город Ростов-на-Дону |
|
21 августа 2019 г. |
дело N А32-5495/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.04.2019 по делу N А32-5495/2019, принятое судьей Погореловым И.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Евродомсервис"
к Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Евродомсервис" (далее - заявитель, ООО УК "Евродомсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю (далее - административный орган, инспекция) от 11.01.2019 N 144.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2019 предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 11.01.2019 N 144, вынесенное в отношении ООО "УК "Евродомсервис" признано незаконным и отменено полностью, как несоответствующее Жилищному Кодексу Российской Федерации. С Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в пользу ООО "УК "Евродомсервис" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей. Решение мотивировано тем, что 16.04.2009 собственники помещений в указанном многоквартирном доме провели общее собрание, на котором утвердили договор управления. Согласно п. 6.9 указанного договора ежегодно в период действия данного договора размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома автоматически индексируется коэффициент инфляции, установленный Правительством РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворений требований общества. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в 2009 году собственниками помещений в МКД были утверждены условия договора управления МКД N б/н от 16.04.2009, согласно которым размер платы за содержание и ремонт жилого помещения подлежит ежегодной индексации, при этом, вопрос о ежегодной индексации размера платы в повестку дня включен не был и конкретное решение по данному вопросу не принималось. Поскольку соответствующее решение общего собрания собственников помещений в МКД принято не было, ООО "УК "Евродомсервис" не вправе было в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание жилого помещения в МКД. В настоящее время должен применяться размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, определенный подпунктами 4.3 и 4.8 пункта 4 договора управления.
В дополнениях к апелляционной жалобе инспекция ссылается на то, что пункты 6.9 и 9.1 договора управления МКД от 16.04.2009 противоречат друг другу в части допускающей индексацию размера платы ежегодно и применение его с даты заключения договора на очередной год.
При этом, согласно пункту 9.1 договора управления данный договор заключается на 3 года и продляется на тот же срок (3 года).
Также в материалы судебного дела подтверждение информирования собственников помещений в МКД об изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД на очередной год ООО УК "Евродомсервис" не представлено.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Определением и.о. председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 07.08.2019 в связи с нахождением судьи Ефимовой О.Ю.в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Филимонову С.С., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией выявлено нарушение, а именно, ООО "УК "Евродомсервис" неправомерно производило начисление платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома N 26 по ул. Б.Хмельницкого в г. Туапсе в период с 01.01.2017 по 30.11.2018 без решения общего собрания собственников помещений МКД, что является нарушением ч. 7 ст. 156 ШК РФ и п. 17 Правил N 491.
11.01.2019 инспекцией вынесено в отношении общества предписание N 000144, которым обществу предписано в срок до 05.03.2019 произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества всем собственникам (пользователям) помещений в МКД с 01.01.2017 по 30.11.2018 в размере, утвержденном общим собранием собственников помещений МКД в размере 12,00 руб. с 1 кв. м. занимаемого помещения в месяц без применения коэффициента инфляции.
Не согласившись с вынесенным предписанием от 11.01.2019 N 000144, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его недействительным.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В статье 154 ЖК РФ предусмотрено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
В части 1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел 1) утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 29 Правил N 491).
В силу пункта 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (пункт 35 Правил N 491).
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 2 протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 26 по улице Б. Хмельницкого, г. Туапсе N 1 от 16.04.2009 утвержден текст договора с управляющей организацией, в которой установлен размер платы за содержание и ремонт (п. 4.3 и п. 4.8 договора) с 01.05.2009 на три года. Размер платы за помещение составляет 9 руб. в месяц с 1 кв.м., а за текущий ремонт - 3 руб. в месяц. Стоимость каждой указанной работы/услуги рассчитана с учетом затрат на организацию сбора платежей по этой услуге.
Указанный размер платы подлежит ежегодной индексации на индекс потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги, о чем указано в п. 6.9 договора управления. Указанные решения собственников многоквартирного дома, оформленные соответствующим протоколом, а также положения договоров управления предусматривают, что установление размера платы в названном порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.
Собственники помещений многоквартирного дома, приняв данные решения и заключив договор управления, фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений многоквартирного дома.
Индекс потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги, на который управляющая компания применительно к рассматриваемым обстоятельствам увеличивала размер платы за содержание и ремонт официально взят из справки Росстата.
Увеличение обществом размера платы за содержание и ремонт на основании пункта 6.9 договора управления при отсутствии решения общего собрания собственников помещений об изменении такой платы не нарушает требований действующего законодательства.
Наличие в договоре управления многоквартирным домом условия об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не лишает собственников помещений права утвердить размер платы за содержание жилых помещений на последующий период с учетом предложений управляющей организации.
Решением Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района N 65.14 от 17.08.2017 "Об установлении размеров платы за жилое помещение..." установлен размер платы за содержание и текущий ремонт в жилом доме со всеми видами благоустройств в размере 23 руб. 15 коп.
В жилом доме N 26 по ул. Б. Хмельницкого, г. Туапсе плата за содержание и ремонт мест общего пользования составляет 18 руб. 66 коп.
В материалы дела представлен протокол N 1 от 16.04.2009 внеочередного общего собрания собственников помещений (л.д.106-108 т.1), утвердившим текст договора с управляющей организацией, в котором предусмотрена возможность автоматической индексации на коэффициент инфляции размера оплаты за содержания и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Протокол общего собрания размещен на ГИС ЖКХ (л.д.118-119 т.1).
Согласно Приказа Минкомсвязи и Минстроя РФ от 29.09.2015 N 368/691/пр управляющая организация обязана разместить протокол и решения в системе в которых зафиксирован выбор способа смены управления домом или выбор новой управляющей организации.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса).
Как предусмотрено частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (пункт 2); порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (пункт 3).
В пункте 17 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 31 Правил N 491 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае судом установлено, что 16.04.2009 собственники помещений в указанном многоквартирном доме провели общее собрание, на котором утвердили договор управления. Согласно п. 6.9 указанного договора ежегодно в период действия данного договора размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома автоматически индексируется коэффициент инфляции, установленный Правительством РФ.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 301-КГ18-22044.
Довод инспекции о том, что решение общего собрания собственников помещений в МКД принято не было, ООО "УК "Евродомсервис" не вправе было в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание жилого помещения в МКД, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку на основании протокола общего собрания собственников МКД N 26 по ул. Б. Хмельницкого, г. Туапсе с 16.04.2009 между ООО УК "Евродомсервис" и собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома заключен договор управления МКД, который утвержден протоколом собственников помещений N 1 от 16.04.2009.
В п. 6.9 договора управления многоквартирным домом от 16.04.2009 стороны указали на возможность ежегодной индексации договора: ежегодно в период действия настоящего договора размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома автоматически индексируется на коэффициент инфляции, установленный Правительством РФ. При этом управляющая организация обязана проинформировать собственников об изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома путем размещения соответствующего объявления на доске объявления.
Копии договора размещены на сайтах "реформа ЖКХ" и "ГИЗ ЖКХ".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" и Приказу Министерства регионального развития РФ от 02.04.2013 N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" каждая управляющая компания должна была создать свой сайт и зарегистрироваться на портале Реформа ЖКХ https://www.reformagkh.ru. В этих источниках размещалась информация о деятельности по управлению многоквартирными домами, а также сведения по каждому МКД.
В разделе "управление" на сайте https://www.reformagkh.ru по МКЖ N 26, ул. Б. Хмельницкого, г. Туапсе в открытом доступе находится договор управления с приложениями от 16.04.2009. В п. 6.9 договора прописана индексация.
Суд апелляционной инстанции также исследовал, представленные в материалы дела экземпляры договоров, установил следующее.
Копия договора управления многоквартирным домом от 16.04.2009, представленная обществом, имеет в тексте п.6.9, текст договора подписан генеральным директором, скреплен печатью, подписан собственниками квартир, с указанием фамилии имени отчества, номера квартиры, паспортных данных (л.д.16-31 т.1). Копия договора управления многоквартирным домом от 16.04.2009, представленная ГЖИ, не имеет п.6.9, отличается расположением текста от текста договора общества, отсутствует надлежащие заверении копии договора со стороны общества в качестве доказательства предоставления его при проверке ГЖИ.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что разночтений в экземпляре договора управления многоквартирным домом от 16.04.2009, представленным в материалы дела обществом и находящимся сайте https://www.reformagkh.ru по МКЖ N 26 не имеется.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2019 по делу N А32-5495/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5495/2019
Истец: ООО "УК "ЕвроДомСервис", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЕВРОДОМСЕРВИС"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10917/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10917/19
21.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10190/19
23.04.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5495/19