г. Пермь |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А50-7224/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Зелениной Т.Л., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя: Гилева А.В., паспорт, доверенность от 10.04.2019;
от заинтересованного лица: Макарчук У.Ф., паспорт, доверенность от 17.01.2019;
от ООО "Газпром трансгаз Чайковский": Ефимов А.Н., паспорт, доверенность от 14.01.2016.
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 27 мая 2019 года по делу N А50-7224/2019,
принятое судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (ОГРН 1025902030780, ИНН 5920000593), закрытое акционерное общество "Газпром инвест Юг" (ОГРН 1037700043567, ИНН 7728260399),
о признании незаконными действий,
установил:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" имуществом в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю с требованиями:
- признать незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, внесенных в ЕГРН как зоны с особыми условиями использования территорий и обязать устранить нарушения путем восстановления в ЕГРН сведений о следующих зонах минимальных расстояний:
N п/п |
Учетный номер |
Наименование зоны с особыми условиями использования территории |
1 |
59.28.2.239 (59:28-6.230) |
Зона минимальных расстояний газопровода отвода на ГРС к с. Орда и |
2 |
59.36.2.119 (59:36-6.102) |
Зона минимальных расстояний газопровода отвода на ГРС к с. В.Сып и ГРС |
3 |
59.36.2.117 (59:36-6.2) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к д. Б.Ась высокая |
4 |
59.11.2.441 (59:11-6.34) |
Зона минимальных расстояний здания газораспределительной станции |
5 |
59.14.2.138 (59:14-6.45) |
Зона минимальных расстояний газопровода (сетей газоснабжения АГНКС Кубогаз КС-1 Кунгурская) |
6 |
59.27.2.288 (59:27-6.466) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к АГРС ж/поселку |
7 |
59.11.2.443 (59:11-6.574) |
Зона минимальных расстояний здания ГРС с. Села Горнозаводского ЛПУМГ |
8 |
59.26.2.389 (59:26-6.177) |
Зона минимальных расстояний газораспределительной станции к |
9 |
59.02.2.223 59:02-6.63 |
Зона минимальных расстояний газораспределительной станции г.Александровск |
10 |
59.17.2.176 (59:17-6.277) |
Зона минимальных расстояний ГРС п. Сараны, КС "Горнозаводская" |
11 |
59.11.2.452 (59:11-6.297) |
Зона минимальных расстояний газораспределительной станции (ГРС Калино) |
12 |
59.17.2.178 (59:17-6.115) |
Зона минимальных расстояний ГРС "Пионерский лагерь -Алит", КС "Горнозаводская " |
13 |
59.15.2.219 (59:15-6.278) |
Зона минимальных расстояний газопровода высокого давления и газораспределительной станции (ПТК Кленовая) |
14 |
59.17.2.182 (59:17-6.123) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС п.Сараны, КС "Горнозаводская" |
15 |
59.26.2.419 (59:26-6.298) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС с.Григорьевское |
16 |
59.32.2.1333 (59:32-6.1502) |
Зона минимальных расстояний компрессорной станции "Пермская" |
17 |
59.31.2.254 (59:31-6.164) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к г. Очер |
18 |
59.32.2.1335 (59:32-6.1477) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к п.Сылва и ГРС п.Сылва |
19 |
59.11.2.481 (59:11-6.247) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода магистрального газопровода "Ямбург-Поволжье" до ГРС Калино |
20 |
59.09.2.257 (59:09-6.64) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС г.Лысьва, КС "Горнозаводская" |
21 |
59.17.2.188 (59:17-6.166) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС "Пионерский лагерь-Алит", КС "Горнозаводская" |
22 |
59.32.2.1337 (59:32-6.213) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к Усть-Качке |
23 |
59.00.2.87 (59:00-6.165) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС к Перми п.Гайва |
24 |
59.20.2.312 (59:20-6.272) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к д. Петрушата |
25 |
59.21.2.343 (59:21-6.43) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к г. Кудымкар 21,8-24,8 км |
26 |
59.32.2.1340 (59:32-6.842) |
Зона минимальных расстояний газораспределительной станции с. Култаево |
27 |
59.32.2.1344 (59:32-6.19) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ТЭЦ-9 |
28 |
59.32.2.1339 (59:32-6.740) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к с. Култаево |
29 |
59.00.2.88 (59:00-6.55) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к г. Кудымкар 021,8 км |
30 |
59.30.2.319 (59:30-6.41) |
Зона минимальных расстояний компрессорной станции "Оханская" |
31 |
59.32.2.1345 (59:32-6.314) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к пос.ЮгоКамский |
32 |
59.00.2.92 (59:00-6.137) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к Пермь-76 |
33 |
59.30.2.321 (59:30-6.159) |
Зона минимальных расстояний линейного сооружения магистрального газопровода "Оханск-Киров" |
34 |
59.00.2.102 (59:00-6.49) |
Зона минимальных расстояний магистральных газопроводов "Ямбург - Тула - 1", "Ямбург - Тула - 2", газопровода - отвода к ГРС Добрянка 1 |
35 |
59.11.2.488 (59:11-6.709) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода ГРС с. Села Горнозаводского ЛПУМГ |
36 |
59.11.2.489 (59:11-6.142) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС п. Всесвятский, КС "Горнозаводская" |
37 |
59.00.2.111 (59:00-6.90) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС-2 |
38 |
59.18.2.428 (59:18-6.418) |
Зона минимальных расстояний компрессорной станции "Добрянская" |
39 |
59.18.2.430 (59:18-6.602) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС Добрянка 2 |
40 |
59.18.2.429 (59:18-6.541) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС Добрянка 1, газопровода-отвода к ГРС Добрянка 2 |
41 |
59.00.2.120 (59:00-6.162) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС г. Верещагино |
42 |
59.21.2.349 (59:21-6.98) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС п. Менделеево |
43 |
59.21.2.351 (59:21-6.323) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС с. Карагай |
44 |
59.31.2.257 (59:31-6.35) |
Зона минимальных расстояний компрессорной станции "Очерская" |
45 |
59.26.2.420 (59:26-6.344) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС г. Нытва |
46 |
59.17.2.209 (59:17-6.351) |
Зона минимальных расстояний КС "Горнозаводская" ГКС-4 КЦ-7,8 |
47 |
59.17.2.211 (59:17-6.302) |
Зона минимальных расстояний КС "Горнозаводская" ГКС 2,3 КЦ 3,4,5,6 |
48 |
59.17.2.210 (59:17-6.198) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС п. Теплая гора КС "Горнозаводская" |
49 |
59.11.2.493 (59:11-6.467) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС Добрянка- 1 |
50 |
59.00.2.127 (59:00-6.139) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС Добрянка 1 |
51 |
59.32.2.1361 (59:32-6.853) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к газораспределительной станции "Соболи" |
52 |
59.17.2.219 (59:17-6.42) |
Зона минимальных расстояний КС "Горнозаводская" (ГКС N 1) |
53 |
59.00.2.134 (59:00-6.117) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС г.Чусовой, КС "Горнозаводская" |
54 |
59.00.2.135 (59:00-6.47) |
Зона минимальных расстояний линейных сооружений -магистральных газопроводов "Ямбург-Тула-1", "Ямбург-Тула-2" |
55 |
59.11.2.499 (59:11-6.533) |
Зона минимальных расстояний линейных сооружений -магистральных газопроводов: "Ямбург-Тула2", "Ямбург-Тула 1", "Газопровод-отвод к ГРС Добрянка-1" |
56 |
59.32.2.1364 (59:32-6.1000) |
Зона минимальных расстояний магистральных газопроводов "Нижняя Тура - Пермь -1", "Нижняя Тура-Пермь-2" |
57 |
59.00.2.137 (59:00-6.154) |
Зона минимальных расстояний линейных сооружений -магистральных газопроводов "Пермь-Казань-Горький 1", "Пермь-Казань-Горький 2" |
58 |
59.32.2.1370 (59:32-6.1369) |
Зона минимальных расстояний магистрального газопровода "Пермь - Казань - Горький 2" |
59 |
59.00.2.139 (59:00-6.48) |
Зона минимальных расстояний линейных сооружений - магистральных газопроводов: "Ямбург-Поволжье", "Ямбург Западная граница", "Ямбург-Елец 2", "СРТО-Урал" |
60 |
59.17.2.227 (59:17-6.264) |
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС "Горнозаводская", КС "Горнозаводская" и "ГРС-Горнозаводская" |
61 |
59.26.2.380 (59:26-6.350) |
Зона минимальных расстояний производственно-технологического комплекса "Газораспределительная станция к с.Григорьевское" |
62 |
59.12.2.395 (59:12-6.402) |
Зона минимальных расстояний здания газораспределительной станции |
63 |
59.11.2.306 (59.11-6.180) |
Зона минимальных расстояний сооружения газотранспортного комплекса |
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.05.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что заявителем доказательств нарушения его прав в сфере предпринимательской деятельности не представлено. Судом при вынесении решения таких нарушений не установлено, в решении не указано какие права заявителя в сфере предпринимательской деятельности нарушены действиями Филиала. Считает, что в силу действующего процессуального законодательства, заявитель, будучи коммерческой организацией, не обладает правом обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц. Полагает, что заявитель узнал об исключении из ЕГРН сведений о Зонах 29.11.2018, заявление в Арбитражный суд Пермского края подано, согласно сведениям, содержащимся в системе "Мой арбитр", лишь 07.03.2019, следовательно, заявителем пропущен указанный трехмесячный срок (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Указывает, что до 04.08.2018 зоны минимальных расстояний не являлись ЗОУИТ, к данным зонам не могут быть применены нормы ч. 18 ст. 32 Закона о регистрации, вступившие в силу с 04.08.2018 и регламентирующие исключение из ЕГРН сведений о ЗОУИТ. Учитывая, что сведений о Зонах не могли содержаться в ЕГРН в качестве сведений о ЗОУИТ, исключение таких сведений из ЕГРН также не подпадает под правовое регулирование ч. 18 ст. 34 Закона о регистрации. Учитывая отсутствие правовых оснований для внесения в ГКН и ЕГРН сведений о Зонах, наличие их в ЕГРН может повлечь нарушение прав и законных интересов собственников объектов недвижимого имущества, выражающееся в ограничении использования объектов недвижимости в границах указанных Зон. На основании изложенного, с учетом позиции, отраженной в п. 9 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 08.10.2018 N ДК-П9- 182пр, письме Росреестра от 23.10.2018 N 19-10704-ВС/18, в целях соблюдения баланса прав, а также предупреждения нарушения прав и законных интересов, Филиалом предприняты действия по исключению необоснованно содержащихся в ЕГРН сведений о Зонах.
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители заявителя и третьего лица - ООО "Газпром трансгаз Чайковский" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзывах, просили решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель основывает свои требования на том, что ему на праве собственности принадлежат объекты газового трубопроводного транспорта.
19.11.2018 в адрес заявителя поступило уведомление ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" об исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зонах с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ).
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю считает, что сведения об указанных выше зонах были внесены в ЕГРН до вступления в силу Федерального закона N 342-ФЗ от 03.08.2018 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ" (далее-Закон N 342-ФЗ), они в соответствии со ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее-Закон о регистрации недвижимости) подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.
Основанием для исключения сведений о ЗОУИТ из ЕГРН, по мнению Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" является также то, что действующее до принятия Закона N 342-ФЗ законодательство не предусматривало постановку на кадастровый учет или внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных газопроводов и трубопроводов.
Полагая указанные действия Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" незаконными и необоснованными, нарушающими его права в предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заинтересованного лица оснований для исключения имеющихся записей в ЕГРП, ФГБУ "ФКП Росреестра" не были представлены доказательства необоснованности внесения указанных сведений, а также доказательств того, что на момент такого исключения наступили обстоятельства, перечисленные п. 18 ст. 34 закон о регистрации недвижимости, и нарушения прав и законных интересов заявителя исключением указанных сведений из ЕГРП.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 3 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон. В частности могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Статьей 71.1 Закон о регистрации недвижимости предусмотрено, что до 01.09.2019 в реестр границ наряду со сведениями, предусмотренными ст. 10 настоящего Федерального закона, также вносятся сведения о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
При этом в реестр границ в отношении сведений о местоположении указанных границ минимальных расстояний вносятся сведения, предусмотренные п.п. 2 - 4 и 6 ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона применительно к зонам с особыми условиями использования территорий (часть 1).
Для внесения сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в реестр границ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, утвердивший описание местоположения границ указанных минимальных расстояний и перечень координат характерных точек этих границ, в срок не более чем пять рабочих дней со дня их утверждения направляет данные описание и перечень координат в орган регистрации прав. Внесение указанных сведений в реестр границ осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2).
При поступлении от уполномоченного органа государственной власти решения об установлении зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне орган регистрации прав одновременно с внесением сведений о такой зоне исключает из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах минимальных расстояний до данных трубопроводов, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с частью 1 настоящей статьи (часть 3).
Пунктом 3 ч. 2 ст. 7, ч.1 ст. 10 Закон о регистрации недвижимости предусмотрено внесение в реестр ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. Структура сведений и правила внесения записей в реестр границ о зоне с особыми условиями использования территорий определены разделом V Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок).
В действующем законодательстве отсутствуют положения, предусматривающие необходимость принятия специального (отдельного) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления для установления зон вокруг промышленных зон, объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 33 Закон о регистрации недвижимости документы, необходимые для внесения в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, могут быть представлены в орган регистрации заинтересованным лицом, в том числе правообладателем объектов недвижимости в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - Закон о промышленной безопасности) требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
По смыслу ст. 2 Закона о промышленной безопасности и приложения N 1 к указанному Закону магистральный нефтепровод является опасным производственным объектом.
Согласно п. 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень).
Помимо охранных зон, в целях обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85 (таблица 5) установлены минимальные расстояния от газораспределительных станций, в пределах которых запрещено строительство.
В соответствии с 7.16. СП 36.13330.2012 "Магистральные нефтепроводы" актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* расстояния от КС, ГРС, НПС, ПС до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений следует принимать в зависимости от класса и диаметра газопровода и категории НПС, ПС и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 5.
Таким образом, охранная зона магистральных газопроводов устанавливается для исключения возможности повреждения объектов, являющихся составной частью трубопроводов, а соблюдение особого режима использования земельных участков в пределах минимальных расстояний от них обусловлено совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды (разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции).
Пунктом 40 Перечня предусмотрено, что применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" подлежат следующие части СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы": разделы 1, 2, 3 (пп. 3.1 - 3.15, 3.18 - 3.23, 3.25, 3.27), 4 (пп. 4.1, 4.2, 4.4 - 4.22), 6 (пп. 6.1 - 6.7, 6.9 - 6.31*, 6.34* - 6.37), 7 - 10, 12 (пп. 12.1*, 12.2*, 12.4*, 12.5, 12.7, 12.12*, 12.15*, 12.16, 12.19, 12.20, 12.30 - 12.33*, 12.35*).
В силу ст. 40, 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; обязаны соблюдать при использовании земельных участков вышеуказанные требования.
В этой связи на основании п. 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 N 341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов" при рассмотрении соответствующими органами ходатайств о предоставлении земельных участков для указанных целей места расположения объектов строительства должны предварительно согласовываться с предприятиями (организациями), эксплуатирующими трубопроводы.
На основании ст. 32 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В п. 18 ст. 34 закон о регистрации недвижимости закреплены основания, по которым такие зоны могут быть исключены из ЕГРП, к ним относится истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта.
Таким образом, действующее законодательство прямо установило основания для исключения имеющихся записей в ЕГРП.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4).
В уведомлении от 19.11.2018 N 01-15/5273, полученным заявителем от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю, отсутствует указание на соответствующее решение, принятое государственным регистратором прав, а также информация о том, исправление какой ошибки - технической или реестровой - осуществил регистратор.
Установив, что спорные сведения были внесены в ЕГРН в силу приведенных выше нормативных актов в области регулирования технической безопасности, наличие данных сведений позволяет иным лицам (владельцам земельных участков) определиться с порядком использования такого земельного участка с учетом ограничений, т.е. в соответствии с требованиями законодательства, необходимость внесения таких сведений законодательно закреплена в ст. 71.1 Закон о регистрации недвижимости предусмотрено, введенной Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ, при этом отсутствуют доказательства наличия оснований для исключения этих сведений из ЕГРП в порядке п. 18 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, применения положений ч. 1 ст. 61 названного закона, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности требований заявителя, поскольку отсутствие данных сведений нарушает права как сособственников (пользователей) трубопроводов, так и собственников (пользователей) земельных участков на которых или рядом с которым проходит такой трубопровод.
Доводы заинтересованного лица касательно наличия оснований для исключения спорных сведений, мотивированные позицией, отраженной в п. 9 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 08.10.2018 N ДК-П9- 182пр, были предметом рассмотрения и обоснованно отклонены судом.
Пунктом 7 указанного протокола рекомендовано Минстрою России (В.В.Якушеву) с учетом состоявшегося обсуждения взнести в установленном порядке необходимые изменения к СП 36.13330.2012 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" (далее -изменения) и до 19 октября 2018 г. представить утвержденную редакцию изменений в Правительство Российской Федерации с проектом распоряжения Правительства Российской Федерации о вступлении указанных изменений в силу с 1 ноября 2018 г. При этом в пункте 9 указанного протокола Росреестру рекомендовано провести инвентаризацию содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий и обеспечить исключение ранее внесенных сведений о границах зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов в случае их необоснованного внесения в качестве зон с особыми условиями использования территорий. В этой связи суд правомерно указал, что указанный протокол прямо говорит о том, что подлежат исключению только те зоны, которые необоснованно внесены в ЕГРП, при этом следует учитывать, что такое исключение должно быть произведено в соответствии с п. 18 ст. 34 закон о регистрации недвижимости. Между тем, заинтересованным лицом не доказано наличие оснований для применения при исключении сведений п. 18 ст. 34 закон о регистрации недвижимости.
Доводы о пропуске заявителем срока для обращения в суд с рассматриваемым заявлением представляются не обоснованными.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Уведомление о снятии с кадастрового учета границ зон минимальных расстояний поступило в адрес третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" 29.11.2018, заявление о признании незаконными действий направлено в суд 28.02.2019 (т.2 л.д.193), то есть в пределах установленного трехмесячного срока на подачу заявления.
Вопреки позиции апеллянта, оснований полагать нарушение прав и законных интересов отсутствующим не имеется, так как оставление этих сведений в ЕГРН направлено на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирования о границах, в том числе о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения, в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, заинтересованность заявителя обусловлена принадлежностью ему на праве собственности опасного объекта.
Иные доводы, основанные на ошибочном применении судом норм материального права, обоснованными не являются, так как именно заинтересованное лицо должно было доказать правомерность оспариваемых действий, однако, не доказало наличия оснований для исключения сведений из ЕГРН.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания незаконными действий Учреждения по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 мая 2019 года по делу N А50-7224/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.