г. Челябинск |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А07-2792/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярмарка" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.06.2019 по делу N А07-2792/2019 (судья Абдуллина Э.Р.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Ярмарка" - Хабибуллин Р.М. (доверенность от 24.06.2019),
общества с ограниченной ответственностью "Тим" - Васильев М.И. (решение единственного учредителя N 1 общества с ограниченной ответственностью "Тим" от 08.02.2019), Кибальников О.Ю. (доверенность от 18.03.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Ярмарка" (далее - заявитель, ООО "Ярмарка") обратилось с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа N 33366 от 16.11.2018, обязании принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051401:3536, 02:55:020511:559, 02:55:010423:354, 02:55:020612:3968.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью "ТИМ" (далее также - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.06.2019 (резолютивная часть от 05.06.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 96-106).
С указанным решением суда не согласилось ООО "Ярмарка" (далее также - податели апелляционной жалобы, апеллянты), обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее. Делая вывод о том, что у общества отсутствует право на приобретение земельных участков в порядке предварительного согласования места размещения объекта на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты", поскольку акты выбора земельных участков были утверждены 21.10.2015, суд не учел, что акты выбора были утверждены во исполнение решения суда по делу NА07-7736/2015, тогда как за их утверждением заявитель обратился до 01.03.2015 (заявлениями от 20.01.2015 и 22.01.2015), и при надлежащем исполнении органом местного самоуправления решение об утверждении актов выбора на основании пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) должно было быть принято до 01.03.2015.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции обществом "Тим" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители Администрации и Управления не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО "Ярмарка" был изготовлен акт выбора земельного участка от 30.01.2015 N А-8/Ю для строительства торгового здания - продуктового агрорынка по улице Летчиков, рядом с домом 6 "а" в Ленинском районе городского округа города Уфа Республики Башкортостан.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики БашкортостанN 3639 от 21.10.2015, на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2015 по делу N А07-7736/2015, утвержден акт о выборе земельного участка от 30.01.2015 N А-8/Ю с предварительным согласованием места размещения объекта на данном земельном участке.
На основании вышеуказанного постановления Управлением земельных имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 02:55:051401:3536, площадью 627 кв. м 17.10.2018 исх. N 3-17/10.
ООО "Ярмарка" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:051401:3536 в аренду для строительства торгового здания - продуктового агрорынка сроком на пять лет.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО "Ярмарка" был изготовлен акт выбора земельного участка от 30.01.2015 N А-31/С для строительства универмага по ул. Маршала Жукова, юго-западнее здания N 16 в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3635 от 21.10.2015, на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2015 по делу N А07-7736/2015, утвержден акт о выборе земельного участка от 30.01.2015 N А-31/С с предварительным согласованием места размещения объекта на данном земельном участке.
На основании вышеуказанного постановления Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 02:55:020511:559, площадью 2963 кв. м 17.10.2018 исх. N 2-17/10.
ООО "Ярмарка" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:559 в аренду для строительства универсама сроком на пять лет.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО "Ярмарка" был изготовлен акт выбора земельного участка от 30.01.2015 N А-9/Ю для строительства торгового здания - продуктового агрорынка по ул. Силикатной, рядом с д. 20 в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3637 от 21.10.2015, на основании Решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2015 по делу N А07-7736/2015, утвержден акт о выборе земельного участка от 30.01.2015 N А-9/Ю с предварительным согласованием места размещения объекта на данном земельном участке.
На основании вышеуказанного постановления Управлением земельных и имущественных отношений ГО г. Уфы Республики Башкортостан (далее - Управление) был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 02:55:010423:354, площадью 711 кв. м 17.10.2018 исх. N 4-17/10 ООО "Ярмарка" обратилось в Администрацию ГО город Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010423:354 в аренду для строительства торгового здания - продуктового агрорынка сроком на пять лет.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО "Ярмарка" был изготовлен акт выбора земельного ка от 30.01.2015 N А-ЗО/Ю для строительства универсама по ул. Энтузиастов ее дома N 1 в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3636 от 21.10.2015, на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2015 по делу N А07-7736/2015, утвержден акт о выборе земельного участка от 30.01.2015 N А-ЗО/Ю с предварительным согласованием места размещения объекта на данном земельном участке.
На основании вышеуказанного постановления Управлением земельных и имущественных отношений городского округа город Уфа Республики Башкортостан был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 02:55:020612:3968, площадью 1204 кв. м 19.10.2018 исх. N 6-19/18.
ООО "Ярмарка" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлениями от 19.10.2018 и 18.10.2018 о предоставлении в аренду для строительства универсама сроком на пять лет земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051401:3536, 02:55:020511:559, 02:55:010423:354, 02:55:020612:3968 (л.д. 14-17).
Письмом от 16.11.2018 N 33366 Управление земельных имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило заявителю об отказе в предоставлении земельных участков по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.03.2015 статьи 30 и 31 Земельного Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утратили силу и, следовательно, на данный момент понятие как "акт выбора земельного участка" в земельном законодательстве отсутствует. На основании изложенного, для рассмотрения возможности предоставления указанного земельного участка Управлением рекомендовано обратиться в порядке, установленном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая указанный отказ незаконным, нарушающим права заявителя в области предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у общества "Ярмарка" права на приобретение земельных участков в порядке предварительного согласования места размещения объекта на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты", поскольку акты выбора земельных участков были утверждены 21.10.2015.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в ранее действующей редакции) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов до 01.03.2015 был установлен статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями названной нормы гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
После определения участка, предоставляемого для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, в целях обеспечения реализации гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, соблюдение интересов общества и отдельных граждан.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, и установлено судами при рассмотрении дела N А07-7736/2015, в период с 20.01.2015 по 22.01.2015 ООО "Ярмарка" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлениями о подготовке актов выбора для строительства четырех продуктовых агрорынков.
Решением по делу N А07-7736/2015 суд признал незаконным в связи с несоответствием статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа в предварительном согласовании места размещения объектов и утверждении акта выбора земельного участка площадью 710,58 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Ленинский район, микрорайон Нижегородка, ул. Силикатная (рядом со строением N 20), земельного участка площадью 1 204,17 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, ул. Энтузиастов (рядом со строением N 1), земельного участка площадью и обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 20 дней с момента принятия настоящего решения суда принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов и утвердить акты выбора указанных земельных участков в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, действовавшим на 27.02.2015.
Постановлениями Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан утверждены акты о выборе N А-8/Ю N 3639 от 21.10.2015, А-31/С N 3635 от 21.10.2015, А-9/Ю N 3637 от 21.10.2015, А-30/Ю N 3636 от 21.10.2015 земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051401:3536, 02:55:020511:559, 02:55:010423:354, 02:55:020612:3968.
Нормой части 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ установлена возможность завершения уже начатой процедуры предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии принятого до 01.03.2015 по правилам ранее действовавшей статьи 31 ЗК РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка.
Юридическим фактом, наличие которого является основанием для продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства, начатой до 01.03.2015 является принятое до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка.
В рассматриваемом случае такие решения приняты 21.10.2015, то есть после вступления в силу изменений в ЗК РФ, изменивших порядок предоставления земельных участков из числа публичных земель.
То обстоятельство, что утверждение акта выбора земельных участков произведено в порядке исполнения судебного решения по делу N А07-7736/2015, на что ссылается апеллянт в жалобе, не изменяет установленного с 01.03.2015 порядка предоставления земельных участков и не предоставляет заявителю право на предоставление земельных участков в порядке части 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ.
Кроме того, установленный частью 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ порядок применяется до 01.03.2018, что следует также из содержания указанной нормы, тогда как с заявлениями о предоставлении указанных земельных участков общество "Ярмарка" обратилось 18.10.2019 и 19.10.2018 (т. 1 л.д. 14-17).
По вышеизложенным мотивам общество "Ярмарка" не вправе претендовать на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051401:3536, 02:55:020511:559, 02:55:010423:354, 02:55:020612:3968 в порядке части 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ и статей 30-32 ЗК РФ в ранее действовавшей редакции.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способами.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется лицом, обращающимся в суд за судебной защитой, однако избранный им способ защиты должен привести к действительному восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Согласно пункту 1 статьи 446 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов.
Порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 39.11-39.13 ЗК РФ.
В силу пункта 20 статьи 39.12 ЗК РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов (пункт 1 статьи 449 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020511:559 являлся предметом аукциона, проведенного 01.03.2019, на право заключения договора аренды земельного участка, и победителем аукциона признано общество "Тим" (т. 2 л.д. 16-17).
Проведенные торги на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:559 обществом "Ярмарка" в установленном порядке не оспорены.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что обществом "Ярмарка" избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020511:559, поскольку разрешение вопроса о правообладателе указанным земельным участком с учетом наличия правопритязаний на него общества "Тим" как победителя аукциона в порядке главы 24 АПК РФ не представляется возможным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпунктов 3 и 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса за подачу апелляционной жалобы на решение, вынесенному по заявлению юридического лица о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, подлежит оплате государственная пошлина в размере 1 500 рублей, в силу чего оплаченная государственная пошлина в размере 1 500 рублей на основании чека-ордера Сбербанка России Башкирское отделение N 8590 филиал N 193 от 09.07.2019 подлежит возврату обществу "Ярмарка" в размере 1 500 рублей как излишне оплаченная из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.06.2019 по делу N А07-2792/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярмарка" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ярмарка" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2792/2019
Истец: ООО "ЯРМАРКА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ООО ТИМ, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН