г. Москва |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А41-13866/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Ивановой Л.Н., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Князевым Н.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Инвестиционная компания "Энергосистема" - представитель Уткина А.В. по доверенности от 06.05.2019,
от ЖСК "Дружба" - представитель Абызов А.М. по доверенности от 20.06.2019 N 1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЖСК "Дружба" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 июня 2019 года по делу N А41-13866/19, принятое судьей Фаньян Ю.А.,
по иску ООО "Инвестиционная компания "Энергосистема" к ЖСК "Дружба" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Энергосистема" (далее - ООО "ИК "Энергосистема", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу "Дружба" (далее - ЖСК "Дружба", кооператив, ответчик) о взыскании 1 191 250 руб. 94 коп. задолженности за потребленные коммунальные ресурсы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.06.2019 по делу N А41-13866/19 заявленные требования удовлетворены (л.д.189-192).
Не согласившись с данным судебным актом кооперативом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просил решение отменить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, в иске отказать.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "ИК "ЭС" (ресурсоснабжающая организация) и ЖСК "Дружба" (абонент) заключен договор теплоснабжения от 01.05.2018 N 17/Аб-Т (л.д.37-43) и договор горячего водоснабжения от 01.05.2018 N17/Аб-Г (л.д.27-33).
В пункте 1.1 договора теплоснабжения от 01.05.2018 N 17/Аб-Т установлена обязанность истца по поставке тепловой энергии в точки поставки, согласованные в приложении N 2 к договору, а также установлена обязанность абонента производить оплату поставленной тепловой энергии.
Пунктом 1.1 договора горячего водоснабжения от 01.05.2018 N 17/Аб-Г, установлена обязанность истца по поставке ответчику горячей воды, а также установлена обязанность ответчика (абонента) производить оплату поставленной горячей воды.
В соответствии с пунктами 3.3 и 3.4.4 договоров, абонент обязан самостоятельно получить бухгалтерские документы по месту нахождения поставщика и произвести по ним оплату до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение принятых по договорам обязательствам в период с мая по декабрь 2018 года общество осуществило отпуск коммунальных ресурсов общей стоимостью 3 520 358 руб. 57 коп. в многоквартирные дома по ул. Новоугличское шоссе, N 59 и N 61, находящиеся в управлении кооператива.
При этом объем отпущенных коммунальных ресурсов определен обществом расчетным способом, оплата которых произведена кооперативом частично, задолженность составила 1 191 250, 94 руб.
Поскольку претензия общества с требованием о погашении задолженности оставлена кооперативом без удовлетворения, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Спорные правоотношения подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (статьи 309 - 328), а также специальными нормами материального права, предусмотренными статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Из материалов дела следует, что между сторонами возникли разногласия относительно объемов отпущенного в спорный период коммунального ресурса.
При этом истец производил расчет объема отпущенного коммунального ресурса расчетным способом с применением нормативов потребления.
В свою очередь, ответчик при расчете стоимости приобретенной горячей воды использовал расчетный объем коммунального ресурса (прибор учета), исходя из норматива расчета тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Поскольку услугами по снабжению тепловой энергии в данном случае обеспечивалось население жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении кооператива, к спорным правоотношениям применяются также Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правила N 354, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 43 Правил при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса, в том числе для отопления - в соответствии с формулами 2 и 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления.
Приложение N 2 предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил N 354 определяется по формуле 2:
Pi = Si x Ni x Ti, где Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; Ni - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Ti - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы, определяющие правила расчета объема коммунальных ресурсов, поставленных в помещения многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета, носят императивный характер.
Объем поданной тепловой энергии и горячего водоснабжения определен истцом расчетным способом по нормативам потребления коммунальной услуги.
Следовательно, истец правомерно рассчитал плату за тепловую энергию, поставленную в находящиеся в управлении ответчика, в соответствии с приведенными нормами по нормативам потребления коммунальных услуг и утвержденных тарифов.
Данный расчет судом апелляционной инстанции проверен и признан верным.
Довод заявителя жалобы о необходимости учета при расчете объема коммунального ресурса по горячему водоснабжению по дому N 59 показаний приборов учета, в данном случае отклоняется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что многоквартирные дома N 59 и N 61 оборудованы ИТП.
Между тем в спорный период прибор учета, установленный в доме N 59 был непригоден для использования при расчете объемов отпущенных коммунальных ресурсов, ввиду истечения срока поверки прибора учета.
Довод заявителя жалобы о необходимости с 24.10.2018 осуществлять расчеты по показаниям приборов учета, принятых в эксплуатацию по двум многоквартирным домам, также отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
На основании частей 2, 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении и статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, а в случае отсутствия или неисправности прибора учета в точке учета - расчетным методом.
Исходя из положений пункта 5 и 6 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" обязанность по обеспечению многоквартирного дома узлом учета тепловой энергии в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, возлагается на собственников многоквартирного дома или собственника такого узла учета.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании Правил N 1034, в соответствии с пунктом 3 которых ввод в эксплуатацию узла учета - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
При этом в силу положений Правил N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17); узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58); в соответствии с пунктом 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Также пунктом 62 Правил N 1034 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета; комиссия создается владельцем узла учета; для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию; при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения; при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя; при выявлении недостатков также составляется соответствующий акт (пункты 62 - 72 Правил N 1034).
Как следует из материалов дела, документы об установленных индивидуальных приборах учета, содержащих сведения о дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществляющей последнюю поверку прибора также установленный срок проведения очередной поверки при заключении договора ответчиком также не были предоставлены.
06.08.2018 на электронную почту общества направлено письмо исх. N 96 от 06.08.2018, в котором ЖСК "Дружба" сообщило, что общедомовые приборы учета по горячему водоснабжению и отоплению по адресам: Новоугличское шоссе, д. N 59 и д. N 61 установлены после поверки в ЦСМ по Московской области и просит прислать специалиста для опломбирования данных ОДПУ.
Согласно пункту 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62-72 настоящих Правил.
Причем в соответствии с пунктом 65 Правил N 1034 для ввода узла учета в эксплуатацию ответчику необходимо представить документы в адрес истца для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
Фактически документы кооперативом представлены обществу с сопроводительным письмом исх. N 100 от 03.10.2018 (вх. N 183 от 05.10.2018).
Изучив представленную документацию общество направило кооперативу письмо исх. N 318 от 08.10.2018 с перечнем замечаний к копиям представленных проектов и с перечнем недостающих документов.
В ответ сопроводительным письмом исх. N 101 от 11.10.2018 ЖСК "Дружба" направило в адрес ООО "ИК "ЭС" только часть запрашиваемых документов.
Вместе с тем несмотря на представление только части пакета документов, представитель ООО "ИК "ЭС" 24.10.2018 прибыл на повторную приемку узлов учета в эксплуатацию и составил акты повторного допуска на узел учета тепловой энергии и теплоносителя (на отопление), установленный на МКД N 59 Новоугличское шоссе и на узел учета тепловой энергии и теплоносителя (на отопление и горячее водоснабжение), установленный на МКД N 61 Новоугличское шоссе при условии предоставления до 30.11.2018 базы данных настроечных параметров, вводимых в тепловычислитель.
16.11.2018 кооперативом представлены настроечные параметры тепловычислителя.
Из материалов дела следует, что узел учёта повторно введён в эксплуатацию 24.10.2018.
В период после 24.10.2018 на основании представленных ответчиком данных настроечных параметров вычислителя, обществом установлена неисправность прибора учёта, ввиду указания некорректного расчётного количества тепловой энергии.
Изучив состояние базы данных по состоянию на 15.11.2018 ООО "ИК "ЭС" выявлено, что узлы учета являются непригодными для коммерческого учета.
Неисправность средств измерений узла учета - состояние средств измерений, при котором узел учёта не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях). Совокупность приборов учёта входят в состав узла учёта, поэтому, если один из приборов учёта не поверен или с ним произошли какие-либо модификации, то узел учёта, не зависимо от времени года и сезона, подлежит повторному вводу в эксплуатацию.
Согласно пункту 89 Правил N 1034 при выявлении каких-либо нарушений в функционировании узла учёта потребитель обязан в течение суток известить об этом обслуживающую организацию и теплоснабжающую организацию и составить акт подписанный представителями потребителя и обслуживающей организации.
Потребитель передаёт этот акт в теплоснабжающую организацию вместе с отчётом о теплопотреблении за соответствующий период в сроки, определённые договором.
В соответствии с пунктом 90 Правил N 1034 при несвоевременном сообщении потребителем о нарушениях функционирования узла учёта расчёт расхода тепловой энергии, теплоносителя за отчётный период производится расчётным путём.
В соответствии с подп. "а" пункта 59 Правил N 354, в случае выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором наступило указанное событие, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода).
При изложенных обстоятельствах является верным определение обществом объемов отпущенных в спорный период коммунальных ресурсов по горячему водоснабжению и тепловой энергии по нормативам в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а не на основании показаний приборов учета.
Поскольку доказательств, подтверждающих погашение задолженности в полном объеме за потребленные в спорный период коммунальные услуги не представлено, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 июня 2019 года по делу N А41-13866/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13866/2019
Истец: ООО "ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "ЭНЕРГОСИСТЕМА"
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ДРУЖБА"
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20167/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20167/19
28.08.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14890/19
13.06.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-13866/19