г. Владивосток |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А24-2581/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалоб
федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Камчатского края",
апелляционное производство N 05АП-5321/2019,
на решение от 21.06.2019 судьи С.П. Громова
по делу N А24-2581/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску акционерного общества "Северо-Восточный ремонтный центр"
(ОГРН 1084141000492, ИНН 4102009338)
к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Камчатского края" (ОГРН 1024101039038, ИНН 4101047637)
о взыскании 523 554 рублей 78 копеек,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Северо-Восточный ремонтный центр" (далее - АО "СВРЦ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Камчатского края" (далее - Военный комиссариат Камчатского края, Учреждение, ответчик) о взыскании 2 225 495 рублей 86 копеек компенсации расходов истца на выплату работникам среднего заработка за период нахождения их на военных сборах, из которых: 1 701 941 рубль 08 копеек компенсация без учета выходных дней в периоде нахождения работников на военных сборах и 523 554 рубля 78 копеек компенсация за период нахождения работников на военных сборах в выходные дни.
Впоследствии истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 523 554 рублей 78 копеек в связи с частичной оплатой ответчиком расходов по среднемесячной заработной плате без учета выходных дней, которое было удовлетворено протокольным определением суда первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 21.06.2019 исковые требования удовлетворены, с Учреждения в пользу общества взыскано 537 025 рублей 78 копеек, из них: 523 554 рубля 78 копеек компенсации расходов на выплату среднего заработка работникам за время нахождения на военных сборах, 13 471 рубль расходов по уплате государственной пошлины. Истцу из федерального бюджета возвращено 20656 рублей государственной пошлины по иску, уплаченной платежным поручением от 26.03.2019 N 1496.
Военным комиссариатом Камчатского края подана апелляционная жалоба на решение от 21.06.2019, в которой Учреждение просит отменить решение Арбитражного суда Камчатского края, в иске отказать. В обоснование своей правовой позиции указывает, что средний заработок сохраняется за работником только за фактически пропущенные, являющиеся рабочими по его графику дни (часы), начисление среднего заработка за все календарные дни, приходящиеся на военные сборы, не допускается. Кроме того, полагает, что, взыскивая с ответчика расходы по уплате государственной пошлины по иску, суд первой инстанции не учел, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем освобождены от уплаты государственной пошлины в силу закона.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2019 жалоба Военного комиссариата Камчатского края принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 20.08.2019.
Через канцелярию суда от АО "СВРЦ" поступил письменный отзыв, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Истец по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От АО "СВРЦ" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185 АПК РФ, рассмотрел заявленное ходатайство и определил его удовлетворить, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 271 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В период с 21.08.2018 по 06.09.2018 работники АО "СВРЦ" (28 человек) находились на военных сборах в войсковой части 69262 г.Елизово, что подтверждается справками о прохождении военного сбора.
За время исполнения работниками общества воинских обязанностей им по расчетным листам на основании статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) выплачена заработная плата в сумме 2 225 495 рублей 86 копеек.
Общество письмом исх.N 45-3/7625 18.10.2018 направило Военному комиссариату Камчатского края документы на компенсацию расходов, понесенных в связи с нахождением работников на военных сборах.
18.12.2018 документы возвращены ответчиком без исполнения на доработку с требованием устранить допущенные ошибки в расчетах среднего заработка с пояснением, что компенсация среднего заработка производится без оплаты выходных дней (субботы и воскресенья).
Письмом исх.N 45-юр/9641 от 26.12.2018 истец направил повторно Военному комиссариату Камчатского края документы на компенсацию расходов, понесенных в связи с нахождением работников на военных сборах. При этом общество выполнило расчет суммы компенсации, выделив отдельно компенсацию без учета выходных дней, что составило 1 701 941 рубль 08 копеек, и компенсацию за период выходных дней, что составило 523 554 рубля 78 копеек.
22.02.2019 ответчик возвратил указанные документы без исполнения со ссылкой на то, что выходные дни не оплачиваются, но поскольку компенсация расходов за рабочие дни является неоспоримой, учреждение указало, что она будет произведена при поступлении финансирования по данной статье расходов.
Ссылаясь на то, что Военный комиссариат Камчатского края не возместил расходы на выплату среднего заработка работникам за все время пребывания их на военных сборах в добровольном порядке, АО "СВРЦ" обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с данным Кодексом иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы (пункт 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 26 Положения N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 (далее - Положение N 333) осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах 4 и 5 подпункта "б" пункта 25 Положения N 333, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее по тексту - Правила N 704).
При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
В пункте 17 Руководства по организации проведения военных сборов в Вооруженных силах Российской Федерации указано, что о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых работают граждане. В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане.
Основным документом, свидетельствующим о призыве сотрудника на военные сборы, является повестка из военкомата. Бланк повестки приведен в Приложении N 1 к Положению N 333. Упомянутый документ состоит из трех частей: расписки в получении, самой повестки и извещении для работодателя. Достаточным основанием для освобождения сотрудника от работы с сохранением должности и средней заработной платы является извещение, которым работодателя ставят в известность. В извещении указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане, то есть период, на который придется освободить работника от исполнения им трудовых обязанностей. В этот период входит время пребывания сотрудника на территории воинской части и в пути до места сбора и обратно.
В силу подпункта 2 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
В пункте 3 Правил N 704 определено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 данных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 Правил N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4).
Ограничения для указанных выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов в Правилах N 704 не предусмотрено.
В пункте 5 Правил N 704 указано, что выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 Правил осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).
Предусмотренная пунктом 4 Постановления N 704 процедура компенсации расходов обществом соблюдена.
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с заявленными требованиями послужили разногласия в методике определения средней заработной платы.
Согласно статье 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение N 922), согласно пункту 2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в частности: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В силу пункта 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с пунктом 13 Положения N 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащих оплате. Доказательств неверного исчисления истцом среднего заработка Учреждение не представило.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при расчете среднего дневного заработка истец должен был использовать только рабочие дни (часы), когда работники должны были исполнять свои трудовые обязанности, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку компенсация подлежит выплате за все дни участия в военных сборах согласно справкам военкомата, а не только за рабочие дни, которые выпадают у гражданина на период сборов, так как исключение из этого периода выходных дней законодательством не предусмотрено.
В справках Военного комиссариата о прохождении военного сбора указан период с 21.08.2018 по 06.09.2018. При этом ответчиком не представлены документы о предоставлении лицам, проходившим сборы, выходных дней.
С учетом изложенного, поскольку факт несения истцом затрат на выплату заработной платы документально подтвержден, обществом работникам выплачена заработная плата за время нахождения на военных сборах в размере 2 225 495,86 рублей, Учреждением обществу частично возмещены затраты в размере 1 701 941,08 рубль то с ответчика в пользу истца правомерно взыскано 523 554,78 рублей в счет возмещения расходов на выплату среднего заработка работникам за время пребывания на военных сборах.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апеллянта о неправомерном отнесении на него расходов по уплате государственной пошлины по иску, так как он освобожден от уплаты государственной пошлины, отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
В пункте 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Следовательно, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. После прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, урегулированную нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам в соответствии с требованиями АПК РФ, которым освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов не предусмотрено, напротив, частью 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
Принимая во внимание, что исковые требования АО "СВРЦ" удовлетворены, суд первой инстанции правомерно взыскал с Военного комиссариата Камчатского края в пользу истца 13 471 рубль в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса. Следовательно, судом правомерно возвращено истцу из федерального бюджета 20656 рублей государственной пошлины по иску.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.06.2019 по делу N А24-2581/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.М. Синицына |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2581/2019
Истец: АО "Северо-Восточный ремонтный центр"
Ответчик: федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Камчатского края"