г. Пермь |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А60-3689/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Грибиниченко О.Г., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В., путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Уральского округа,
при участии:
от заявителя - Министерства социальной политики Свердловской области (ИНН 6661081169, ОГРН 1036603980280): Завьялова Н.А., служебное удостоверение, доверенность N 07-03-17/8 от 15 января 2019 года; Илларионов И.В., паспорт, доверенность N 07-03-17/24 от 23 августа 2019 года;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928): Анисимов Р.Г., служебное удостоверение, доверенность N 169 от 08 августа 2019 года; Ермакова Е.В., паспорт, доверенность N 154 от 18 марта 2019 года;
от третьих лиц:
от Министерства финансов Свердловской области - Ястремская К. П., служебное удостоверение, доверенность N 10 от 14.01.2019;
от Социально ориентированной Ассоциации "Бюро помощи гражданам" - Потапенко Ю.И., паспорт;
от Автономной некоммерческой организации "Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Свердловской региональной общественной организации поддержки социальной деятельности Екатеринбургской епархии "Православная служба милосердия", Правительства Свердловской области, СООО "РЦ "Держава": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Министерства социальной политики Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 мая 2019 года
по делу N А60-3689/2019,
принятое судьей Ремезовой Н.И.,
по заявлению Министерства социальной политики Свердловской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица: Социально ориентированная Ассоциация "Бюро помощи гражданам",
Автономная некоммерческая организация "Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства",
Свердловская региональная общественная организация поддержки социальной деятельности Екатеринбургской епархии "Православная служба милосердия",
Министерство финансов Свердловской области,
Правительство Свердловской области,
СООО "РЦ "Держава",
по встречному заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы
по Свердловской области
к Министерству социальной политики Свердловской области
о понуждении к исполнению предписания,
установил:
Министерство социальной политики Свердловской области обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018 и предписания от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018, принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области обратилось со встречным заявлением о возложении на Министерство социальной политики Свердловской области обязанности по немедленному исполнению предписания Свердловского УФАС России от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018 путем принятия всех зависящих от него мер по аннулированию конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализаций социально значимого проекта "Помощь бездомным", путем отмены протокола от 26.11.2018 (утв. Министром социальной политики Свердловской области А.В. Злоказовым 05.12.2018) заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий.
Встречный иск принят судом к рассмотрению.
Кроме того в производстве суда имелось дело N А60-7586/2019 по заявлению Министерства социальной политики Свердловской области о признании недействительным решения и предписания от 17.01.2019 по делу N 07-07/3/2018, принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.
Определением суда от 18.03.2019 по ходатайству Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области дела N А60-7586/2019 и N А60-3686/2019 объединены в одно производство, делу присвоен номер N А60-3689/2019, о чем вынесено определение.
Таким образом, в рамках настоящего дела рассматриваются требования Министерства социальной политики Свердловской области о признании недействительными решений и предписаний от 17.01.2019 по делу N 07-07/3/2018, от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018, а также встречные требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о возложении на Министерство социальной политики Свердловской области обязанности по немедленному исполнению предписания Свердловского УФАС России от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Социально ориентированная Ассоциация "Бюро помощи гражданам", Автономная некоммерческая организация "Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Свердловская региональная общественная организация поддержки социальной деятельности Екатеринбургской епархии "Православная служба милосердия", Министерство финансов Свердловской области, Правительство Свердловской области, СООО "РЦ "Держава".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 мая 2019 (резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2019 года) требования Министерства социальной политики Свердловской области оставлены без удовлетворения. Встречный иск удовлетворен. Министерство социальной политики Свердловской области обязано судом исполнить предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018; сообщить Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о выполнении предписания в течении 5 дней с момента его исполнения.
Не согласившись с принятым решением, Министерство социальной политики Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2019 по делу N А60-3689/2019 полностью и принять новый судебный акт о признании решения и предписания УФАС по Свердловской области от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018 и решения и предписания от 17.01.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 07-07/3/2018 незаконными, в удовлетворении встречного искового заявления УФАС по Свердловской области о понуждении исполнения предписания от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018 отказать полностью.
В обоснование жалобы Министерством социальной политики Свердловской области приведены доводы об ошибочности вывода суда о том, что для реализации мероприятий государственной программы может проводиться только закупка в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ; решение суда первой инстанции не содержит обоснования обязанности осуществления Министерством закупки услуг у некоммерческих организаций; выводы суда первой инстанции о том, что наличие технического задания с количественными и качественными показателями и определение победителя в совокупности расценивается как проведение закупки, не основан на нормах законодательства и не соответствует обстоятельствам дела; судом первой инстанции не принято во внимание решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2017 по делу N А60-47519/2017, которым процедуры проведения конкурсного отбора и определения победителя конкурса, являющегося предметом рассмотрения комиссии УФАС по Свердловской области, проверены и признаны соответствующими требованиям действующих нормативных правовых актов; также судом не рассмотрено по существу заявление Министерства о признании решения и предписания УФАС по Свердловской области от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018, в решении отсутствует обоснование законности указанных решения и предписания; судом не рассмотрены доводы Министерства относительно незаконности и неисполнимости предписаний УФАС по Свердловской области об аннулировании конкурса и о возврате средств субсидии; отмечает, что в соответствии с Порядком предоставления субсидии в случае принятия комиссией решения о неисполнении некоммерческой организацией соглашения в отчетном году субсидия или часть субсидии подлежит возврату в областной бюджет в течение одного месяца со дня получения некоммерческой организацией письменного уведомления уполномоченного органа о возврате субсидии или части субсидии; следовательно, возврат предоставленной субсидии осуществляется получателем субсидии, которым в данном случае Министерство не является.
В судебном заседании представители заявителя на доводах жалобы настаивали.
Антимонопольный орган с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Отмечает, что ни в оспариваемых актах Свердловского УФАС России ни в обжалуемом судебном акте нет выводов о невозможности предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) субсидий в качестве меры их поддержки при осуществлении ими мероприятий по приоритетным направлениям деятельности в сфере оказания общественно полезных (включая социальных) услуг. Суть позиции антимонопольного органа сводится лишь к тому, что предоставление СОНКО субсидий в качестве оказания им финансовой поддержки в сфере оказания общественно полезных (включая социальных) услуг возможно лишь тогда, когда невозможно осуществить закупку у СОНКО соответствующих услуг. В свою очередь, невзаимозаменяемость соответствующих мероприятий общественно полезных (включая социальных) услуг, формируемых самостоятельно разными СОНКО программ, предполагающих разные объемы их финансового обеспечения, а также множественность победителей, среди которых и распределяются в рамках лимита бюджетного обязательства субсидии заведомо исключают возможность осуществления закупки соответствующих таким мероприятиям общественно полезных (включая социальных) услуг. Таким образом, Минсоцполитики вместо отбора нескольких СОНКО и распределения среди них субсидий фактически проведён конкурс по выбору единственной из нескольких СОНКО, причем в условиях предопределения в техническом задании параметров мероприятий (соответствующих им по содержанию и объёму общественно полезных (включая социальных) услуг) самим Минсоцполитики, а не СОНКО. При этом целью субсидирования СОНКО прежде всего является поддержка видов деятельности СОНКО, а не конкретной СОНКО. Выводы о нарушении Минсоцполитики п. 3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции сделаны с учетом конкретных обстоятельств дела и относимы к проведенной Минсоцполитики конкретной процедуре конкурсного отбора СОНКО. Так, наличие в утвержденной Минсоцполитики конкурсной документации таких общепринятых для закупки "атрибутов", как техническое задание, в котором Минсоцполитики уже предопределены мероприятия (содержание и объём соответствующих общественно полезных (в том числе социальных) услуг), и, как следствие этого, отсутствие творческого начала в формировании участников мероприятий, а также исключение множественности победителей конкурса, особенно с учетом того, что обоими участниками конкурса (СОА "Бюро помощи гражданам" и СО00 "Реабилитационный Центр "Держава") были набраны одинаковые баллы по результатам оценки их заявок, свидетельствуют о том, что Минсоцполитики фактически осуществлена закупка общественно полезных (в том числе социальных) услуг, но только по существенно отличающимся от предусмотренных Законом о контрактной системе правилам определения победителя торгов.
Представители антимонопольного органа, явившиеся в судебное заседание, поддержали позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Министерство финансов Свердловской области по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит апелляционную жалобу Министерства социальной политики Свердловской области удовлетворить, отменить решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2019 по делу N А60-3689/2019 и принять новый судебный акт о признании решения и предписания УФАС по Свердловской области от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018 и решения и предписания от 17.01.2019 по делу N 07-07/3/2018 незаконными, в удовлетворении встречного иска УФАС по Свердловской области о понуждении Министерства социальной политики Свердловской области исполнить предписание УФАС по Свердловской области от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018 отказать. В отзыве на жалобу Министерство отмечает, что отбор социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидии, являющейся мерой финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты, не является торгами, осуществляемыми в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, а регулируется пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, в том числе Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2015 N 5-ПП. Министерством финансов Свердловской области проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности о реализации государственных программ Свердловской области, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий за 2016, 2017 годы в Министерстве социальной политики Свердловской области и составлен акт от 19.11.2018 N113. Нарушений процедуры проведения конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций, установленной Порядком в целях предоставления субсидии из областного бюджета, не выявлено.
Представитель Министерства финансов Свердловской области в судебном заседании поддержал мотивы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Явившийся в судебное заседание представитель Социально ориентированной Ассоциации "Бюро помощи гражданам", против доводов жалобы возражал; поддерживая позицию УФАС, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Автономная некоммерческая организация "Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Свердловская региональная общественная организация поддержки социальной деятельности Екатеринбургской епархии "Православная служба милосердия", Правительство Свердловской области, СООО "РЦ "Держава", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено в порядке ст. 153.1 АПК РФ путем использования систем видео-конференц-связи, организованной в порядке судебного поручения Арбитражным судом Уральского округа, которым удостоверены личности и проверены полномочия участвующих в судебном заседании представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Министерством социальной политики Свердловской области 24.08.2017 проведен конкурс на право получения субсидии из областного бюджета на реализацию социально значимых проектов в 2017 году в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2015 N 5-ПП "Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям" с изменениями от 27.04.2017 N 289-ПП, приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 10.07.2017 N 353 "Об организации проведения конкурса некоммерческих организаций на выполнение социально значимого проекта "Помощь бездомным".
В конкурсе по направлению "Формирование негосударственной системы комплексной реабилитации лиц без определенного места жительства, граждан с наркотической или алкогольной зависимостью и граждан, освободившихся из мест лишения свободы, включающей внедрение единой технологии от момента выявления и оказания неотложной помощи до решения вопроса о постоянном жизнеустройстве и ресоциализации в обществе" приняли участие СОА Ассоциация "Бюро помощи гражданам" и СООО "Реабилитационный Центр "Держава".
По результатам конкурса в соответствии с протоколом от 24.08.2017 N 18 заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий, который 29.08.2017 утвержден министром социальной политики Свердловской области Злоказовым А.В., Свердловская областная общественная организация "Реабилитационный Центр "Держава" признана победителем конкурса.
На основании соглашения от 10.10.2017 N 13-0000-51 СООО "Реабилитационный Центр "Держава" предоставлена субсидия на реализацию социально значимого проекта "Помощь бездомным" в размере 800 000 руб. на 2017 год.
В соответствии с Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 25.09.2018 N 363 организован конкурс социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализацией социально значимого проекта "Помощь бездомным".
В соответствии с Протоколом от 26.11.2018 (утв. Министром социальной политики Свердловской области А.В. Злоказовым 05.12.2018), заявки на участие в конкурсе поступили от следующих претендентов: СОА "Бюро помощи гражданам", АНО "Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", СРООПСДЕЕ "Православная служба Милосердия".
Протоколом от 26,11.2018 СОА "Бюро помощи гражданам" не допущена к участию в конкурсе, в связи с отсутствием сметы доходов и расходов некоммерческой организации с указанием источников финансирования, в том числе внебюджетных средств, которые некоммерческая организация планирует привлечь на реализацию проекта.
АНО "Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства" и СРООПСДЕЕ "Православная служба Милосердия" допущены к участию в конкурсе.
СРООПСДЕЕ "Православная служба Милосердия" признана победителем конкурса как участник, набравший наиболее количество баллов.
В Свердловское УФАС России поступило заявление Социально ориентированной Ассоциации "Бюро помощи гражданам" (вх. N 01-18605 от 16.10.2017) о нарушении Министерством социальной политики Свердловской области антимонопольного законодательства, выразившемся в проведении заседания и принятии решения конкурсной комиссией, часть членов которой не уполномочены для принятия такого решения, а также в отсутствии в нормативно-правовых актах Правительства Свердловской области и Министерства социальной политики Свердловской области четкого и однозначного порядка определения победителя конкурса.
Указанное обращение послужило основанием для возбуждения в отношении Министерства социальной политики Свердловской области дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела Свердловским УФАС России вынесено решение от 17.01.2019 по делу N 07-07/3/2018, в которым признан факт нарушения Министерством социальной политики Свердловской области п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившийся в проведении конкурса на предоставление некоммерческим организациям в 2017 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных социально значимым проектом "Помощь бездомным", вместо осуществления закупки таких работ (услуг) в установленном Законом N 44-ФЗ порядке.
Министерству социальной политики Свердловской области выдано предписание от 17.01.2019 N 07-07/3/2018 об устранении выявленных нарушений путем принятия мер по возврату денежных средств в бюджет Свердловской области.
Кроме того, в Свердловское УФАС России поступила жалоба Социально ориентированной Ассоциации "Бюро помощи гражданам" (вх. N 01-26730 от 10.12.2018) на действия (бездействие) организатора торгов в лице Министерства социальной политики Свердловской области, совершенные при организации и проведении конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализацией социально значимого проекта "Помощь бездомным".
По результатам рассмотрения жалобы Комиссией принято решение N 200/18.1-2018 от 27.12.2018. Данным решением жалоба СОА "Бюро помощи гражданам" признана обоснованной. Организатор торгов в лице Министерства социальной политики Свердловской области признан нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в адрес Министерства социальной политики Свердловской области антимонопольным органом выдано предписание от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018, согласно которому организатору торгов в лице Министерства социальной политики Свердловской области в срок до 31.01.2019 следует принять все зависящие от него меры по аннулированию конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализацией социально значимого проекта "Помощь бездомным", путем отмены Протокола от 26.11.2018 (утв. Министром социальной политики Свердловской области А.В. Злоказовым 05.12.2018) заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий.
Не согласившись с решениями и предписаниями, Министерство социальной политики Свердловской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением с требованием о признании недействительными решений от 17.01.2019 по делу N 07-07/3/2018, от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018 и предписаний.
Свердловское УФАС России заявило встречный иск о возложении на организатора торгов обязанности по немедленному исполнению предписания N 200/18.1-2018 от 27.12.2018.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными, в связи с чем отказал в удовлетворении требований Министерства социальной политики Свердловской области. Встречные исковые требования антимонопольного органа суд удовлетворил.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что фактически основанием для принятия оспариваемых решений и выдачи предписаний послужили выводы антимонопольного органа о нарушении организатором торгов в лице Министерства социальной политики Свердловской области в 2017 и в 2018 годах запрета, установленного п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившемся в проведении конкурса на предоставление некоммерческим организациям в 2017, 2018 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных социально значимым проектом "Помощь бездомным", вместо осуществления закупки таких работ (услуг) в установленном Законом N 44-ФЗ порядке.
При этом выводов о нарушении Министерством социальной политики Свердловской области порядка проведения конкурса, в том числе порядка предоставления из областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям оспариваемые решения антимонопольного органа не содержат.
Из решения по жалобе N 200/18.1-2018 от 27.12.2018 следует, что, несмотря на обращение Социально ориентированной Ассоциации "Бюро помощи гражданам с жалобой на неправомерный отказ в допуске к участию в конкурсе, в связи с отсутствием сметы доходов и расходов некоммерческой организации с указанием источников финансирования, в том числе внебюджетных средств, которые некоммерческая организация планирует привлечь на реализацию проекта, фактическим основанием для признания Министерства социальной политики Свердловской области нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции послужили обстоятельства, установленные при принятии решения Свердловским УФАС России по делу N 07-07/3/2018 (резолютивная часть объявлена 27.12.2018) и выводы о том, что само по себе проведение конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализацией социально значимого проекта "Помощь бездомным", по иным, чем установленным Законом 44-ФЗ правилам, уже признано нарушением антимонопольных требований к торгам.
Таким образом, оспариваемые решения антимонопольного органа подлежат проверке на их соответствие закону применительно к изложенным в них обстоятельствам и выводам.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) целью данного Закона является, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ).
Согласно пункту 20 статьи 8 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относится организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов.
В части 4 статьи 30 Федерального закона N 442-ФЗ определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами нижеперечисленных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах: 1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций; 2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 5 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее двух лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.
В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Указанные нормативные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 07.05.2017 N 541 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями" (далее - Общие требования).
Пунктом 7 Общих требований предусмотрено, что при определении порядка отбора получателей субсидий, предоставляемых в целях финансового обеспечения (возмещения затрат) оказания общественно полезных услуг, путем проведения конкурса правовой акт содержит следующие положения: а) порядок и требования к объявлению о проведении отбора, в том числе требование об указании наименования общественно полезных услуг, категорий потребителей общественно полезных услуг, объема общественно полезных услуг, в отношении которых проводится отбор, показателей качества, стоимости единицы общественно полезной услуги; б) порядок отмены отбора; в) порядок подачи предложений участниками отбора, а также порядок изменения и отзыва таких предложений; г) порядок учета квалификации участника отбора при оценке поданных участниками отбора предложений, а также возможности использования стоимостных критериев (при наличии).
Отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки некоммерческим организациям, регулируются Законом Свердловской области от 27.01.2012 N 4-ОЗ "О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области" (далее - Закон N 4-ОЗ).
В качестве одной из мер государственной поддержки, которые могут предоставляться некоммерческим организациям, в статье 2 названного закона предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий.
Статьей 5 Закона N 4-ОЗ предусмотрено, что меры государственной поддержки, указанные в подпунктах 1 и 2 части первой статьи 2 настоящего Закона, могут предоставляться некоммерческим организациям исключительно по результатам отбора, осуществляемого в порядке, установленном Правительством Свердловской области, в соответствии с приоритетами в сфере государственной поддержки некоммерческих организаций, предусмотренными законами Свердловской области и указами Губернатора Свердловской области.
Меры государственной поддержки, указанные в подпунктах 3 и 5 части первой статьи 2 настоящего Закона, могут предоставляться некоммерческим организациям по результатам отбора, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, определяющим организационные и правовые основы защиты конкуренции. Отбор осуществляется путем проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды государственного казенного имущества Свердловской области и договоров безвозмездного пользования государственным казенным имуществом Свердловской области. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды государственного казенного имущества Свердловской области и договоров безвозмездного пользования государственным казенным имуществом Свердловской области устанавливается федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 7 Закона N 4-ОЗ субсидии предоставляются некоммерческим организациям, прошедшим отбор, в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области.
Законом Свердловской области об областном бюджете и (или) нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области, могут предусматриваться условия, при выполнении которых некоммерческим организациям предоставляются субсидии.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях реализации Федеральных законов от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Законов Свердловской области от 27 января 2012 года N 4-ОЗ "О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области", от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области", Постановления Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1265-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года" Постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2015 N 5-ПП утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 названного Порядка предоставление субсидий некоммерческим организациям осуществляется в том числе на формирование негосударственной системы комплексной реабилитации лиц без определенного места жительства, граждан с наркотической или алкогольной зависимостью и граждан, освободившихся из мест лишения свободы, включающей внедрение единой технологии от момента выявления и оказания неотложной помощи до решения вопроса о постоянном жизнеустройстве и ресоциализации в обществе.
Право на получение субсидии имеют некоммерческие организации, соответствующие следующим критериям отбора, в том числе в целях реализации проектов в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 настоящего Порядка: осуществление в соответствии с учредительными документами деятельности по социальной поддержке граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов, детей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, жертв политических репрессий, граждан, пострадавших от радиационного воздействия, и членов их семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-инвалидами, женщин, семей и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, на территории Свердловской области; организации не являются государственными корпорациями и государственными компаниями, государственными и муниципальными учреждениями, религиозными организациями, политическими партиями, их объединениями и союзами (подп. 1 п. 9 Порядка).
Предоставление субсидий некоммерческим организациям на реализацию проектов определено главой 5 Порядка.
В силу пункта 16 Порядка объявление о проведении конкурса размещается на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока приема заявок. В объявлении о проведении конкурса указываются сроки и место приема заявок на участие в конкурсе, почтовый адрес для направления заявок на участие в конкурсе, направления, по которым проводится конкурс, а также направления, финансируемые из федерального бюджета, объем субсидии, контактный телефон для получения консультаций по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе, иные необходимые сведения о конкурсе. Прием заявок осуществляется в течение 30 календарных дней со дня размещения объявления. Дата проведения конкурса назначается председателем комиссии. Проведение конкурса осуществляется не позднее 30 календарных дней с даты окончания приема заявок.
В пункте 17 Порядка предусмотрен перечень документов, необходимых для участия в конкурсе.
Порядок оценки комиссией представленных некоммерческими организациями документов определен пунктом 19 Порядка.
Необходимо отметить, что Порядок принят Правительством Свердловской области в целях реализации указанного в Бюджетном кодексе РФ полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению порядка определения объема и предоставления субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.
Указанный Порядок, предусматривающий как порядок конкурсного отбора, так и полномочия Министерства по определению параметров социально значимого проекта: целей и задач проекта, мероприятий проекта, значений целевых показателей (индикаторов) проекта, не признан недействующим и не оспорен.
Кроме того, как указано выше, нарушение Порядка в оспариваемых решениях антимонопольного органа Министерству не вменяется.
Проанализировав в совокупности вышеприведенные положения нормативных актов применительно к обстоятельствам дела, апелляционный суд признает позицию антимонопольного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Министерства социальной политики Свердловской области нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ ошибочной.
Данной нормой установлен запрет на действия при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (в том числе нарушение порядка определения победителя).
Антимонопольный орган, настаивая на правомерности решений, указывает, что фактически Министерство провело закупку, поскольку заранее самостоятельно сформировало техническое задание, определило по результатам конкурса только одного победителя, которому предоставило денежные средства из бюджета, что не характерно для поддержки СОНКО путем предоставления субсидий.
Антимонопольный орган говорит о притворности такой сделки, поскольку предоставление субсидии на основании Порядка прикрывает проведенную закупку; при этом лицо, которое получило субсидию, выбрано не в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ.
Антимонопольный орган полагает, что в данном случае выбор конкретной СОНКО означает, что поддержку из областного бюджета получает конкретная организация, а не программа, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям".
Кроме того, антимонопольный орган отмечает, что в данном конкретном случае обе СОНКО, принимавшие участие в отборе получателей субсидии, получили одинаковое количество голосов и в соответствии с Порядком победитель был выбран путем решающего голоса председателя комиссии.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, апелляционный суд в обстоятельствах дела не усматривает то нарушение, на которое указывает антимонопольный орган.
Осуществление закупок для государственных нужд и предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям относятся к разным сферам деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющим как разные предметы и объекты правового регулирования, так и разные механизмы правового обеспечения.
Антимонопольный орган, указывая в решении на нарушение Министерством социальной политики Свердловской области пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, доказательств того, что предоставление субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям в порядке, установленном пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ привело к ограничению (недопущению, устранению) конкуренции, в материалы дела в порядке статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представил.
Суд апелляционной инстанции полагает, что Министерство социальной политики Свердловской области имело законные основания для предоставления субсидии на основании отбора, проведенного в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2015 N 5-ПП.
Действия Министерства по отбору СОНКО для предоставления субсидии согласуются с положениями пункта 5 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ, статей 8, 30 Федерального закона N 442-ФЗ, части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 07.05.2017 N 541, Закона N 4-ОЗ.
В Законе Свердловской области "Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" (Приложение 12 строка 1253) для Министерства социальной политики Свердловской области на 2017 год предусмотрены бюджетные ассигнования по целевой статье 1520210000 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты и осуществляющих мероприятия, направленные на социальную поддержку отдельных категорий граждан" по виду расходов 630 "Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений".
Из обстоятельств дела следует, что Министерством финансов Свердловской области проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности о реализации государственных программ Свердловской области, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий за 2016, 2017 годы в Министерстве социальной политики Свердловской области. Нарушений процедуры проведения конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций, установленной Порядком в целях предоставления субсидии из областного бюджета, не выявлено.
Также апелляционный суд при оценке обстоятельств дела принимает во внимание, что в рамках дела N А60-47519/2017 по иску Социально-ориентированной Ассоциации "Бюро помощи гражданам" к Министерству социальной политики Свердловской области, Свердловской областной общественной организации "Реабилитационный Центр "Держава" о признании результатов конкурса недействительным, о признании протокола от 24.08.2017 N 18 недействительным в части, об обязании заключить соглашение, процедура проведения конкурсного отбора и определение победителя конкурса проверены и признаны состоявшимися в соответствии с требованиями вышеприведенных нормативных актов, оснований для удовлетворения иска и признания соглашения о предоставлении субсидии недействительным судами трех инстанций не установлено.
По приведенным мотивам апелляционный суд считает, что предоставление Министерством социального развития Свердловской области субсидии из областного бюджета по итогам конкурсного отбора, проведенного на основании Порядка, утвержденного Постановлением N 5-ПП, не свидетельствует о нарушении антимонопольных требований к торгам.
Установленная законом и подзаконными актами процедура конкурсного отбора соблюдена Министерством, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами.
Субсидии СОНКО выделены в соответствии с целевой статьей и видом расходов, предусмотренных Законом об областном бюджете.
Соответствующие денежные средства не предусматривались в областном бюджете как расходное обязательство по осуществлению закупки для обеспечения государственных нужд.
Таким образом, рассматриваемые действия Министерства, соответствуют закону, не привели и не могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что является квалифицирующим признаком для констатации нарушения, указанного в части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Вынесенные в отсутствии правовых и фактических оснований решения и предписания антимонопольного органа нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку вменяют нарушение, которое не допущено, и предписывают совершить действия, совершение которых не обусловлено требованиями закона.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции установлена совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ для признания оспариваемых решений и предписаний антимонопольного органа недействительными.
Заявленные требования Министерства социальной политики Свердловской области подлежат удовлетворению.
С учетом вывода суда о недоказанности в действиях Министерства социальной политики Свердловской области нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции встречное требование антимонопольного органа, заявленное в рамках полномочий, предусмотренных подпунктом "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции о возложении на Министерство социальной политики Свердловской области обязанности по немедленному исполнению предписания Свердловского УФАС России от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018 путем принятия всех зависящих от него мер по аннулированию конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализаций социально значимого проекта "Помощь бездомным", путем отмены протокола от 26.11.2018 (утв. Министром социальной политики Свердловской области А.В. Злоказовым 05.12.2018) заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий, удовлетворению не подлежит.
Доводы антимонопольного органа о законности ненормативных актов апелляционным судом проверены, проанализированы и отклонены, поскольку они нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
По изложенным в постановлении мотивам решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1-4 части 1 статьи 270 АПК РФ, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 мая 2019 года по делу N А60-3689/2019 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018, решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17.01.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 07-07/3/2018, как несоответствующие статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства социальной политики Свердловской области.
В удовлетворении встречного искового заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о понуждении исполнения предписания от 27.12.2018 по жалобе N 200/18.1-2018 отказать полностью.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3689/2019
Истец: Министерство социальной политики Свердловской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: АНО "УРАЛЬСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА", МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ "ПРАВОСЛАВНАЯ СЛУЖБА МИЛОСЕРДИЯ", СООО "РЦ "ДЕРЖАВА", СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ АССОЦИАЦИЯ "БЮРО ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ"
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5811/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5811/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5811/19
27.08.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9766/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-3689/19