г. Саратов |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А12-3969/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 мая 2019 года по делу N А12-3969/2019 (судья Кострова Л.В.)
по заявлению Публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" (ОГРН 1027739700724, ИНН 772102405, 109052, г. Москва, проспект Рязанский, д. 2)
к Комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области (ОГРН 1153443002085, ИНН 3444200423, 400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15)
о признании незаконным решения,
третьи лица:
Федеральная антимонопольная служба России (ОГРН: 1047796269663, ИНН: 7703516539, 125993 г. Москва, ул. Садовая-Курдинская, д. 11),
Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Татарстан (ОГРН: 1021602866405, ИНН: 1653003714, 420021, г. Казань, ул. Московская, д. 55),
УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ОГРН: 1143400000875, ИНН: 3460000502, 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 32 "А"),
при участии в судебном заседании:
представителя Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области - Рубанской А.Е., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 N 3,
представителя Публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" - Макеевой А.С., действующей на основании доверенности от 10.11.2019 N 10,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Публичное акционерное общество "Карачаровский механический завод" (далее - ПАО "КМЗ", заявитель, Общество) с заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить решение Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области (далее - Комитет) об исключении из реестра квалификационных подрядных организаций, оформленного в виде протокола об исключении подрядной организации из реестра квалификационных подрядных организаций от 08.11.2018 N 59; обязать Комитет включить сведения в реестр квалификационных подрядных организаций по предметам аукционов:
- "оказание услуг (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт",
- "оказание услуг (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования.
Решением от 27 мая 2019 года Арбитражный суд Волгоградской области заявление публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" удовлетворил в полном объеме.
Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области не согласился с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ПАО "КМЗ" считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Кроме того, информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 24.07.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ПАО "Карачаровский механический завод" было включено в реестр квалифицированных подрядных организаций на территории Волгоградской области по предметам электронного аукциона:
- "оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования" 07.06.2017 г. сроком до 08.06.2020 года (номер предварительного отбора П034000000000552511);
- "оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (ремонт (замена) лифтового оборудования)" 27.10.2016 г. сроком до 28.10.2019 г. (номер предварительного отбора П034000000000443017).
В соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области от 25 ноября 2014 года N 195 Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.
08 ноября 2018 года состоялось заседание комиссии по проведению предварительного отбора, по вопросу исключения ПАО "КМЗ" из реестра квалифицированных подрядных организаций.
Согласно протоколу N 59 от 08.11.2018 комиссия приняла решение: исключить ПАО "КМЗ" из реестра квалифицированных подрядных организаций на основании подпункта "е" пункта 66 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ От 01.07.2016 N615 (далее - Положение N615), ввиду включения Общества в реестр недобросовестных подрядных организаций под реестровой записью NРНПО 132076-18 (размещено на вебсайте http://zakupki.gov.ru, номер реестровой записи - РНПО.132076-18 от 06.11.2018).
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, счел обоснованными доводы заявителя о том, что обжалуемый ненормативный правовой акт по исключению ПАО "КМЗ" из реестра квалифицированных подрядных организаций принят ответчиком преждевременно, в период действия обеспечительных мер, чем нарушает законные права и интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку прямо препятствуют осуществлению деятельности по участию в электронных аукционах, проводимых ФКР Волгоградской области.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации.
Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определен в Положении N 615.
На основании пункта 2 Положения N 615 органом по ведению Реестра квалифицированных подрядных организаций является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.
В пункте 7 Положения N 615 предусмотрено, что орган по ведению реестра по итогам проведения предварительного отбора формирует реестр квалифицированных подрядных организаций.
Согласно пункту 12 Положения N 615 орган по ведению реестра до начала проведения предварительного отбора принимает решение о создании комиссии по проведению предварительного отбора, определяет ее состав, включая председателя и секретаря комиссии, и порядок ее работы.
Комиссия осуществляет деятельность в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (пункт 18 Положения N 615).
Согласно пункту 2 Методических указаний комиссия по предварительному отбору действует в составе председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, членов комиссии на основании положения о комиссии по предварительному отбору, утверждаемого органом по ведению реестра в соответствии с пунктом 12 Положения N 615.
В соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области от 25 ноября 2014 года N 195 Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.
Таким образом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за ведение Реестра, является Комитет.
Приказом Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области N 23н от 10.10.2018 утверждено Положение о комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Волгоградской области. Комитетом утвержден состав комиссии.
В пункте 66 Положения N 615 установлен перечень информации о подрядной организации, предусмотренной пунктом 63 данного положения, влекущий исключение из Реестра.
К такой информации в силу подпункта "е" пункта 66 Положения N 615 относится включение сведений о подрядной организации, включенной в реестр квалифицированных подрядных организаций, в реестр недобросовестных подрядных организаций, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном разделом VII настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 67 Положения N 615 в случае установления одного из фактов, указанных в пункте 66 Положения, комиссия по проведению предварительного отбора в срок не позднее 5 рабочих дней, следующих после дня установления таких фактов, принимает решение об исключении подрядной организации из Реестра. В решении содержатся сведения о месте, дате и времени его составления, полное наименование подрядной организации, исключаемой из Реестра, сведения о фактах, являющихся основанием для исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол об исключении подрядной организации из Реестра подписывается всеми присутствующими членами комиссии по проведению предварительного отбора на заседании, на котором рассматривается указанный вопрос, и в срок не позднее 3 рабочих дней направляется в орган по ведению реестра.
В пункте 68 Положения N 615 предусмотрено, что в течение 2 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 67 данного положения, орган по ведению реестра исключает из Реестра информацию о подрядной организации, предусмотренную пунктом 63 данного положения.
В силу пункта 72 Положения N 615 включение в Реестр, исключение из него информации об участнике предварительного отбора, а также содержащаяся в Реестре информация могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
Как указано выше, 08.11.2018 года комиссия приняла решение: исключить ПАО "КМЗ" из реестра квалифицированных подрядных организаций на основании подпункта "е" пункта 66 Положения N 615, ввиду включения Общества в реестр недобросовестных подрядных организаций под реестровой записью N РНПО 132076-18 (размещено на вебсайте http://zakupki.gov.ru, номер реестровой записи - РНПО.132076-18 от 05.09.2018). Данное решение оформлено протоколом N 59 от 08.11.2018.
Комитет, как уполномоченное лицо по ведению Реестра, исключил из Реестра информацию о подрядной организации, предусмотренную пунктом 63 Положения N 615.
При этом Комитетом не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, ПАО "КМЗ" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании решения РНП 16-112/2018 о включении в реестр недобросовестных поставщиков от 05.09.2018 г. (дело N А65-29889/2018.
Одновременно заявителем подано заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Татарстанского УФАС России от 05.09.2018 г. по делу N РНП 16-112/2018; о запрете ФАС России включать сведения о публичном акционерном обществе "Карачаровский механический завод" в реестр недобросовестных подрядных организаций и/или в реестр недобросовестных поставщиков.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2018 г. по делу N А65-29889/2018 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения УФАС по Республике Татарстан NРНП 16-112/2018 от 05.09.2018 до вступления в законную силу судебного акта, которым завершится рассмотрение дела по существу.
Несмотря на принятые обеспечительные меры, 02.11.2018 г. в Реестр недобросовестных подрядных организаций (www.zakupki.gov.ru) была внесена запись N РНПО.132076-18, которая содержит сведения о ПАО "КМЗ" как о недобросовестной подрядной организации. Согласно реестровой записи, включение сведений было осуществлено ФАС и Федеральным казначейством.
Определением от 12.11.2018 по указанному делу были приняты дополнительные обеспечительные меры, а именно:
- обязать ФАС России (Центральный аппарат ФАС России) и Федеральное казначейство временно исключить Публичное акционерное общество "Карачаровский механический завод" из реестра недобросовестных порядных организаций (реестровая запись РНПО. 132076-18), размещенного на вебсайте www.zakupki.gov.ru до рассмотрения по существу дела N А65- 29889/2018.
- запретить Федеральной антимонопольной службы России и Федеральному казначейству включать Публичное акционерное общество "Карачаровский механический завод" в Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта, размещенный на вебсайте www.fas.gov.ru до рассмотрения по существу дела N А65-29889/2018.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2019 по делу N А65-29889/2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2019, суд апелляционной инстанции отменил определение суда от 12.11.2018, указав, что неисполнение определения о принятии обеспечительных мер от 02.10.2018 г. не влечет необходимость принятия повторных обеспечительных мер. Судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы так же установлено, что на настоящий момент на основании определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 ноября 2018 года о принятии обеспечительных мер, сведения об ПАО "КМЗ" временно исключены из Реестра недобросовестных подрядных организаций. Несмотря на отмену обжалуемого определения суда первой инстанции от 12.11.2018 года, суд апелляционной инстанции указал, что полагает возможным сохранение существующего в настоящее время положения (отсутствие в Реестре недобросовестных подрядных организаций информации о ПАО "Карачаровский механический завод"), учитывая принятие судом первой инстанции определения от 02.10.2018 года о принятии обеспечительных мер в виде приостановления до вступления в законную силу судебного акта, которым завершится рассмотрение настоящего дела по существу, действия оспариваемого решения УФАС по РТ N РНП 16-112/2018 о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций от 05.09.2018 г. Определение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-29889/2018 от 02.10.2018 года о принятии обеспечительной меры, не обжаловалось и вступило в законную силу.
Таким образом, ПАО "КМЗ" в Реестр недобросовестных подрядных организаций было неправомерно внесено в период действия обеспечительных мер, принятых арбитражным судом. Следовательно, Комитет неправомерно на основании данных сведений исключило ПАО "КМЗ" из Реестра квалифицированных подрядных организаций.
Судебная коллегия отклоняет довод подателя жалобы о том, что действия Комитета правомерны, поскольку Комитет в определении о принятии обеспечительных мер не указан как субъект исполнения данного определения и действия норм, которым руководствовался Комитет, не приостановлены, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как верно указал суд, общеобязательность судебных актов означает, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц, граждан, иными словами, для всех субъектов, и подлежат исполнению на всей территории РФ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Аналогичная позиция указана в пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер".
Как верно указал суд первой инстанции, в связи с принятием обеспечительной меры, судом был фактически наложен запрет на исполнение мероприятий, которые предусматривались оспариваемым ненормативным правовым актом, в том числе включение в реестр РНПО. В последующем Федеральной антимонопольной службой сведения о ПАО "КМЗ" исключены из Реестра недобросовестных подрядных организаций, запись N РНПО.132076-18 из Реестра удалена.
Следовательно, нельзя признать правомерным исключение ПАО "КМЗ" на основании данных сведений (о включении Общества в Реестр недобросовестных подрядных организаций) из Реестра квалифицированных подрядных организаций.
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2019 г. по делу N А65-29889/2018 решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N РНП 16-112/2018 от 12.09.2018 г. признано незаконным. Суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что оспариваемое решение не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ПАО "КМЗ" после исключения из Реестра квалифицированных подрядных организаций принимало участие в торгах через аффилированную с ним компанию - ООО "Региональное управление КМЗ".
Данный довод отклоняется судебной коллегией, поскольку ПАО "КМЗ" является самостоятельным юридическим лицом и неправомерное его исключение из Реестра квалифицированных подрядных организаций препятствует осуществлению непосредственно Обществом деятельности по участию в электронных аукционах, проводимых ФКР Волгоградской области.
Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Комитета удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 мая 2019 года по делу N А12-3969/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3969/2019
Истец: ПАО "КАРАЧАРОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УНИТАРНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ", УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Татарстан, УФАС по Республике Татарстан, ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-68398/20
24.09.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6019/20
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55464/19
23.08.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8073/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3969/19