г. Владимир |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А79-6258/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 27.08.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кириловой Е.А.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кивленком И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы публично-правового образования "Чувашская Республика - Чувашия" в лице Министерства финансов Чувашской Республики и Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии
от 15.04.2019 по делу N А79-6258/2018,
принятое председательствующим судьей Щетинкиным А.В.,
судьями Борисовым Д.В., Красновым А.М.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (ИНН 2128051193, ОГРН 1032128013488) к публично-правовому образованию "Чувашская Республика - Чувашия" в лице Министерства финансов Чувашской Республики (ИНН 2128017900, ОГРН 1022101151071) о взыскании 3 466 215 руб. 61 коп.,
третьи лица - Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, арбитражный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" Митюнин Владимир Яковлевич,
при участии представителей
от истца: Ильиной Л.Н., доверенность от 14.06.2019 N 61,
Тюмеровой С.Г., доверенность от 10.01.2019 N 12,
от ответчика: Волковой И.В., доверенность от 09.01.2019,
от Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам: Щукиной И.Г., доверенность от 09.01.2019 N 4,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии", истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к публично-правовому образованию "Чувашская Республика - Чувашия" в лице Министерства финансов Чувашской Республики (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 3 466 215 руб. 61 коп. убытков.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба по тарифам), арбитражный управляющий ООО "Коммунальные технологии" Митюнин Владимир Яковлевич.
Решением от 15.04.2019 (в редакции определения об исправлении опечатки от 12.07.2019) суд частично удовлетворил исковые требования: взыскал с Министерства за счет казны Чувашской Республики в пользу ООО "Коммунальные технологии" 3 022 800 руб. убытков. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство и Госслужба по тарифам обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение от 15.04.2019 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений Министерство указало на отсутствие у истца убытков в результате признания частично недействующими постановлений Госслужбы по тарифам, поскольку спорные суммы учтены ею в другом тарифе - тарифе на тепловую энергию (мощность) (вид теплоносителя - вода), поставляемую потребителям от источников ООО "Коммунальные технологии" на 2017 год. По мнению заявителя жалобы, признание тарифа недействующим не находится в прямой причинно-следственной связи с возможными убытками истца. Вопрос о необоснованности включения в НВВ на 2017 год в тарифе на тепловую энергию (мощность) (теплоноситель - вода) суммы в размере 4370 руб. 57 коп. не исследовался Верховным Судом Чувашской Республики; правовая оценка ему не давалась; указанная статья расходов истцом не оспаривалась. Обстоятельства того, связан ли факт неполучения ООО "Коммунальные технологии" достаточной прибыли с неправомерными действиями Госслужбы по тарифам при утверждении тарифа, либо в связи с принятием истцом при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения неправомерных и необоснованных управленческих решений, не исследовались. При этом истец не доказал факт наличия убытков, связанных с неправомерными действиями Госслужбы по тарифам при установлении тарифа.
Подробно доводы Министерства изложены в апелляционной жалобе от 15.05.2019 и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Госслужба по тарифам в обоснование доводов своей апелляционной жалобы указала, что на публично-правовое образование необоснованно возложены все негативные последствия, связанные с недополучением ООО "Коммунальные технологии" НВВ за 2017 года по тарифу на тепловую энергию. По мнению заявителя жалобы, необходимая валовая выручка вследствие перераспределения расходов из одного тарифа в другой осталась неизменной, следовательно, удовлетворение требований истца приведет к его двойному обогащению.
Подробно доводы Госслужбы по тарифам изложены в апелляционной жалобе от 14.05.2019.
ООО "Коммунальные технологии" в отзывах, дополнительных пояснениях и его представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. По мнению истца, при установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) (вид теплоносителя - вода) на 2017 год имущественные интересы ООО "Коммунальные технологии", нарушенные некорректным установлением тарифа на компонент тепловая энергия на ГВС от источника АО "ЧПО им. В.И.Чапаев" на 2017 год не были компенсированы. Перераспределение расходов из одного тарифа в другой действующим законодательством не предусмотрено.
Арбитражный управляющий ООО "Коммунальные технологии" Митюнин В.Я., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 270, 272 АПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, заслушав представителей, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции установил, что Госслужба по тарифам постановлением от 11.12.2015 N 87-14-21/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике на 2016 - 2018 годы" установила для ООО "Коммунальные технологии" соответствующий тариф на долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 годы.
В последующем истец обратился в Госслужбу по тарифам с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на 2017 год для потребителей, получающих горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от источника тепловой энергии АО "Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева".
Постановлением Госслужбы по тарифам от 12.12.2016 N 70-13-22/гв "О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 г. N 87-14-21/гв" внесены изменения в части размера тарифов на горячую воду, поставляемую ООО "Коммунальные технологии", осуществляющим горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (компонент на тепловую энергию), установленных:
строкой 5 столбца 7 пункта 17 приложения к данному постановлению - от источника тепловой энергии АО "Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева" по сетям ООО "Коммунальные технологии": с 01 июля по 31 декабря 2017 года - в размере 1505 руб. 53 коп. за 1 Гкал без НДС;
строкой 12 столбца 7 пункта 17 приложения к данному постановлению - от источника тепловой энергии АО "Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева" по сетям ООО "Коммунальные технологии": с 01 июля по 31 декабря 2017 года - в размере 1776 руб. 53 коп. за 1 Гкал с учетом НДС.
ООО "Коммунальные технологии" не согласилось с постановлением Госслужбы по тарифам о корректировке вышеуказанного тарифа на 2017 год и обжаловало его в Верховный Суд Чувашской Республики, который решением от 23.11.2017 отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Коммунальные технологии" обжаловало его в Верховный Суд Российской Федерации, который определением от 15.03.2018 по делу N 31-АПГ18-3 (далее - Определение ВС РФ) отменил решение Верховного Суда Чувашской Республики от 23.11.2017 и принял новое решение о признании недействующим с момента вступления в силу данного определения постановления Госслужбы по тарифам от 11.12.2015 N 87-14-21/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016 - 2018 годы" (в редакции постановления Госслужбы по тарифам от 12.12.2016 N 70-13-22/гв "О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. N 48-13-21/т", постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 г. N 87-14-21/гв" в части размера тарифов, установленных строкой 5 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева" по сетям ООО "Коммунальные технологии" с 01 июля по 31 декабря 2017 г. - в размере 1505 руб. 53 коп. Гкал без учета НДС; строкой 12 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева" по сетям ООО "Коммунальные технологии" с 01 июля по 31 декабря 2017 г. в размере 1776 руб. 53 коп. Гкал с учетом НДС.
Верховный Суд Российской Федерации посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о правомерности произведенной Госслужбой по тарифам корректировки по результатам деятельности ООО "Коммунальные технологии" до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, учете отрицательного значения (- 4370,57 тыс.руб.) в тарифе на горячую воду с одновременным учетом положительного значения в составе тарифа на тепловую энергию (мощность), в связи с тем, что перераспределение расходов из одного тарифа в другой действующим законодательством не предусмотрено (абз. 4 стр. 9 определения ВС РФ от 15.03.2018 по делу N 31-АПГ18-3).
Посчитав, что в результате установления экономически необоснованного тарифа на 2017 года ему причинены убытки в виде недополученной платы за поставленные потребителям энергоресурсы, и в связи с тем, что компенсация имущественных потерь путем их учета в следующих периодах регулирования невозможна (истцу не устанавливался тариф, начиная с 2019 года), ООО "Коммунальные технологии" обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (статья 15 ГК РФ).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
На основании статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входят: факт причинения убытков, размер убытков, противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца. Данные обстоятельства подлежат доказыванию истцом.
В свою очередь, на ответчика возлагается бремя доказывания следующих обстоятельств: отсутствие вины, наличие оснований для принятия акта, решения, совершения действий (бездействия). В случае оспаривания размера убытков ответчик должен привести соответствующие доводы и представить необходимые доказательства.
В пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" указано, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
По правилам статьи 1069 ГК РФ основанием возмещения вреда государственными органами является установленный факт их незаконных действий (бездействий), издание незаконного акта.
Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2018 по делу N 31-АПГ18-3 следует, что Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации посчитала ошибочным вывод суда первой инстанции о правомерности произведенной органом регулирования корректировки по результатам деятельности общества до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, учете отрицательного значения (- 4 370, 57 тыс.руб.) в тарифе на горячую воду с одновременным учетом положительного значения в составе тарифа на тепловую энергию (мощность).
Таким образом, указанные суммы учтены Госслужбой в другом тарифе - тарифе на тепловую энергию (мощность) (вид теплоносителя - вода), поставляемую потребителям от источников ООО "Коммунальные технологии", на 2017 год.
В суде апелляционной инстанции истец подтвердил включение в необходимую валовую выручку при расчете тарифа на тепловую энергию суммы 4370,57 тыс. руб., исключенной Госслужбой из тарифам на горячую воду с использованием закрытых систем горячего водоснабжения от источников тепловой энергии акционерного общества "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева".
При данных обстоятельствах истец не был лишен возможности получения дохода, поскольку получил денежные средства, не учтенные в тарифе на горячую воду, через тариф на тепловую энергию (мощность) на 2017 год.
Установленный тариф на тепловую энергию на 2017 год являлся предметом рассмотрения Верховного Суда Чувашской Республики (дело N За-1/2019) по административному исковому заявлению ООО "Коммунальные технологии" к Госслужбе по тарифам о признании недействующим постановления Госслужбы по тарифам, установившей тариф на тепловую энергию на 2017 год.
При этом ООО "Коммунальные технологии" в рамках данного иска не оспаривало излишнее включение в тариф на тепловую энергию суммы 4370,57 тыс.руб., следовательно, подтвердило согласие на компенсацию расходов через тариф на тепловую энергию.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела и представленные доказательства, полагает, что неправомерные действия Госслужбы по тарифам, связанные с перераспределением расходов из одного тарифа в другой, не повлекли за собой возникновение убытков у ООО "Коммунальные технологии", а выводы суда первой инстанции об обратном являются ошибочными.
Факт отмены тарифа, установленного Госслужбой по тарифам, не является безусловным основанием для взыскания с публично-правового образования - Чувашской Республики убытков, признание тарифа недействующим не находится в прямой причинно-следственной связи с возможными убытками истца.
Ссылка истца на недополучение товарной выручки по тарифу на тепловую энергию в связи с фактически сложившимся полезным отпуском тепловой энергии в меньшем размере, чем предусмотрено в тарифе на 2017 год, как основание для удовлетворения настоящего иска подлежит отклонению.
Установленный тариф на тепловую энергию на 2017 год рассматривался в Верховном Суде Чувашской Республики (дело N За-1/2019) и Верховном Суде Российской Федерации.
Согласно выводам, изложенным в решении Верховного Суда Чувашской Республики от 15.02.2019, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 31-АПА19-4, объем полезного отпуска тепловой энергии на 2017 год признан обоснованным в размере, учтенном Госслужбой по тарифам - 1202,90 тыс. Гкал.
Таким образом, учтенный при тарифном регулировании объем полезного отпуска тепловой энергии является обоснованным, данный факт не подлежит повторному доказыванию в настоящем деле в силу ст. 69 АПК РФ.
В рассматриваемом случае недополучение ООО "Коммунальные технологии" запланированной выручки из-за недобора полезного отпуска тепловой энергии не может быть и не связано с действиями тарифного органа.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ).
Субъекты предпринимательской деятельности осуществляют предпринимательскую деятельность с определенной степенью риска (абзац 3 пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
ООО "Коммунальные технологии", являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, обязано было осуществлять расходы в экономически обоснованных размерах, позволяющих получить заложенную при тарифном регулировании прибыль, и самостоятельно несет риски, возникающие в процессе осуществления им предпринимательской деятельности.
Наступление неблагоприятных экономических последствий, связанных с несением истцом экономически необоснованных и нецелесообразных расходов при осуществлении регулируемого вида деятельности, является его предпринимательским риском.
Таким образом, исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в связи с недоказанностью всей необходимой совокупности обстоятельств для взыскания заявленных убытков.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, в обжалуемой части решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.04.2019 по делу N А79-6258/2018 подлежит отмене с разрешением вопроса по существу об отказе ООО "Коммунальные технологии" в удовлетворении иска о взыскании с публично-правового образования "Чувашская Республика - Чувашия" в лице Министерства финансов Чувашской Республики 3 022 800 руб. убытков.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.04.2019 по делу N А79-6258/2018 в обжалуемой части отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" в удовлетворении иска о взыскании с публично-правового образования "Чувашская Республика - Чувашия" в лице Министерства финансов Чувашской Республики убытков отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Кирилова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6258/2018
Истец: Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, ООО "Коммунальные технологии"
Ответчик: Публично-правовое образование "Чувашская Республика" Министерства финансов Чувашской Республики
Третье лицо: в/у Митюнин Владимир Яковлевич, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам