г. Томск |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А03-16331/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Бородулиной И.И., Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Эко-Комплекс" (N 07АП-6977/2019) на решение от 28.05.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16331/2018 (судья Куличкова Л.Г.),
по заявлению акционерного общества "Эко-Комплекс" (656063, г. Барнаул, пр-т Космонавтов, д. 16, ИНН 2223592509, ОГРН 1132223004165)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (656068, г. Барнаул, пр-т Социалистический, д 47, ИНН 2225099994, ОГРН 1092225000010) об отмене решения N 21765 от 21.06.2018
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
В судебном заседании приняли участие: от заявителя: Клепфер М.Н., представитель по доверенности от 01.01.2019, паспорт; Лукичев А.Н., представитель по доверенности от 09.01.2019, паспорт; от заинтересованного лица: от инспекции: Гришин Е.А., представитель по доверенности от 24.12.2018, удостоверение; от УФНС по АК: Гришин Е.А., представитель по доверенности от 11.01.2019, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Эко-Комплекс" (далее - заявитель, общество, АО "Эко-Комплекс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 14 по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) 21.06.2018 N 21765 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением от 28.05.2019 года производство по делу N А03-16331/2018 в части отмены решения УФНС России по АК от 24.08.2018 года прекращено.
Решением суда от 28.05.2019 года требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права. Общество утверждает, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 22:63:010113:46, 22:63:010113:182, 22:63:010113:214, 22:63:010113:215 применяется налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости в связи с тем, что данные земельные участки находятся под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а именно располагается полигон твердых коммунальных отходов.
Налоговый орган в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 14 по Алтайскому краю проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 10.05.2018 N 52965, и вынесено решение от 21.06.2018 N21765 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 1 115 359,00 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 87 001,32 руб., а также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ в виде штрафа в размере 96 705,54 руб.
Заявитель, не согласившись с вынесенным решением, в порядке статьи 139.1 НК РФ обратился в УФНС России по Алтайскому краю с апелляционной жалобой от 24.07.2018 без номера, в которой просил указанное решение отменить в полном объеме. Решением УФНС России по Алтайскому краю от 24.08.2018 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Считая ошибочными выводы налогового органа о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах, а также полагая, что у инспекции отсутствовали правовые основания доначислять спорные суммы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Инспекции соответствует положениям законодательства о налогах и сборах. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В силу статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ, а именно:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Земельный налог на территории г.Барнаула введен Решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 839.
Согласно п.2.1 Решения Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 839 в отношении земельных участков под объектами инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для осуществления жилищного строительства (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) установлена налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка. В отношении прочих земельных участков установлена кадастровая стоимость в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН); документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с подпунктами 13 - 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) (далее - Закон N 221-ФЗ) сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также о его разрешенном использовании вносятся в ГКН.
Виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования. Иных критериев, помимо категории земель и разрешенного использования земельного участка, для установления дифференцированных ставок земельного налога законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не допускает.
Анализ статьи 85 ЗК РФ и статей 387, 388, 394 НК РФ, показывает, что действующим законодательством, устанавливается общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 и пунктами 12 и 14 статьи 396 НК РФ налоговая база определяется на конкретную дату (I января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка).В случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, для применения пониженной ставки земельного налога законодателем оговорены два обязательных условия: расположенные на земельном участке помещения должны относиться к объектам жилищного фонда, а объекты коммунальной инфраструктуры должны быть направлены на обеспечение жизнедеятельности объектов жилищного фонда, расположенных на данном земельном участке. Данная правовая позиция подтверждается многочисленной судебной практикой, в частности Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2016 года по делу А41-75876/2015.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, выраженной в постановлении Президиума от 23.11.10 N 10062/10, и являющейся обязательной для применения при рассмотрении аналогичных дел, понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в Кодексе и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому с учетом статьи 11 Кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.04 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции, действующей в период спорных правоотношений, система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Исходя из пункта 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Данная правовая позиция находит отражение в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 N 301-КГ16-20969, 02.12.2016 N 306-КГ16-15969, Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2010 N ВАС-10062/10. Основанием для такой квалификации объектов недвижимости являются градостроительная документация, правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, первичные документы, являющиеся основанием для постановки объектов на бухгалтерский учет, а также сведения, поступающие в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости.
Понятие жилищного фонда закреплено в статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Жилое помещение предназначено для проживания граждан (ст. 17 ЖК РФ, ст. 288 ГК РФ). Виды жилых помещений установлены пунктом 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В пункте 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
-жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
-специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
-индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
-жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 19 ЖК РФ).
Исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12, сам факт нахождения на земельных участках жилых фондов и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не является достаточным для применения пониженной ставки земельного налога. Для применения пониженной ставки земельного налога также необходимо подтвердить соответствующий вид использования земельного участка. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Из представленных в материалы дела документов следует, что земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет: с кадастровым номером 22:63:010113:46 с разрешенным видом использования для эксплуатации полигона промышленных отходов, с кадастровым номером 22:63:010113:182 с разрешенным видом использования для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, с кадастровым номером 22:63:010113:214 с разрешенным видом использования для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, с кадастровым номером 22:63:010113:215 с разрешенным видом использования для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов.
Заявитель полагает, что поскольку на спорных земельных участках располагается полигон ТБО, то в отношении них должна применятся налоговая ставка 0,3% от кадастровой стоимости. Между тем, согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее -Классификатор) в нем отсутствует вид разрешенного использования земельные участки под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Однако, в данном классификаторе имеется вид разрешенного использования коммунальное обслуживанию (код 3.1) к которому относятся -земельные участки, предназначены для размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости.
Земельные участки, которые необходимы для эксплуатации жилищного фонда, имеет вид разрешенного использования коммунальное обслуживанию (данное обстоятельство вытекает из описания вида разрешенного использования земельного участка, которое закреплено в Классификаторе).
Как следует из копий кадастровых выписок спорные земельные участки попадают по классификатору под специальную деятельность (код 12.2) к которому относятся - земельные участки для размещения хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки.
В связи с этим, в соответствии с классификатором на спорных земельных участках не могут находится объекты инженерной инфраструктуры необходимые для эксплуатации жилищного фонда, поскольку такие объекты имеют вид разрешенного использования коммунальное обслуживанию (код 3.1).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности общества является сбор отходов, дополнительные виды деятельности: обработка и утилизация отходов. Такой вид деятельности, как оказание услуг в области жилищно- коммунального хозяйства, уставной целью общества не является, жилищно-коммунальные услуги на территории городского округа общество не оказывает.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 22:63:010113:46 в спорном периоде имеет вид разрешенного использования для эксплуатации полигона промышленных отходов, Земельный участок с кадастровым номером 22:63:010113:182 в спорном периоде имеет вид разрешенного использования для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов. Земельный участок с кадастровым номером 22:63:010113:214 в спорном периоде имеет вид разрешенного использования для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов. Земельный участок с кадастровым номером 22:63:010113:215 в спорном периоде имеет вид разрешенного использования для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов.
Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения. информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Кроме того, в соответствии с ответом Комитета по строительству, архитектуре и развитию города от 03.05.2018 N 1931/01-12 указанные земельные участки расположены в территориальной зоне производственных и коммунально-складских объектов 3 класса опасности (П.3).
В соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны П3 предусмотрено размещение промышленных объектов и не предусмотрено размещение инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Согласно материалам дела на спорных земельных участках не располагаются жилые дома, земля занята под эксплуатацию полигона промышленных отходов и полигона твердо бытовых отходов.
Доказательства, подтверждающие, что спорные земельные участки заняты жилищным фондом и расположенные на нем сооружения являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые предназначены для обслуживания жилищного фонда и используются для нужд потребителей жилищного комплекса города Барнаула, отсутствуют. Таким образом, с учетом отсутствия сведений, подтверждающих наличие каких-либо объектов недвижимого имущества на земельном участке и их принадлежность к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, доказательств, подтверждающих, что земельные участки заняты жилищным фондом и расположенные на земельных участках объекты являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенными для обслуживания жилищного фонда и используемыми для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования, коллегия соглашается, что заявителем не доказано наличие оснований для применения пониженной ставки по земельному налогу.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соответствии оспариваемого решения налогового органа требованиям НК РФ и отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.05.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16331/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Эко-Комплекс" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16331/2018
Истец: АО "ЭКО-Комплекс"
Ответчик: МИФНС России N 14 по Алтайскому краю.
Третье лицо: УФНС России по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6185/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6185/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-16331/18
13.09.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-16331/18
28.08.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6977/19
28.05.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-16331/18