г. Москва |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А41-94376/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от НП "МОИС НП": Дацюк Д.А., генеральный директор (выписка из ЕГРЮЛ), Арабов А.Ю., по доверенности от 17.04.2019;
от ИФНС России по г. Ногинску Московской области: Гусова С.О., по доверенности от 04.02.2019, Шкаберда А.В., по доверенности от 29.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу НП "МОИС НП" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2019 года по делу N А41-94376/18, принятое судьей Востоковой Е.А., по заявлению Некоммерческого партнерства "Московское областное инвестиционно-строительное некоммерческое партнерство" к ИФНС России по г. Ногинску Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
НП "МОИС НП" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Ногинску Московской области о признании недействительным решения ИФНС России по г. Ногинску Московской области от 02.08.2018 N 41066 о привлечении к ответственности за совершение налогового право6нарушени.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.02.2019 года по делу N А41-94376/18 в удовлетворении заявленных требований НП "МОИС НП" отказано.
Не согласившись с указанным решением, НП "МОИС НП" обжаловало его в апелляционном порядке.
Инспекция представила в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Как следует из материалов дела, 30 января 2018 года НП "МОИС НП" представило в ИФНС России по г. Ногинску Московской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2017 год в отношении двух земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0301011:251 (кадастровая стоимость - 488 513 672 руб., площадь 46,6 га) и 50:16:0301011:250 (кадастровая стоимость - 1 144 474 368 руб., площадь - 115 га) с видом разрешенного использования - земли населенных пунктов для размещения разноэтажной застройки многоквартирной жилой застройки. Право собственности возникло у заявителя в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 50:16:0301011:251-04 июля 2011, в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 50:16:0301011:250 - 09 ноября 2012 года.
При расчете земельного налога налогоплательщик применил ставку 0,2% от кадастровой стоимости, повышающие коэффициенты не применял.
По результатам камеральной налоговой проверки названной декларации Инспекцией принято решение от 02.08.2018 N 41066 о привлечении к ответственности за совершение налогового право6нарушения, в соответствии с которым заявителю доначислен земельный налог в сумме 9 797 928 руб., пеня - 1 016 998,02 руб., также заявитель привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату налога по ст. 122 Кодекса в виде штрафа в сумме 979 792 руб.
При этом, санкция снижена инспекцией в 2 раза в связи с наличием смягчающих обстоятельств.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 09 октября 2018 N 07-12/1-6382@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы НП "МОИС НП", решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Полагая указанное решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Основанием к спорным доначислениям послужил вывод налогового органа о необходимости применения заявителем при расчете земельного налога за 2017 год коэффициента 4, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 НК РФ.
Согласно пункту 15 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Абзацем 2 указанной нормы установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Диспозиция п. 15 ст. 396 НК РФ предполагает наличие следующих условий для применения коэффициента 2:
- земельный участок (индивидуально определенный и конкретный), в отношении которого зарегистрировано право собственности физического или юридического лица;
- определенная целевая направленность использования земельного участка - жилищное строительство.
При этом, действие нормы не распространяется на земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц, на которых осуществляется индивидуальное жилищное строительство, а начало временного периода действия коэффициента законодатель связал с датой государственной регистрации права на земельный участок. Каких-либо иных исключений и условий для применения коэффициентов 2 и 4 законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, право собственности заявителя зарегистрировано в отношении участков: с кадастровым номером 50:16:0301011:251 - 04 июля 2011 года, в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 50:16:0301011:250 - 09 ноября 2012 года, таким образом, с 04.07.2011 и 09.11.2012 соответственно и в течение трех лет, вплоть до государственной регистрации права на построенный объект недвижимости, заявитель обязан исчислять сумму земельного налога с учетом коэффициента 2, с 04.04.2014 и 09.11.2015 соответственно - с учетом коэффициента 4.
При таких обстоятельствах, исчисление земельного налога в отношении выше названных земельных участков за 2017 год производится с учетом коэффициента 4, предусмотренного положениями п. 15 ст. 396 НК РФ.
По смыслу п. 15 ст. 396 НК РФ условием, обязывающим налогоплательщика применить коэффициент 4 к ставке земельного налога, является не факт приобретения земельного участка, а вид разрешенного использования - осуществление на нем жилищного строительства.
В связи с чем Инспекция правомерно применила при расчете налога коэффициент 4.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, помимо прочего, следующее.
В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Таким образом, коэффициент 4 применяется к земельным участкам приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, по другим земельным участкам - в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Обосновывая, что к спорным правоотношениям применяется пункт 16 статьи 396 НК РФ, заявитель указывает, что в соответствии с решением Совета депутатов от 29.12.2017 вид разрешенного использования спорных земельных участков был изменен - на "для индивидуального жилищного строительства".
В целях проверки указанного довода, определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2019 года у Совета депутатов Богородского городского округа Московской области и Администрации муниципального образования "город Ногинск" Московской области были запрошены решение Совета депутатов Ногинского муниципального района от 29.12.2017 N 56/7, постановление Администрации муниципального образования "город Ногинск Московской области" от 31.12.2013 N 1018 и N 1019.
Указанные документы были представлены в материалы дела. Из указанных документов усматривается, что вид разрешенного использования спорных земельных участков был изменен с "для многоэтажной жилой застройки" на "для индивидуального жилищного строительства".
Между тем, то обстоятельство, что спорные земельные участки использовались в спорный период членами партнерства под индивидуальное жилищное строительство заявителем не подтверждено.
В суд апелляционной инстанции заявителем в дополнение к приведенному доводу были представлены предварительные договоры аренды, договоры аренды, заключенные с гражданами и акты приема-передачи земельных участков к ним.
Поскольку указанные акты и договоры были представлены в связи с представлением решения Совета депутатов Ногинского муниципального района от 29.12.2017 N 56/7 и постановления Администрации муниципального образования "город Ногинск Московской области" от 31.12.2013 N 1018 и N 1019, апелляционный суд посчитал необходимым приобщить указанные документы к материалам дела.
Изучив представленные в материалы дела документы, апелляционный суд установил, что акты и договоры датированы 2018 и 2019 годом, то есть не относятся к спорному налоговому периоду.
Довод апелляционной жалобы о том, что в более ранние периоды положения, предусмотренные пунктом 15 статьи 396 НК РФ к нему налоговым органом не применялись, не имеет для настоящего дела самостоятельного правового значения.
Таким образом, обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2019 года по делу N А41-94376/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94376/2018
Истец: "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. НОГИНСКУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 142400, МОСКОВСКАЯ область, р-н. НОГИНСКИЙ, г. НОГИНСК, ул. РАБОЧАЯ, д. 105
Третье лицо: Администрации муниципального образования "город Ногинск" Московской области, Совет депутатов Богородского городского округа Московской области, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. НОГИНСКУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21742/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21742/19
28.08.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5679/19
14.02.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-94376/18