г. Чита |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А19-10725/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2019 года по делу N А19-10725/2018 по заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194) к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (ОГРН 1023801012905; ИНН: 3808011062) о признании незаконным решения от 26.02.2018 N 15 н/с,
(суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сафонова С.В. - представитель по доверенности N 61 от 12.08.2019;
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 2) (далее - ответчик, учреждение, Фонд, ГУ ИРО ФСС РФ) о признании незаконным решения от 26.02.2018 N15 н/с в части привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в виде штрафа в размере 72,28 руб. (пункт 1).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным пункт 1 решения Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 26.02.2018 N 15 н/с в части привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в виде штрафа в размере 72,28 руб., как несоответствующий действующему законодательству. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2019 года по делу N А19-10725/2018. Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, в результате выездной проверки фондом выявлено занижение заявителем базы для начисления страховых взносов, в связи с чем, решение о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 72,28 рублей соответствует закону и не нарушает права и интересы заявителя.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель, возражая доводам апелляционной жалобы, с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.07.2019.
Заинтересованное лицо представителей в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения согласно доводам отзыва, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему,
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, филиалом N 2 ГУ ИРО ФСС РФ проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем - Министерством лесного комплекса Иркутской области, по результатам которой фондом принято решение от 26.02.2018 N15 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний."
Не согласившись с указанным решением фонда в части, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми решениями своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" министерство относится к категории страхователей по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Согласно статье 22 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Федеральным законом N 255-ФЗ установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов уполномочены проводить камеральные и выездные проверки с целью контроля за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты, своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов и правильности и обоснованности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в результате выездной проверки за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2016 г. Фондом выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а именно: занижение базы для начисления страховых взносов в Фонд в результате нарушений, допущенных при выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работникам Министерства лесного комплекса Иркутской области.
Сумма пособий по временной нетрудоспособности, начисленных и выплаченных за счет средств работодателя с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов либо неподтвержденные документами в установленном порядке, также включаются в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 4300,56 руб.
Всего по результатам проверки выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 696,21 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решение Фонда в части предложения уплатить недоимку и пени является обоснованным, принято ответчиком в соответствии с действующим законодательством.
Между тем судом установлено, что на момент принятия Филиалом N 2 ГУ ИРО ФСС РФ решения от 26.02.2018 N 15 н/с ответчиком пропущен срок привлечения к ответственности в части привлечения к ответственности за 2014 год - январь 2015 год.
Поскольку страховые взносы за январь 2015 года должны быть уплачены не позднее 15.02.2015 года включительно, установленный части 1 статьи 26.27 Закона N 125-ФЗ трехгодичный срок давности привлечения к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за период январь 2014 год-январь 2015 год истек 15.02.2018.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение вынесено 26.02.2018, при этом согласно расчету штрафа по части 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ штраф начислен в отношении страховых взносов за январь 2014 года - декабрь 2016 года.
С учетом сроков уплаты страховых взносов за январь 2014 года - январь 2015 года обоснован вывод суда первой инстанции о пропуске трехгодичного срока давности привлечения к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, и неправомерности привлечения Министерства лесного комплекса Иркутской области к ответственности части 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ за неуплату страховых взносов за указанный период.
Довод об обратном, приведенный Фондом в апелляционной жалобе, отклоняется апелляционным судом, как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство заявителя о снижении суммы штрафа, указал, что доводы заявителя в обоснование необходимости снижения размера штрафа нельзя признать исключительными обстоятельствами, в связи с чем, снижение размера штрафа противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям наказания за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в том числе предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 26.02.2018 N 15 н/с в части привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в виде штрафа в размере 72,28 руб. не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2019 года по делу N А19-10725/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10725/2018
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение фонда Социального страхования РФ филиал N2
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6040/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6040/19
27.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4428/19
06.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10725/18