г. Чита |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А78-5140/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Татаркиной К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 июня 2019 года по делуN А78-5140/2019
по исковому заявлению Администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229, адрес: 672000, Забайкальский край, город Чита, улица Бутина, 39) к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, адрес: 672000, Забайкальский край, город Чита, улица Амурская, дом 68) о взыскании за счет казны Забайкальского края убытков в размере 6 543 000, судебных расходов в размере 500 руб. (суд первой инстанции: М.И. Обухова),
при участии в судебном заседании:
от ответчика представитель Лосева М.Н.,
установил:
Администрации городского округа "Город Чита" обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с требованиями к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края о взыскании за счет казны Забайкальского края убытков в размере 6 543 000, судебных расходов в размере 500 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14 июня 2019 года исковые требования удовлетворены.
С Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края взыскано за счет казны Забайкальского края в пользу Администрации городского округа "Город Чита" 6543000 руб. - убытков, 500 руб. - судебных издержек, всего 6543500 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Из апелляционной жалобы следует, что спор неподведомственен арбитражному суду; доказательства вины ответчика отсутствуют. Ответчик полагает, что причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникновением убытков не доказана.
В связи с заменой в составе суда на судью Скажутину Е.Н. судьи Капустиной Л.В., с участием которого рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 27 августа 2019 года начато сначала на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование Администрации городского округа "Город Чита" к Забайкальскому краю в лице Министерству финансов Забайкальского края о взыскании причиненных убытков.
Как установил суд первой инстанции и следует из дела, в период 2013-2016 г. на основании решений Центрального районного суда г. Читы от 03.03.2014, от 19.06.2014, 30.03.2016, решения Черновского районного суда г.Читы от 03.09.2013 в рамках исполнения судебных актов Администрацией городского округа "Город Чита" было предоставлено 4 жилых помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Истцом предоставлены по договорам социального найма от 16.03.2017 N 10, от 15.11.2016 N 15, от 07.02.2017 N 4, по договору о передаче в собственность граждан от 01.03.2017 гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, муниципальные жилые помещения общей площадью 145,40 кв.м. Поскольку указанные квартиры выбыли из муниципального жилищного фонда, что повлекло причинение имущественных убытков в размере рыночной стоимости имущества, истец обратился с требованием о взыскании с Забайкальского края убытков, понесенных в связи с исполнением решений судов общей юрисдикции.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из его обоснованности как по основаниям, так и по праву.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 378).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Исходя из анализа статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, с учетом положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из решений судов общей юрисдикции следует, что постановка граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на учет в качестве нуждающихся в отдельном жилом помещении в связи с тяжелой формой хронического заболевания, произведена после 01 января 2005 года. Соответственно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая такое правовое регулирование, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании фактически понесенных истцом расходов за счет Забайкальского края в лице министерства финансов как уполномоченного лица. Факт несения администрацией убытков и их размер подтверждены материалами дела.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме за счет казны Забайкальского края.
Довод жалобы о том, что спор неподведомственен арбитражному суду, заявлялся в суде первой инстанции и был правомерно отклонен по правилам статей 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявлено требование о взыскании убытков, а не требование, связанное с финансированием между различными бюджетами, данный спор является экономическим, где сторонами выступают орган местного самоуправления и субъект Российской Федерации.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 июня 2019 года по делу N А78-5140/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5140/2019
Истец: Администрация городского округа "Город Чита"
Ответчик: Министерство финансов Забайкальского края