г. Хабаровск |
|
20 августа 2019 г. |
А73-7205/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкасовым А.К.
при участии в заседании:
от федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации: Шалгинская Л.Л. представитель по доверенности от 29.03.2019;
от межрегионального управления финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу): Есина Е.В. представитель по доверенности от 08.05.2019, Сапёлкина С.В. по приказу от 09.08.2019 N 62;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу)
на решение от 24.05.2019
по делу N А73-7205/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манник С.Д.
по заявлению федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации в лице Хабаровского филиала
к межрегиональному управлению финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу)
о признании незаконным акта,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное автономное учреждение "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительными подпункт 10.4.3 пункта 10 и пункт 9 (предложения по устранению нарушений) акта от 08.02.2019 N 4 межрегионального управления финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) (далее управление); обязании управление устранить нарушение прав и законных интересов учреждения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.05.2019 по делу N А73-7205/2019 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 24.05.2019 по делу N А73-7205/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.05.2019 по делу N А73-7205/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Управлением проведено выездное контрольное мероприятие финансово-экономической и хозяйственной деятельности Хабаровского филиала ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, результаты которого зафиксированы в акте выездного контрольного мероприятия от 08.02.2019 N 4 (л.д.32 т.1).
В подпункте 10.4.3 пункта 10 акта указано, что в нарушение пункта 9 руководства о порядке использования автомобильной техники в Вооруженных силах Российской Федерации в мирное время, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2004 N 450 и пункта 9 руководства о порядке использования автомобильной техники в мирное время, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.01.2018 N 10 в проверенном периоде филиалом учреждения производилась неправомерная (незаконная) эксплуатация двух средних модернизированных гусеничных транспортёров - тягачей - ГТ-СМ1 "Газ-3403" (государственные регистрационные знаки: транспортер 93 МО 503-3114тс 25 RUS, двигатель N 73 7455, паспорт серия БЗ N 233097; транспортер 94 МО 103-3116тс 25RUS, двигатель N 73 12024, паспорт серия БЗ N 233168) (далее ГТ-СМ1) не предусмотренных штатом N 71/059, утверждённым начальником Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 27.06.2016 N 314/9/2886 и установленным требованиям по эксплуатации данной марки автомобилей.
В результате данного нарушения, неправомерное (незаконное) списание в 2016 - 2018 годах горюче-смазочных материалов составило на общую сумму 443 687,43 руб.
В пункте 9 (л.д.34 т.1) предложений по устранению нарушений, внесенного в акт выездного контрольного мероприятия предложено: в срок до 11.03.2019 в соответствии с действующим законодательством принять решение по ущербу, причиненному неправомерным (незаконным) расходом горючесмазочных материалов, на сумму 443 687,43 руб. Представить с донесением о выявленных нарушениях: выписку из приказа о признании суммы ущербом, заверенную выписку из книги учета недостач и бухгалтерскую справку о постановке суммы на счет 209 00 "расчеты по ущербу и иным доходам" и заверенные копии документов по принятию исчерпывающих мер по возмещению ущерба государству.
Учреждение о незаконности подпункта 10.4.3 пункта 10 и пункта 9 предложений акта выездного контрольного мероприятия обратилось в арбитражный суд, который обосновано удовлетворил требование.
Отклоняется довод жалобы управления о том, что спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции в связи с внутриведомственными правоотношениями Минобороны России по осуществлению управлением функций финансового контроля. Рассматриваемый спор не носит экономический характер и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности.
В рассматриваемом случае обжалуемый пункт акта от 08.02.2019 N 4 содержит выводы о бюджетных нарушениях и предложения по устранению выявленных нарушений с конкретными властными предписаниями. Соответственно, влечет определенные обязанности для учреждения, затрагивает его права и законные интересы. Отсутствует иной документ управления, принятый по результатам контрольных мероприятий. Оспоренный акт составлен по результатам контрольных мероприятий государственного финансового контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности филиала учреждения, регулируемого Бюджетным кодексом Российской Федерации. Таким образом, акт по содержанию ненормативный документ, который может оспариваться в силу ст. 29, 198 АПК РФ.
Приказы Минобороны России от 29.12.2004 N 450 и от 17.01.2018 N 10, нарушение которых вменено учреждению, определяют порядок планирования и учета использования автомобильной техники в видах Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округах, на флотах, в родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, возможности предоставления на безвозмездной основе для перевозки грузов и пассажиров грузовых автомобилей и пассажирских автобусов, особенности использования автомобильной техники при вооруженных конфликтах и в условиях чрезвычайного положения, особенности организации подвоза материальных средств автомобильным транспортом, организации контроля и материальное стимулирование личного состава за эффективное использование автомобильной техники и экономии горючего, ответственность за нарушение порядка использования автомобильной техники.
Согласно уставу ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России (л.д.39) учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях защиты, воспроизводства, охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах на землях Минобороны) лесов в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны в сфере лесного хозяйства (пункт 2);
учреждение владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества (пункты 40, 47).
Согласно положению (л.д.51) о Хабаровском филиале ФГАУ "Управление лесного хозяйства" основными задачами филиала являются: ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров) лесов, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Филиал использует переданное имущество в соответствии с целями и функциями, определенными положением, и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Минобороны России.
Согласно части 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. К мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Часть 1 статьи 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Согласно подп. "д" пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, меры пожарной безопасности в лесах осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Согласно пунктам 2, 3 Положения о пожарно-химических станциях (далее ПХС), утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 N 167, ПХС формируются на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.
ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России обеспечивало Хабаровский филиал имуществом в соответствии с целями и функциями, определенными положением. Согласно наряду N 21-2015/1300 от 21.11.2015, ведомости о наличии техники, Хабаровскому филиалу было передано имущество в виде автомобильной техники, в том числе гусеничный тягач ГТ-СМ в количестве 3 единиц.
С учетом лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории Хабаровский филиал имеет в своем составе 3 пожарно-химические станции: 1 - ПХС II типа, расположенной в г. Хабаровск; 2 - ПХС I типа, расположенные в с. Литовко Хабаровского края, с. Заветы Ильича Хабаровского края, которые используют ГТ-СМ 1 для предупреждения и локализации лесных пожаров на военных территориях в случае невозможности использования (погодные условия, заболоченность местности) иной авто и спецтехники, имеющейся в распоряжении Хабаровского филиала.
В планах тушения лесных пожаров (2016, 2017, 2018 годов т.1) на территории Хабаровского лесничества Минобороны России Хабаровскому филиалу было прямо предусмотрено использование ГТ-СМ 3114tc25RUS при патрулировании (обнаружении) лесных пожаров, а также для доставки личного состава к местам обнаружения пожаров, емкостей (объемом 1 куб.м) для ликвидации лесных пожаров, а также выполнения государственного и технического заданий.
Согласно представленным в дело путевым листам за 2016 - 2018 годы использование Хабаровским филиалом ГТ-СМ1 производилось непосредственно для тушении лесных пожаров, при патрулировании территории, создании минерализованных полос, то есть непосредственно для выполнения функций и задач Хабаровским филиалом, определенных Положением, а также для выполнения государственного задания т.е. по реализации мероприятий противопожарного обустройства лесов, мониторинга пожарной опасности в лесах, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Кроме того, использование Хабаровским филиалом ГТ-СМ1 непосредственно для тушения лесных пожаров, при патрулировании территории, создании минерализованных полос также подтверждается актами Хабаровского лесничества - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России за 2016-2018 годы.
На основании изложенного законодательства и обстоятельств спора суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что использование филиалом учреждения транспортёров-тягачей ГТ-СМ1 связано с осуществлением уставной деятельности, что не опровергнуто управлением в порядке, установленном частью 3.1 статьи 70 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах спора отклоняется довод жалобы, что поскольку учреждение создано в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации, собственником имущества и полномочия учредителя осуществляет Минобороны России, учреждение исполняет свои функции на землях Минобороны России, то на него распространяются приказы Минобороны России от 29.12.2004 N 450 и от 17.01.2018 N 10 о порядке использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время, как на организацию Вооруженных Сил Российской Федерации. В данном деле отнесение учреждения к Минобороны России не является основным критерием нарушения. Учреждение использовало технику в целях своей уставной деятельности (противопожарные мероприятия) в интересах Минобороны России на основании приведенного выше законодательства.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.05.2019 по делу N А73-7205/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7205/2019
Истец: ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России, Федеральное государственное автономное учреждение "Оборонлес" Минобороны России, Хабаровский филиал ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России
Ответчик: Межрегиональное кправление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу)
Третье лицо: Межрегиональное кправление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу)
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4871/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4871/19
20.08.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4158/19
24.05.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7205/19