г. Владимир |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А79-3018/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М., без вызова сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства" Порецкого района (ОГРН 1042138002455, ИНН 2113003207) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.06.2019 по делу N А79-3018/2019, принятое судьей Каргиной Н.А.
в порядке упрощенного производства по заявлению муниципального унитарного предприятия "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства" Порецкого района о признании незаконным и отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.12.2018 N 44-14-2018-4649.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В адрес Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) 06.12.2018 было направлено обращение общества с ограниченной ответственностью Газпром Межрегионгаз Чебоксары" (вх. N 11680/с) о нарушении муниципальным унитарным предприятием "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Предприятие) введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) отбора газа.
По данному факту Управлением 24.12.2018 составлен протокол N 44-14-2018-4649 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По итогам рассмотрения материалов дела Управлением 29.12.2018 вынесено постановление N 44-14-2018-4649 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Предприятие не согласилось с указанным постановлением и обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением (резолютивная часть) от 06.06.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал в удовлетворении заявленного требования.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы просит привлечь к участию в деле администрацию Порецкого сельского поселения.
Одновременно Предприятие просит применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить штраф ниже низшего предела, а также рассмотреть дело в общем порядке с вызовом сторон в судебное заседание.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Рассмотрев ходатайство Предприятия, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова участвующих в деле лиц в судебное заседание с учетом сложности и характера спора.
Суд апелляционной инстанции также не усмотрел процессуальных оснований для удовлетворения ходатайства о привлечении к участию в деле администрации Порецкого сельского поселения. Предусмотренных частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не установил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи. 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставку газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 25 Федерального закона N 69-ФЗ).
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (поставщик) на основании договора поставки природного газа от 27.12.2016 N р59-5-7722 осуществляет поставку природного газа Предприятию (потребитель) на объекты газопотребления.
По условиям названного договора поставщик обязуется поставлять с 01.01.2017 по 31.12.2018 газ горючий природный, а потребитель принимает (отбирает) газ и производит солидарно с собственником расчеты за него.
Согласно пункту 5.4 указанного договора потребитель солидарно с Собственником в срок до 18 числа месяца, следующего за месяцем поставки, на основании акта приема-передачи газа, оформленного в соответствии с пунктом 4.14 настоящего договора, производит расчеты за поставленный газ. Расчеты производятся перечислением денежных средств путем выписки Потребителем и/или Собственником платежных поручений, в которых указываются назначение платежа, номер договора, дата заключения и сумма НДС. В случае недостоверности или отсутствии сведений в платежном документе, денежные средства по нему направляются на погашение ранее возникшей задолженности Потребителя.
Согласно материалов дела оплата Предприятием производилась с нарушением порядка расчетов и на 22.11.2018 задолженность за приобретенный газ перед поставщиком по вышеуказанному договору составляла 2 665 428 руб. 38 коп. за поставленный природный газ за период - март, апрель и октябрь 2018 года. Данное обстоятельство Предприятием не оспаривается.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" неоднократно направляло в адрес Предприятия и органа местного самоуправления претензии с требованием о погашении задолженности, однако задолженность погашена не была.
В соответствии с положениями пункта 8 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245) (далее - Правила N 1245), общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" письмом от 07.11.2018 N 05-01-05/7602 направило в адрес Предприятия уведомление об ограничении подачи (поставки) и отбора газа с указанием основания и даты введения ограничения подачи газа: с 10-00 28.11.2018. В качестве основания указано на подпункт "г" пункта 3 Правил N 1245: "полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев".
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1245 потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Согласно пункту 12 Правил N 1245 исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.
Предприятие письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного снабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" пункта 12 Правил N 1245, в адрес поставщика газа не представило.
В соответствии с требованием пункта 13 Правил N 1245 поставщик письмом от 22.11.2018 N 05-01-05/8069 повторно направил в адрес Предприятия уведомление об ограничении подачи (поставки) и отбора газа с указанием основания и даты введения ограничения подачи газа: с 10-00 28.11.2018.
В связи с неисполнением Предприятием требований пункта 12 Правил N 1245 поставщик газа в соответствии с пунктом 13 Правил ограничил поставку газа с 10-00 28.11.2018 до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых Предприятием объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа но договору составил менее 12 месяцев) по договору поставки газа от 27.12.2016 N р59-5-7722 до - 103 658 м3.
В соответствии с условиями договора поставки газа от 27.12.2016 N р59-5-7722 на 28.11.2018 была установлена среднесуточная норма поставки газа в объеме 3 455 м3.
Предприятие также было предупреждено о том, что в случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа, на основании пункта 13 Правил N 1245, имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечении этого месяца.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1245 потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей.
В связи с тем, что к 10-00 28.11.2018 задолженность не была погашена, в установленный в уведомлениях срок поставщик ввел режим ограничения подачи (поставки) и отбора газа, о чем был составлен соответствующий документ, подписанный представителями поставщика и Предприятия.
Между тем 30.11.2018 при обследовании котельных Предприятия установлено, что последним за 28.11.2018 (в период действия режима ограничения подачи (поставки) газа) было отобрано природного газа в объеме 8619 м3, то есть суточный отбор природного газа за 28.11.2018 составил 8 619 м3 (копия отчета прилагается).
Письмом от 30.11.2018 N 05-01-05/8244 Предприятием и орган местного самоуправления были уведомлены о том, что по состоянию на 30.11.2018 Предприятие не исполнило обязательства о самостоятельном сокращении газопотребления, установленные на ноябрь 2018 года документом о введении ограничения подачи (поставки) газа от 28.11.2018.
Предприятию предъявлено требование о принятии срочных мер по исполнению условий договора в части оплаты и обеспечить отбор газа в пределах, установленных среднесуточных норм поставки газа.
Потребителем не выполнены требования по соблюдению режима ограничения подачи (поставки) газа, что подтверждается документами по контролю режима газопотребления в период введенного ограничения.
По состоянию на 05.12.2018 задолженность Предприятия за потребленный природный газ март, апрель, октябрь и ноябрь 2018 по договору поставки газа от 27.12.2016 N р59-5-7722, составила - 4 077 107 руб. 71 коп.
Таким образом, факт совершения Предприятием административного правонарушения по части 7 статьи 9.22 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Предприятие предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Из материалов дела следует, что Предприятие относится к установленной приложением к Правилам N 1245 категории потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Ограничения поставки газа для указанной категории потребителей производится с особенностями, установленными пунктами 8, 10, 11, 12 и 13 Правил N 1245.
Предприятием не были предприняты все зависящие от него меры по недопущению выявленного правонарушения, а именно:
- предварительное (не позднее, чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращение к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности по оплате за потребленный газ;
- предоставление поставщику газа письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов;
- обеспечение наличия и готовности к работе резервных топливных хозяйств, а также переход на резервные виды топлива, альтернативные газу;
- урегулирование конфликта, связанного с неоплатой газа, в силу повышенной социальной ответственности в рамках переговорного процесса.
При этом у Предприятия имелись возможности для выполнения Правил N 1245, однако все необходимые меры для этого заявителем апелляционной жалобы предприняты не были.
С учетом изложенного в действиях Предприятия имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель Общества извещался надлежащим образом (л.д. 55, 60).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Мера ответственности административным органом определена в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Предприятия малозначительности вмененного деяния.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в данном случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Суд первой инстанции правомерно отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба Предприятия по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.06.2019 по делу N А79-3018/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства" Порецкого района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3018/2019
Истец: МУП "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозйства" Порецкого района, МУП "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства" Порецкого района
Ответчик: Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Чувашский территориальный отдел Приволжского управления Ростехнадзора
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6186/19