г. Ессентуки |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А63-6305/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19.08.2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еременко Т.С., при участии в судебном заседании от ООО "Пятигорский молочный комбинат" - Лубенский М. В. (доверенность от 14.01.2019); от Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике - Ружанская Л. В. (доверенность от 09.01.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пятигорский молочный комбинат" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.05.2019 по делу N А63-6305/2019 (судья В.А. Аксенов),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "Пятигорский молочный комбинат" с заявлением к Управлению Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской республике об оспаривании постановления N 02-22/28/01 от 11.03.2019 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 28.05.2019 заявление общества с ограниченной ответственностью "Пятигорский молочный комбинат", г. Пятигорск, ОГРН 1102650001277, ИНН 2632099051, об обжаловании постановления Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской республике N 02-22/28/01 от 11.03.2019 о назначении административного наказания оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Пятигорский молочный комбинат" просит отменить решение суда от 28.05.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда от 28.05.2019 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Пятигорский молочный комбинат" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Управления просил оставить решение суда от 28.05.2019 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
ООО "ПМК" по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 38, 06.12.2018 осуществило изготовление (производство) масла сливочного крестьянского сладко-сливочного несоленого "Пятигорское" (м.ж.д. 72,%) (далее - масло), в котором выявлено превышение синтетического антибиотика сульфаметазина в количестве 3,8 мкг/кг (при нормативном значении - не допускается), согласно протоколу испытаний от 25.12.2018 N 10390.
При нормативном значении наличие антибиотиков в продукции не допускается.
Отбор проб произведен по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 1 (МБДОУ г. Астрахани "Детский сад N 69".
Масло, произведенное и выпущенное ООО "ПМК" в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза дробными партиями в количестве 1132,8 кг, не соответствует требованиям ТР ТС "О безопасности молока и молочной продукции" N 033/2013 и ТР ТС "О безопасности пищевой продукции", что создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Постановлением общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). ООО "Пятигорский молочный комбинат" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000,00 руб.
Не согласившись с вынесенным постановление общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя обосновано руководствовался следующим.
Согласно акту отбора проб (образцов) от 14.12.2018 N 1081395 (далее - Акт отбора проб) отбор проб от партии Масла производился в соответствии с требованиями ГОСТа 26809.2-2014 "Межгосударственный стандарт. Молоко и молочная продукция. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу. Часть 2. Масло из коровьего молока, спреды, сыры и сырные продукты, плавленые сыры и плавленые сырные продукты" (далее - ГОСТ 26809.2-2014).
ГОСТ 26809.2-2014 распространяется на масло (топленое и сливочное, кроме сухого) и масляную пасту из коровьего молока, молочный жир, сливочно-растительные спреды и топленые смеси, сыры, сырные массы, сырные продукты, плавленые сыры, плавленые сырные продукты и устанавливает правила приемки, методы отбора и подготовку проб к анализу при контроле физико-химических показателей (раздел 1 ГОСТ 26809.2-2014).
Отбор проб от партии масла сливочного крестьянского сладко-сливочного несоленого "Пятигорское" (м.д.ж. 72,%) (далее - Масло) в количестве 10 кг (производитель ООО "ПМК") произведен 14.12.2018 государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской области Турмашевой О.Р. по адресу. Астраханская область, г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 1 (МБДОУ г. Астрахани "Детский сад N 69" (акт отбора проб (образцов) от 14.12.2018 N 1081395).
Таким образом государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской области в соответствии с положениями ГОСТа 26809.2-2014 проведен именно отбор проб.
В соответствии с п. 5.2.9.2 ГОСТа 26809.2-2014, пробы, направляемые в лабораторию вне предприятия-изготовителя, снабжают этикеткой и актом отбора проб.
В данном случае, после проведения отбора, проба направлена на исследование в ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора" (далее также - Референтный центр), который соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 и аккредитован(а) для проведения работ по испытаниям в соответствии с областью аккредитации, что подтверждается данными, содержащимся на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://pub.fsa.gov.ni/ral/view/l 3536/accredited-entity.
Исследования на наличие сульфаниламидов ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора" проводились в соответствии с ГОСТ Р 54904-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые, продовольственное сырье. Метод определения остаточного содержания сульфаниламидов, нитроимидазолов, пенициллинов, амфениколов с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектором (далее также - ГОСТ 54904-2012), что подтверждается Протоколом испытаний от 25.12.2018 N 10390 (стр. 3).
ГОСТ 54904-2012 распространяется на пищевые продукты в части молока, молочных продуктов, яиц, яичного порошка, мяса и мясных продуктов, мяса и продуктов из мяса птицы, меда, рыбы, морепродуктов, а также продовольственное сырье и устанавливает метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием для определения остаточного содержания сульфаниламидов, нитроимидазолов, пенициллинов, амфениколов (раздел 1 ГОСТ - 54904-2012).
При отборе проб от партии Масла государственный инспектор руководствовался положениями ГОСТа 26809.2-2014, а исследования в ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора" проводились в соответствии с ГОСТ 54904-2012.
В соответствии с п. 5.2.8.1 ГОСТа 26809.2-2014, при получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из физико-химических показателей по нему также проводят повторный анализ.
Референтный центр, имея лицензию и технические средства на проведение анализов молочной продукции, проводит анализы в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе требований ГОСТа 26809.2-2014.
В этой связи ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора", при получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из физико-химических показателей испытываемой продукции, согласно вышеуказанному ГОСТу, проводятся повторные анализы данной продукции. Данная процедура является обязательной для выдачи протоколов испытаний.
Таким образом, доводы Заявителя на нарушения ГОСТа 26809.2-2014 при исследовании не состоятельны.
Объективно, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ПМК" (распоряжение Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике от 26.12.2018 N 13-16/28/2808-В), государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитоеанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Чекалиным В.И. установлено, что ООО "ПМК" не были предприняты все зависящие меры по соблюдению требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - TP ТС "О безопасности молока и молочной продукции" N 033/2013) и Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - TP ТС "О безопасности пищевой продукции"), выразившееся в следующем.
ООО "ПМК" по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 38, 06.12.2018 осуществило изготовление (производство) Масла, в котором выявлено превышение синтетического антибиотика сульфаметазина в количестве 3,8 мкг/кг (при нормативном значении - не допускается), согласно протоколу испытаний от 25,12.2018 N . 10390.
При нормативном значении наличие антибиотиков в продукции не допускается.
Отбор проб произведен по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 1 (МБДОУ г. Астрахани "Детский сад.N 69").
Масло, произведенное и выпущенное ООО "ПМК" в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза дробными партиями в количестве 1132,8 кг, не соответствует требованиям TP ТС "О безопасности молока и молочной продукции" N 033/2013 и TP ТС "О безопасности пищевой продукции", что создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
В силу ч, 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с "Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" от 06.10.2007, ратифицированного Федеральным законом от 27.10.2008 N 187-ФЗ, был создан Таможенный союз, членом которого является Российская Федерация, ст. 1 данного договора гласит, что "единая таможенная территория" - территория, состоящая из таможенных территорий Сторон.
В соответствии с положениями п. п. 1, 2 TP ТС "О безопасности молока и молочной продукции" N 033/2013, настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей средь!, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территорий Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Настоящий технический регламент распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, включая:
а) сырое молоко - сырье, обезжиренное молоко (сырое и термически обработанное) - сырье, сливки (сырые и термически обработанные) - сырье;
б) молочную продукцию, в том числе: молочные продукты; молочные составные продукты; молокосодержащие продукты; побочные продукты переработки молока; продукцию детского питания на молочной основе для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), дошкольного возраста (от 3 до 6 лет), школьного возраста (от 6 лет и старше), адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для питания детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста;
в) процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции;
г) функциональные компоненты, необходимые для производства продуктов переработки молока.
В силу п. 30 TP ТС "О безопасности молока и молочной продукции" молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 TP ТС "О безопасности пищевой продукции" Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
Часть 1 ст. 3 TP ТС "О безопасности пищевой продукции" установлено, что объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются:
1) пищевая продукция;
2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 TP ТС "О безопасности пищевой продукции", пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно ч. 1 ст. 7 ТС "О безопасности пищевой продукции", пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В силу ч. 1 ст. 10 TP ТС "О безопасности пищевой продукции", изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Антибиотики - лекарственные препараты, убивающие и предотвращающие рост микроорганизмов. Группы применяемых антибиотиков при лечений заболеваний у людей и в сельском хозяйстве одинаковы, остаточные количества антибиотиков в пищевых продуктах способствуют появлению устойчивых х воздействию антибиотиков штаммов и у людей. Это приводит к тому, что у людей, употребляющих такие продукты, развивается иммунитет к приему антибиотиков, и для получения ожидаемого эффекта при лечении требуются все более сильные препараты, устойчивость к которым передается по наследству их детям.
Длительное использование в пищу продуктов, содержащих остаточные количества антибиотиков, может вызвать неблагоприятные для здоровья человека последствия - аллергические реакции, дисбактериоз, образование й передачу резистентных форм микробов. Попадая в организм человека с пищей, они подавляют полезную микрофлору, приводя к развитию дисбактериоза. Кроме того, в организме образуются новые штаммы микроорганизмов нечувствительных к их действию, причём количество устойчивых к антибиотикам микроорганизмов неуклонно растет, делая неэффективным лечение этими препаратами.
Сульфаметазин - это синтетический антибиотик, относящийся к группе сульфаниламидов. Сульфаниламиды действуют бактериостатически, обладают химиотерапевтической активностью при инфекциях, вызванных грамположительными и грамотрицательными бактериями, некоторыми простейшими (возбудители малярии, токсоплазмоза), хламидиями (при трахоме, паратрахоме) и др.
При попадании в организм человека могут оказывать следующие побочные действия:
- со стороны нервной системы и органов чувств: головную боль, депрессию, апатию, головокружение, тремор, асептический менингит, периферический неврит.
- со стороны системы кроветворения: тромбоцитопению, нейтропению, редко - агранулоцитоз, мегалобласгную анемию.
- со стороны дыхательной системы: бронхоспазм, легочные инфильтраты;
- со стороны органов желудочно-кишечного тракта: тошноту, рвоту, анорексию, гастрит, абдоминальную боль, глоссит, стоматит, холестаз, повышение активности печеночных трансаминаз, редко - гепатит, псевдомембранозный колит.
- со стороны мочеполовой системы: полиурию, интерстициальный нефрит, нарушение функции почек, кристаллурию, гематурию, повышение содержания мочевины, гиперкреатининемию, токсическую нефропатию, с олигурией и анурией.
- со стороны опорно-двигательного аппарата: артралгию, миалгию.
- аллергические реакции: зуд, фотосенсебилизация, сыпь, лихорадка, покраснение склер, эксфолиативный дерматит, аллергический миокардит, отёк Квинке.
Сульфаметазин содержится, в таком препарате для ветеринарного применения, как "Зинаприм".
Так, согласно инструкции по применению препарата "Зинаприм", запрещается использовать в пищевых целях молоко, полученное в период лечения и в течении 4 суток после последнего применения Зинаприма.
Выводится лекарственный препарат у лактирующих животных - частично с молоком.
Довод ООО "ПМК" о том, что ГОСТ Р 54904-2012. "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые, продовольственное сырье. Метод определения остаточного содержания сульфаниламидов, нитроимидазолов, пенициллинов. амфениколов с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектором" "не регулирует вопросы, связанные с выявлением сульфаметазина" основан на неправильном толковании законодательства, в связи с наличием следующих обстоятельств.
Сульфаниламиды это группа химических веществ, производных пара-аминобензолсульфамида - амида сульфаниловой кислоты (пара аминобензосульфокислоты). Многие из этих веществ с середины двадцатого века употребляются в качестве антибактериальных препаратов. Имеющиеся сульфаниламидные средства различаются по фармакологическим параметрам. Стрептоцид, норсульфазол, сульфазин, сульфаметазин, сульфадимезин, этазол, сульфапиридазин, сульфадиметоксин, сульфадимидин, и др.
Сульфаниламиды способны накапливаться в организме животных и птицы и загрязнять животноводческую продукцию: мясо, молоко, яйца.
Сульфаметазин - относится к лекарственным средствам сульфаниламидной группы, которые используют с целью профилактики заболеваний и повышения продуктивности сельскохозяйственных животных, особенно при выращивании свиней и крупного рогатого скота. В ветеринарной медицине применяют при кишечной инфекции, болезнях органов дыхания, мочеполовой системы.
Из вышеизложенного следует, что сульфаметазин входит в группу химических веществ сульфаниламиды.
Как отмечалось ранее, ГОСТ 54904-2012 распространяется на пищевые продукты в части молока, молочных продуктов и устанавливает метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием для определения остаточного содержания сульфаниламидов.
При исследовании пробы Масла Референтным центром в соответствии с ГОСТом 54904-2012 определялось остаточное содержание лекарственных средств, входящих в группу сульфаниламидов, в том числе и сульфаметазина.
Таким образом именно ГОСТ 54904-2012 регулирует вопросы связанные с выявлением сульфаметазина, в связи с чем указанный выше довод Общества подлежит отклонению.
Довод Заявителя о том, что в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 "О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения" (далее - Решение N 28) предприятия - переработчики не обязаны вести дополнительный контроль остаточных лекарственных средств в готовой продукции, подлежит отклонению в связи с наличием следующих обстоятельств.
Действия Решения N 28 распространяются на непереработанное сырье, в то время как согласно разделу 2 TP ТС "О безопасности пищевой продукции" "сладкосливочное масло" - это сливочное масло, произведенное из пастеризованных сливок, т. е переработанное сырье.
Таким образом ссылка Заявителя на положения Решения N 28 является не состоятельной, и подлежит отклонению, как основанная на неправильном толковании законодательства Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 "О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения" (далее также - Решением N 28) выявленное в масле сливочном крестьянском сладко-сливочном несоленом "Пятигорское" (м.д.ж. 72,%) (далее - Масло) превышение синтетического антибиотика сульфаметазина в количестве 3,8 мкг/кг (при нормативном значении - не допускается) соответствует нормативам, установленным Решением N 28, следует учитывать следующее.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требовании технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, согласно требований ст. 33 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 - продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза, выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (далее - TP ТС).
Таким образом, продукция, находящаяся в обращении на территорий Союза, должна соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяются.
Проведение исследований и оценка соответствия исследованной молочной продукции, в том числе произведенной Обществом проводится в строгом соответствии с законодательно установленными порядком и нормами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и TP ТС:
- технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) - (далее также - TP ТС 021/2011);
- технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013) (далее также - TP ТС 033/2013).
Согласно п. 31 раздела VII TP ТС 033/2013 производство молочной продукции должно осуществляться из сырого молока, и (или) сырого обезжиренного молока, и (или) сырых сливок, соответствующих требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом, и подвергнутых термической обработке, обеспечивающей получение молочной продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с п. 30 раздела VII TP ТС 033/2013 молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна.
Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно ч. 3 ст. 13 TP ТС 021/2011 непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
В силу ст. 4 TP ТС 021/2011 к непереработанной пищевой продукции животного происхождения относят не прошедшие переработку (обработку) туши (тушки) продуктивных животных всех видов, их части (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сырое обезжиренное молоко, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца й яйцепродукция, улов водных биологических ресурсов, продукция аквакультуры.
Таким образом, по смыслу указанной нормы, готовая продукция, изготовленная из сырого молока, соответствующего требованиям ч. 3 ст. 13 TP ТС 021/2011, не должна содержать антибиотиков, допустимый уровень содержания которых прямо не установлен требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013).
Указанное нарушение требований технических регламентов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 "О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения" максимально допустимый уровень содержания сульфаметазина сыром молоке составляет 0,025 мг/кг.
Так, Решение N 28 относится к непереработанной пищевой продукции, в то время как в данном случае исследовался готовая молочная продукция.
Решение N 28 вступило в силу 17.03.2018 за исключением п. 2, который вступил в силу 14.08.2018.
Статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе определено, что продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной и должна выпускаться в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническими регламентами Союза.
Соответственно, животноводческая продукция, находящаяся в обращении на территории ЕАЭС, должка соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Таким образом, проводить оценку с применением норм, установленных в Решением N 28, а также проводить оценку и нормирование остатков запрещенных веществ и лекарственных препаратов в пищевой продукции, на которую имеются технические регламенты Таможенного союза (TP ТС 021/2011, TP ТС 033/2013), некорректно и противоречит требованиям Договора.
ООО "ПМК" в материалы дела об административном правонарушении не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что сырье, из которого изготовлено Масло исследовалось на наличие препаратов группы сульфаниламидов, а также о наличии в непеработанном сырье допустимого уровня содержания сульфаметазмна.
Обществу назначен минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, что подтверждает наличие вины в действиях заявителя при совершении административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП РФ).
На основании изложенного выше установлено, что небезопасность произведенной ООО "ПМК" продукции создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан - потребителей соответствующей продукции.
ООО "ПМК" при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона
Правонарушение, совершенное Обществом, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на условие реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит в неисполнении возложенной на ООО "ПМК" публично-правовой обязанности без уважительных причин.
Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается.
Нарушение ООО "ПМК" требований, содержащихся в указанных выше нормативных актах, несет потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, то есть образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Состав является формальный, в связи, с чем считается оконченным с момента совершения противоправных действий, описанных в диспозиции нормы.
Нарушений закона при получении доказательств по делу не выявлено.
ООО "ПМК" нарушены: п 30 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67, ч. 1 ст. 5, ч. I ст. 7 и ч. 1 ст. 10 Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, ч. 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Любое отклонение от заявленных производителем показателей качества или безопасности продукции свидетельствует о фальсификации продукции; также, заявляя о соответствии качества продукции требованиям ГОСТа, производитель гарантирует, что приобретение и употребление в пищу молочной продукции не несёт в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Обществу назначен минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, что подтверждает наличие вины в действиях заявителя при совершении административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, факт и обстоятельства административного правонарушения, совершенного ООО "ПМК", подтверждаются материалами дела.
Решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ООО "ПМК" удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ООО "ПМК" нарушены: п. 30 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 10 Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, ч. 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Нарушение ООО "ПМК" требований, содержащихся в указанных выше нормативных актах, несет потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, то есть образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.05.2019 по делу N А63-6305/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6305/2019
Истец: ООО "ПЯТИГОРСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ И КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ И КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ