г. Саратов |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А57-5617/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Дорожник Заводского района"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июня 2019 года по делу N А57-5617/2019 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Дорожник Заводского района" (410039, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 57, ОГРН 1026402496031, ИНН 6451125902),
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 70, ОГРН 1046405027107, ИНН 6450076459), общество с ограниченной ответственностью "Санэк" (410031, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 59, 7, ОГРН 1056405300621, ИНН 6453079240)
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области: Морозова М.В., действующая на основании доверенности от 19.08.2019 N 2501/ДМ, сроком действия по 31.12.2019;
от муниципального унитарного предприятия "Дорожник Заводского района": Мальченко О.Б., действующая на основании доверенности от 20.08.2019, сроком действия по 31.12.2019; Смирнова А.В., действующая на основании доверенности от 15.08.2019, сроком действия 3 года.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Дорожник Заводского района" (далее- МУП "Дорожник Заводского района", предприятие, заявитель) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТБО МУП "Дорожник Заводского района"; об обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТБО МУП "Дорожник Заводского района".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Дорожник Заводского района" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 января 2019 года МУП "Дорожник Заводского района" для подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области был направлен отчет о результатах мониторинга состоянии и загрязнения окружающей среды на территории Полигона ТБО в Александровском карьере и в пределах его воздействия на окружающую среду в 2018 году.
12 февраля 2019 года в адрес МУП "Дорожник Заводского района" поступило письмо от и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области В.Н. Шутенко о принятии решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТБО МУП "Дорожник Заводского района".
Не согласившись с указанным решением, предприятие обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что в представленном отчете МУП "Дорожник Заводского района" не соблюдены требования приказа Министерства природных ресурсов и эклоги Российской Федерации от 04.03.2016 N 66 "О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", поскольку недостаточно подробно проведена оценка и динамика изменений окружающей среды в сравнении с предыдущими годами.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статьей 21 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Исходя из положений статьи 23 Федерального закона N 89-ФЗ, при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом N 89-ФЗ. При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 467 от 26.05.2016 утверждено Положение "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" (далее по тексту Положение "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов").
Указанным Положением "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" установлены порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Согласно пункту 2 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее соответственно - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, мониторинг).
Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (пункт 3 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов").
В соответствии с пунктом 6 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее - отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте (пункт 10 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов").
Согласно пункту 11 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" основаниями для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов являются:
а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;
в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.
Приказом Минприроды России N 66 от 04.03.2016 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее по тексту Порядок, утвержденный приказом Минприроды России N 66 от 04.03.2016 года).
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Согласно пункту 6 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России N 66 от 04.03.2016, результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Арбитражным судом в ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что МУП "Дорожник Заводского района" имеет лицензию на сбор, транспортирование и размещение (захоронение) отходов N 64-00179 от 31.05.2016, эксплуатирует полигон ТБО в Александровском карьере Заводского района г. Саратова, внесенный в ГРОРО под номером 64-00004-3-00479-010814, в связи с чем на него возложена обязанность предоставлять в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
14.01.2018 МУП "Дорожник Заводского района" представило в Управление Росприроднадзора по Саратовской области отчёт о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях полигона ТБО в Александровском карьере Заводского района г. Саратова в пределах его воздействия на окружающую среду в 2018 г. К указанному отчёту предприятием были приложены документы согласно перечню.
Разделом 4 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России N 66 от 04.03.2016 года, установлены требования к составу и содержанию отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 22 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России N 66 от 04.03.2016 года, отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать разделы: сведения об объекте размещения отходов; сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды; список использованных источников; приложения.
Пунктом 24 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России N 66 от 04.03.2016, предусмотрено, что в разделе "Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся сведения: об организациях, привлекаемых к осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; об использованных средствах отбора проб, инструментальных измерений, определений и наблюдений и их соответствии требованиям законодательства; об использованных методиках (методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их соответствии требованиям законодательства; копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", которая(-ый) проводил(-а) инструментальные измерения, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра); копии актов отборов проб.
Как установлено судами и не оспаривается заявителем, что в соответствии с отчетом о результатах мониторинга состоянии и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО в Александровском карьере, предоставленным МУП "Дорожник Заводского района", разделом 5.1, с целью оценки загрязнения атмосферного воздуха района расположения полигона ТБО, в соответствии с СП 2.1.7.1038-01 определен приоритетный список загрязняющих веществ для контроля: метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четырххлористый углерод, хлорбензол. Периодичность проведения замеров - 2 раза в год.
Вместе с тем, исходя из анализа отчета, установлено, что в акте отбора проб атмосферного воздуха N 196-11.1.АВ от 04.02.2018 отсутствуют измерения по трихлорметан, четырххлористый углерод, хлорбензол.
Судебная коллегия соглашается, что заявителем не были в полной мере проведены исследования загрязнения атмосферного воздуха по показателям, указанным им же самим в качестве приоритетных.
Как верно указал суд, сведения, отраженные в отчете МУП "Дорожник Заводского района", не могут быть признаны достоверными, поскольку соответствующие измерения, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, отсутствуют.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, в качестве основания для отказа в подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, не упоминалось отсутствие измерений по веществам трихлорметан, четырххлористый углерод, хлорбензол.
Данный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как следует из материалов дела, в письме, в качестве оснований для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТБО МУП "Дорожник Заводского района" указаны: 1. Отсутствие копии лицензий ООО НТЦ "Сигма-Эко", ООО "Экологический центр Сигма", ООО "Терра" 2. Недостаточно подробно проведена оценка и динамика изменений окружающей среды в сравнении с предыдущими годами.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении также обоснованно указал, что вывод Управления Росприроднадзора по Саратовской области в решении, изложенном в письме N 348/ПМ от 12.02.2017, о том, что в представленном отчете о результатах мониторинга МУП "Дорожник Заводского района" не соблюдены требования приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 66 от 04.03.2016, поскольку к отчету не приложены копии лицензий на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях ООО НТЦ "Сигма-Эко", ООО "Экологический центр Сигма", ООО "Терра" является неправомерным, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства.
Участниками процесса доводов относительно решения суда в данной части не приведено.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба МУП "Дорожник Заводского района" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июня 2019 года по делу N А57-5617/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5617/2019
Истец: МУП "Дорожник Заводского района"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области
Третье лицо: ООО "Санэк"
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54917/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54917/19
22.08.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8751/19
26.06.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5617/19