порядок, устанавливаемый уполномоченным органом.
Постановлением Администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - постановление Администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349).
Пунктом 2.5 указанного Положения (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрен механизм расчета арендной платы, основанный на кадастровой стоимости земельного участка с применением ставок, относящихся к соответствующему виду разрешенного использования земельного участка, и в соответствии с которым размер арендной платы на год за земельные участки рассчитывается по формуле: Аг =КС х Ас т х Кп хК1 хК2, где: Аг - величина годовой арендной платы, Кс - кадастровая стоимость земельного участка, Аст - арендная ставка, установленная в процентах от кадастровой стоимости в зависимости от разрешенного (функционального) использования, Кп - поправочный (повышающий) коэффициент, отражающий изменение удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Воронежской области, К1 - корректирующий (повышающий) коэффициент, К2 - корректирующий (понижающий) коэффициент.
При расчете арендной платы по приведенной формуле в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г.Нововоронеж, промышленная зона Южная, в границах кадастрового квартала 36:33:0003207, кадастровый номер 36:33:0003207:66, Администрацией городского округа город Нововоронеж применен согласованный договором аренды земельного участка N 9 от 25.02.2013 размер арендной ставки 2%.
По мнению ПАО "ФСК ЕЭС", указанный порядок расчета арендной платы неправомерен, поскольку спорный земельный участок занят объектами электроэнергетики: ВЛ 220 кВ Нововоронежская АЭС - Лиски 3 и ВЛ 220 кВ Нововоронежская АЭС - Латная, которыми ответчик владеет на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 36-АД N 516257 от 28.10.2014 и выпиской из ЕГРПН N 36/001/202/2017-2936 от 11.08.2017.
По утверждению ответчика, поскольку спорный земельный участок, право собственности на который не разграничено, предоставлен для реконструкции высоковольтных линий, арендная плата за его использование с 01.03.2015 не может превышать размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 582 и приказом Минэкономразвития N 507 от 22.09.2011 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)", исходя из арендной ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
При этом, как указывает ответчик, для Воронежской области предусмотрена предельная ставка аренды в размере 10 руб. 68 коп. за 1 кв.м. площади. Соответственно, арендная плата за спорный земельный участок не должна превышать 87 138 руб. 12 коп. в год, однако за период с 01.03.2015 по 31.10.2017 уплачена обществом в большем размере.
Возражая против доводов ответчика, Администрация города Нововоронежа указывает, что используемые обществом нормативные правовые акты не подлежит применению, так как установленные в них правила регулируют порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в то время как спорный земельный участок относится к тем участкам, в отношении которых государственная собственность не разграничена.
Кроме того, Администрация городского округа город Нововоронеж полагает, что реконструкция расположенных на земельном участке линейных объектов не является их размещением, в силу чего основания для применения приказа Минэкономразвития N 507 от 22.09.2011 отсутствуют.
Рассмотрев указанные доводы, суд области согласился с позицией ПАО "ФСК ЕЭС", руководствуясь следующим.
Отнесение спорного земельного участка к 13 виду разрешенного использования, предусмотренному приложением N 1 к постановлению Администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349 вызвано фактическим размещением на данном земельном участке линейного объекта - высоковольтные линии.
Данное обстоятельство подтверждено материалами дела: в соответствии с представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права серия 36-АД N 516257 от 28.10.2014 и выпиской из ЕГРПН N 36/001/202/2017- 2936 от 11.08.2017 ответчику по адресу: Воронежская область, Лискинский район, Острогожский район, Каширский район, г.Нововоронеж, на праве собственности принадлежит линейный объект: ВЛ 220 кВ Нововоронежская АЭС - Лиски N 3, протяженностью 39347 м и ВЛ 220 кВ Нововоронежская АЭС - Латная, протяженностью 62965 м.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса (объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального назначения, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения и др.) а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Поскольку указанная норма вступила в действие с 1 марта 2015 года, то с указанной даты она подлежит применению при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Приказом Минэкономразвития N 507 от 22.09.2011 ставка арендной платы для земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных для размещения объектов электроэнергетики, установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также данным Государственного кадастра недвижимости, на спорном земельном участке (кадастровая выписка от 09.08.2017, от 11.08.2017, выписка от 06.02.2018) расположены принадлежащие ответчику линейные объекты с кадастровыми номерами 36:00:0000000:146 (ВЛ 220 кВ Нововоронежская АЭС - Лиски 3) и 36:28:0000000:1243 (сооружение электроэнергетики ВЛ 220 кВ НВАЭС 2- Латная) и необходимость их реконструкции и предоставление для этого земельного участка не изменяет правовых последствий самого факта размещения на земельном участке линейного объекта.
Определение реконструкции, данное в пункте 14.1) статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, свидетельствует о факте размещения объекта на земельном участке.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.08.2017, сооружение электроэнергетики ВЛ 220 кВ НВАЭС 2- Латная протяженность 39 347 м с кадастровым номером 36:28:0000000:1243 расположено в пределах нескольких земельных участков, в том числе с кадастровым номером 36:33:0003207:66, 36:33:0000000:68, 36:33:0000000:77.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что объект ВЛ 220 кВ на земельном участке с кадастровым номером 36:33:0003207:66 не находится ввиду отсутствия связи с землей высоковольтных линий, судебной коллегией отклоняется с учетом вышеуказанных доказательств, подтверждающих нахождение указанного единого объекта электроэнергетики на трех вышеперечисленных земельных участках.
При этом арендная плата по договорам аренды N 593 от 11.08.2011 и N 594 от 11.08.2011 земельных участков с кадастровыми номерами 36:33:0000000:68 и 36:33:0000000:77 соответственно, пересчитана Администрацией городского округа город Нововоронеж в соответствии с приказом Минэкономразвития N 507 от 22.09.2011.
Исходя из совокупности изложенного при расчете арендной платы за пользование ПАО "ФСК ЕЭС" земельным участком, расположенным по адресу: Воронежская область, г.Нововоронеж, промышленная зона Южная, в границах кадастрового квартала 36:33:0003207, кадастровый номер 36:33:0003207:66, подлежит применению приказ Минэкономразвития РФ от 22.09.2011.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку арендная плата за 1 кв.м, рассчитанная исходя из 1,5% кадастровой стоимости, составляет 17,5 руб. за период с 01.03.2015 по 01.01.2016 (9 519 513 руб. 25 коп. х 1,5 : 8 159 кв.м) и 17,6 руб. за период с 01.01.2016 по 01.11.2017 (9 581 766 руб. 40 коп. х 1,5 : 8159 кв.м), что превышает установленную пунктом 2 приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 предельную ставку арендной платы 10 руб. 68 коп. за 1 кв.м, подлежит применению ставка арендной платы в размере 10 руб. 68 коп. за 1 кв.м.
Пунктом 3 приказа Минэкономразвития РФ установлено, что ставка арендной платы, установленная в соответствии с пунктом 2 настоящего приказа, изменяется согласно пункту 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, предусматривающему изменение арендной платы ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Ввиду того, что данный порядок расчета арендной платы в отношении спорного земельного участка применяется с 01.03.2015, коэффициент инфляции подлежит применению с 2016 года.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 20.02.2019 N 303-ЭС18-25615.
Размер арендной ставки за 2015 год составит 10 руб. 68 коп., размер годовой арендной платы 87 138 руб. 12 коп. (10 руб. 68 коп. х 8159 кв.м), платеж в квартал - 21 784 руб. 53 коп.
Арендная ставка в 2016 году составит 11 руб. 36 коп. за 1 кв.м (10 руб. 68 коп. х 1,064 коэффициент инфляции, установленный Федеральным законом N 359-ФЗ от 14.12.2015), размер годовой арендной платы- 92 686 руб. 24 коп. (11 руб. 36 коп. х 8159 кв.м), платеж в квартал- 23 171 руб. 56 коп.
В 2017 году размер арендной ставки составит 11 руб. 81 коп. за 1 кв.м (11 руб. 36 коп. х 1,04 коэффициент инфляции, установленный Федеральным законом N 415-ФЗ от 19.12.2016), размер годовой арендной платы- 96 357 руб. 79 коп. (11 руб. 81 коп. х 8159 кв.м), размер квартальной арендной платы- 24 089 руб. 45 коп.
Таким образом, ПАО "ФСК ЕЭС" должно было заплатить за пользование спорным земельным участком за период с 01.03.2015 по 31.10.2017 арендную плату в размере 296 149 руб. 84 коп., в том числе:
- за период с 01.03.2015 по 30.06.2015 в размере 29 046 руб. 04 коп. (21 784 руб. 53 коп. : 3 месяца х 1 месяц + 21 784 руб. 53 коп.);
- за период с 01.07.2015 по 30.09.2015 в размере 21 784 руб. 53 коп.;
- за период с 01.10.2015 по 31.12.2015 в размере 47 753 руб. 21 коп. в соответствии с решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.09.2016 по делу N А14-10579/2016;
- за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 в размере 47 753 руб. 21 коп. в соответствии с решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.09.2016 по делу N А14-10579/2016;
- за период с 01.04.2016 по 31.12.2016 в размере 69 514 руб. 68 коп. (23 171 руб. 56 коп. х 3 квартала);
- за период с 01.01.2017 по 30.09.2017 в размере 72 268 руб. 35 коп. (24 089 руб. 45 коп. х 3 квартала);
- за период с 01.10.2017 по 31.10.2017 в размере 8 029 руб. 82 коп. (24 089 руб. 45 коп. : 3 месяца х 1 месяц).
Довод Администрации городского округа город Нововоронеж о том, что решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.09.2016 по делу N А14-10579/2016 установлена обязанность ПАО "ФСК ЕЭС", начиная с 01.01.2016, уплачивать арендную плату за пользование спорным земельным участком в размере 190 390 руб. 26 коп. в год, судом области не принят, поскольку названным судебным актом подтверждена задолженность ответчика за конкретный период (4 квартал 2015 года - 1 квартал 2016 года).
Кроме того, решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.09.2016 по делу N А14-10579/2016 принято в порядке упрощенного производства и приведенные в ходе рассмотрения настоящего дела доводы ответчика ранее судом не исследовались и не оценивались.
Преюдициальным данное решение является исключительно в части установления размера задолженности за конкретный период и в этой части подлежит обязательному применению в силу положений статей 16 и 69 АПК РФ.
Фактически ПАО "ФСК ЕЭС" уплачено 382 025 руб. 61 коп. платежными поручениями от 23.06.2015 на сумму 95 817 руб. 66 коп. (назначение платежа: с 01.01.2015 по 30.06.2015), от 30.07.2015 на сумму 47 908 руб. 83 коп. (назначение платежа: с 01.07.2015 по 30.09.2015), от 08.09.2016 в размере 238 299 руб. 12 коп.
При этом сумма долга, взысканная решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.09.2016 по делу N А14-10579/2016, погашена 08.09.2016, что следует из расчета встречного иска. Данное обстоятельство не оспаривается Администрацией городского округа город Нововоронеж.
Таким образом, 08.09.2016 арендатором была уплачена арендная плата за период с 01.01.2015 по 31.10.2017 в размере 382 025 руб. 61 коп. вместо 327 985 руб. 31 коп. (47 735 руб. 21 коп. за 1 квартал 2015 года : 3 месяца х 2 месяца (январь и февраль) + 296 149 руб. 84 коп.), что свидетельствует о наличии переплаты в размере 54 041 руб. 30 коп.
ПАО "ФСК ЕЭС" во встречном иске просит взыскать переплату в меньшем размере, что является его правом.
При таких обстоятельствах суд области пришел к правомерному выводу об удовлетворении встречного иска и отсутствии оснований для удовлетворения первоначального иска о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2017 по 30.09.2017 в размере 142 792 руб. 72 коп.
При этом неверный расчет, приведенный в обжалуемом решении суда, не повлек принятие незаконного и необоснованного судебного акта.
Применение мер гражданско-правовой ответственности является последствием ненадлежащего исполнения обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу статей 330, 331 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Поскольку по состоянию на 26.01.2017 ПАО "ФСК ЕЭС" уплачена арендная плата до окончания срока действия договора 01.11.2017, оснований для начисления и взыскания пеней в размере 14 533 руб. 76 коп. за период с 26.01.2017 по 10.08.2017 в пользу Администрации городского округа город Нововоронеж не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 333.37 АПК РФ заявитель жалобы освобожден от уплаты госпошлины за ее подачу.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2018 по делу N А14-18159/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Нововоронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18159/2017
Истец: Администрация ГО г. Нововоронеж
Ответчик: ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5325/19
30.09.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-9952/18
31.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5325/19
16.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-9952/18
31.10.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18159/17