г. Вологда |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А44-11574/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 августа 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 апреля 2019 года по делу N А44-11574/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Яжелбицкая Управляющая компания" (ОГРН 1135331000034; ИНН 5302013710; адрес: 175411, Новгородская область, Валдайский район, село Яжелбицы, улица Усадьба, дом 5, офис 43; далее - ООО "Яжелбицкая УК", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171; ИНН 5321091224; адрес: 173008, город Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - комитет) о признании незаконным и отмене предписания от 31.08.2018 N ЛК-305/1-18.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 01 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Комитет с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что все услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме должны быть включены в строку "плата за содержание жилого помещения", а платежный документ должен быть оформлен в соответствии с установленными частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Указывает на то, что фактически сверх уже утвержденной платы за содержание и текущий ремонт в размере 15 руб. 48 коп. за 1 кв. м управляющая организация в одностороннем порядке добавляет "Обслуживание теплового счетчика дом N 8 - 00 руб. 34 коп. за 1 кв. м, и поверку теплового счетчика - 04 руб. 92 коп. за 1 кв. м", тогда как данная плата в соответствии с требованиями пункта 6 и подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), входит в содержание общего имущества (то есть в 15 руб. 48 коп. за 1 кв. м). Ссылается на то, что каких-либо общих собраний об утверждении с июня 2018 года платы за содержание жилого помещения в размере 26 руб. 19 коп. за 1 кв. м в комитет не представлено. Полагает, что судом неверно указано на право ООО "Яжелбицкая УК" индексировать плату за содержание жилого помещения, поскольку к 31.08.2018 общество плату уже изменило в июне и июле 2018 года, то есть дважды за два месяца, тогда как такая плата не может меняться более одного раза в год.
Общество в отзыве и дополнительных пояснениях доводы жалобы отклонило, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 03.04.2018 комитетом проведена внеплановая документарная проверка общества с целью рассмотрения обращения по вопросу правомерности начисления дополнительных услуг в квитанции за январь 2018 года "за поверку ОДПУ тепла", "обслуживание газовых сетей, газовой плиты" по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Новгородская область, Валдайский район, улица Усадьба, дом 8.
Проверкой установлено, что заявитель, выполняя функции управляющей компанией в данном доме, начислял собственникам помещений отдельными строками плату, которая не включена в состав платы за содержание жилого помещения, а именно за "вывоз твердых бытовых отходов", "обслуживание газовых сетей", "обслуживание теплового счетчика дом N 8", "поверку теплового счетчика", "управление многоквартирным домом", а плату за обслуживание теплового счетчика дом N 8, поверку теплового счетчика начисляет несоразмерно площади помещения, находящегося в собственности, что, по мнению комитета, является нарушением части 2 статьи 39, части 2 статьи 154, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), абзаца первого подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункта 2.6.11, подпункта "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 27.04.2018 N ЛК-305-18.
По результатам данной проверки комитетом обществу выдано предписание от 27.04.2018 N ЛК-305-18, которым предписано в срок до 02.08.2018 произвести перерасчет платы, начисленной в платежном документе за январь 2018 года дополнительной строкой за "поверку теплового счетчика" и "обслуживание теплового счетчика дом N 8" всем собственникам путем возврата (пункт 1 предписания) и включить плату "за вывоз твердых бытовых отходов", обслуживание газовых сетей, обслуживание теплового счетчика N 8 (в том числе поверка), управление многоквартирным домом в "плату за содержание жилого помещения" (согласно требованиям пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, начисляя в платежном документе указанные работы и услуги одной строкой - "плата за содержание жилого помещения") (в том числе путем проведения общего собрания собственников по вопросу утверждения платы за содержание жилого помещения с учетом данных требований) (пункт 2 предписания).
На основании приказа от 13.08.2018 N ЛК-305-18-ИП комитетом 31.08.2018 проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 27.04.2018 N ЛК-305-18, по результатам которой ответчик пришел к выводу о неисполнении обществом пункта 2 указанного предписания, ввиду того, что в платежном документе за июнь 2018 года начислена плата за содержание жилого помещения не одной строкой, а "в том числе" шестью строками.
По результатам проверки составлен акт от 31.08.2018 N ЛК-305-18-ИП и заявителю вновь выдано предписание от 31.08.2018 N ЛК-305/1-18, которым обществу предписано в срок до 25.10.2018 включить плату "обслуживание газовых сетей", "обслуживание теплового счетчика N 8 (в том числе поверка)", управление многоквартирным домом в "плату за содержание жилого помещения" (согласно требованиям пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, начисляя в платежном документе указанные работы и услуги одной строкой - "плата за содержание жилого помещения") (в том числе путем проведения общего собрания собственников по вопросу утверждения платы за содержание жилого помещения с учетом данных требований).
Во втором абзаце предписания плату "за вывоз твердых бытовых отходов" исключить из платы за содержание жилого помещения, в соответствии с требованиями части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ с 01.06.2018. Произвести перерасчет путем возврата собственникам начисленной по данной услуге (за вывоз твердых бытовых отходов) платы с 01.06.2018 по последний день начисления (том 1, лист 9).
Решением комитета от 26.10.2018 N ЖН-305-18 пункт предписания от 31.08.2018 N ЛК-305/1-18 об исключении платы "за вывоз твердых коммунальных отходов" с 01.06.2018 отозван в связи с тем, что в состав платы за коммунальные услуги включается плата по обращению с твердыми коммунальными отходами и отражается в платежном документе отдельной строкой (том 1, лист 142).
На основании приказа от 26.10.2018 N ЛК-305/1-18-ИП комитетом проведена внеплановая проверка исполнения предписания от 31.08.2018 N ЛК-305/1-18, по результатам которой ответчиком установлено, что пункт 1 названого предписания обществом вновь не исполнен ввиду того, что в платежных документах плата за содержание жилого помещения не начислена одной строкой.
По результатам данной проверки заявителю вновь выдано предписание от 12.11.2018 N ЛК-305/2-18 с требованием включить плату "обслуживание газовых сетей", "обслуживание теплового счетчика N 8 (в том числе поверка)", "управление многоквартирным домом" в "плату за содержание жилого помещения" (согласно требованиям пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, начисляя в платежном документе указанные работы и услуги одной строкой - "плата за содержание жилого помещения") (без увеличения платы за содержание жилого помещения, установленного собственниками помещений на общем собрании либо с предоставлением протокола общего собрания собственников помещений об изменении размера платы с учетом требований данного предписания). Срок исполнения этого предписания - до 02.01.2019.
Проверкой, проведенной 21.01.2019 по вопросу исполнения предписания от 12.11.2018 N ЛК-305/2-18, установлено, что обществом исполнено предписание в платежном документе за ноябрь 2018 года (том 2, лист 6).
Не согласившись с предписанием от 31.08.2018 N ЛК-305/1-18, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 настоящего Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ собственники и пользователи помещений обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В данном случае, как установлено судом и следует из материалов дела, исполняя предписание от 27.04.2018 N ЛК-305-18, общество в платежном документе за июнь 2018 года указало строку плата за жилое помещение, в том числе плату за: содержание и текущий ремонт общего имущества, вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание газовых сетей, обслуживание теплового счетчика, поверку теплового счетчика N 8, управление многоквартирным домом и итоговую сумму к оплате (том 1, листы 90-91).
В квитанции за июль 2018 года плата за жилое помещение включает содержание и текущий ремонт общего имущества, обслуживание газовых сетей, обслуживание теплового счетчика, управление многоквартирным домом и итоговую сумму (том 1, листы 121-122).
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 названного Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
При этом договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
В пункте 3 части 3 статьи 162 Кодекса установлено, что одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу пункта 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из приведенных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирным домом относятся порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
При этом фиксированная стоимость размера платы за содержание и ремонт жилого помещения указывается в договоре только на момент его заключения. В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ фиксированная стоимость может применяться не менее одного года.
В соответствии с указанным в договоре управления порядком (методикой) определения (расчета) стоимости может индексироваться при наличии указанных в договоре оснований, в частности уровня инфляции.
Наличие в договоре условия, предоставляющего управляющей организации право на увеличение в одностороннем порядке размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в связи с изменением уровня инфляции, можно рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников такого дома решения об установлении порядка изменения ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, при наличии в договоре управления домом положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принятие общим собранием собственников помещений дома ежегодных решений об изменении такой платы не требуется, на что указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 301-КГ18-22044.
Вместе с тем условие договора управления многоквартирным домом об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в связи с изменением уровня инфляции допустимо тогда, когда для названного изменения принимаются во внимание данные об уровне инфляции, опубликованные в официальных открытых источниках, и такие данные не зависят от усмотрения управляющей организации.
В материалах дела усматривается, что общество заключило с собственниками помещений дома N 8 договор управления многоквартирным домом от 01.03.2013 N 1/Д8, пунктом 4.1 которого установлено, что цена договора определяется как сумма платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, указанная в приложении 1 к настоящему договору и платы за коммунальные услуги.
В пункте 4.2 договора установлен размер платы за услуги по управлению домом, которая может быть пересмотрена в зависимости от инфляционных процессов, но не чаще 1 раза в год.
В пункте 4.3 этого же договора установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, который, по условиям данного пункта, также может изменяться в зависимости от инфляционных процессов, но не чаще 1 раза в год (том 2, листы 10-16).
Кроме того, в пункте 4.3 договора установлен конкретный состав платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, в который входит плата за обслуживание газовых сетей.
При этом пунктом 8 дополнительного соглашения от 01.03.2017 к вышеназванному договору управления установлено право управляющей организации включать в платежные документы на отдельных платежных условиях дополнительные расходы при выполнении дополнительной работы (услуг), в том числе по периодической поверке коллективных (общедомовых) приборов учета, а также по содержанию и техническому обслуживанию вспомогательного оборудования, в том числе проведение работ по подготовке, наладке и сдаче коллективных (общедомовых) приборов учета, включая проведение контроля по их показаниям (том 2, оборотная сторона листа 19).
Доводы апеллянта сводятся, по сути, к правильности оформления платежной квитанции при выставлении ее собственнику помещения в спорном доме.
При этом каких-либо претензий к примененному обществом размеру (тарифу) конкретных видов услуг ответчиком в оспариваемом предписании не предъявлено.
Податель жалобы не отрицает тот факт, что правомерность применения тарифов в ходе проверки им не проверялась, так же как не исследовался вопрос о неправомерности индексации платы за содержание жилого помещения, законность условий договора управления от 01.03.2013 N 1/Д8 ответчиком также не ставилась под сомнение.
Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что указание в предписании от 31.08.2018 N ЛК-305/1-18 о проведении общего собрания собственников по вопросу утверждения платы за содержание жилого помещения с учетом данных требований является незаконным и необоснованным.
Также как верно отмечено судом в обжалуемом решении, в соответствии со статьей 154 ЖК РФ для собственников помещений в многоквартирном доме установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, исполнитель услуг в графе 1 указывает соответствующие виды услуг. В связи с этим в графе 1 рекомендуется указывать и иные услуги, предусмотренные договором управления многоквартирным домом.
Кроме того, в письме Минстроя России от 21.06.2018 N 27125-ОГ/04 также разъяснено, что исполнитель вправе указывать в платежном документе другие сведения, в том числе установленные договором, дополнительную информацию.
В данном случае общество в рассматриваемых платежных поручениях за июнь, июль 2018 года указывало отдельными строками услуги, предусмотренные договором управления с учетом дополнительного соглашения к нему, что не запрещено в силу вышеизложенных норм права и разъяснений.
С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным оспариваемое предписание от 31.08.2018 N ЛК-305/1-18 ввиду его необоснованности.
Ссылка подателя жалобы на постановление мирового судьи судебного участка N 38 Валдайского судебного района Новгородской области от 22 января 2019 года по делу N 5-2/2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение спорного предписания, не может быть признана обоснованной.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ для арбитражного суда обязательно вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции только по ранее рассмотренному гражданскому делу, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Данная судом общей юрисдикции правовая оценка действий общества, а также оценка самого предписания на предмет его законности и примененные этим судом положения закона, на которых основан вывод о наличии состава административного правонарушения, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для арбитражного суда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 N 309-ЭС16-1553 по делу N А50-4727/2012).
Кроме того, как следует из содержания названного постановления, суд общей юрисдикции был осведомлен о наличии в Арбитражном суде Новгородской области спора по заявлению общества о признании незаконным предписания от 31.08.2018 N ЛК-305/1-18, однако не принял во внимание данное обстоятельство.
Вместе с тем в силу положений части 3 статьи 69 АПК РФ при сложившейся ситуации выводы суда общей юрисдикции о законности названного предписания не являются обстоятельствами, имеющими преюдициальное значение для настоящего спора.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 апреля 2019 года по делу N А44-11574/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-11574/2018
Истец: ООО "Яжелбицкая управляющая компания"
Ответчик: Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, Павлова Елена Юрьевна
Третье лицо: Валдайский районный суд