город Воронеж |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А14-356/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой О.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от общества с ограниченной ответственностью "Визит-Фарм": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.05.2019 по делу N А14-356/2019 (судья Симонова И.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Визит-Фарм" (ОГРН 1023601582740 ИНН 3662075780) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области о признании незаконным и отмене полностью постановления N18001976 от 25.12.2018 о признании незаконным и отмене полностью представления N02348-05 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Визит-Фарм" (далее - заявитель, ООО "Визит-Фарм") обратилось к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) о признании незаконным и отмене полностью постановления N 18001976 от 25.12.2018, о признании незаконным и отмене полностью представления N 02348-05 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25.12.2018.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.05.2019 по делу N А14-356/2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 25.12.2018 N 18001976 и представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N02348-05 от 25.12.2018 признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы указывает, что наличие в наглядной и доступной форме информации об импортере товара является обязательным.
Отмечает, что в отсутствие в сопроводительной документации сведений о препарате, продавец не лишен возможности запросить указанную информацию у уполномоченного лица с целью соблюдения возложенных на него законом обязанностей.
В судебном заседании представитель Управления просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Общество соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления N 1140 от 31.08.2018 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в отношении ООО "Визит-Фарм" была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки административным органом установлено, что на реализации у Общества находится товар - капли ушные, 20%, "Отинум", производитель "АИ Си Эн Польфа Жешув АО", Польша. При этом, до сведения потребителей Обществом не доведена необходимая информация, обеспечивающая возможность правильного выбора лекарства, а именно отсутствует информация об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) импортера, что является нарушением ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992.
Также установлено, что в кассовом чеке, выданном потребителю неверно указано место (адрес) осуществления расчета, а именно капли "Отинум" были приобретены в аптечном пункте ООО "Визит-Фарм" по адресу: г. Воронеж, ул. Березовая Роща, д.3д, однако в кассовом чеке указан адрес: г. Воронеж, ул. Березовая Роща, д.3.
По результатам проведенной проверки административным органом 05.09.2018 был составлен Акт проверки N 01140, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
05.09.2018 административным органом было вынесено предписание N 419/05 о прекращении нарушений прав потребителей.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным лицом Управления в отношении ООО "Визит-Фарм" 28.09.2018 был составлен протокол N 007816 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
На основании протокола N 007816 от 28.09.2018 и материалов проверки административным органом 25.12.2018 принято постановление N 18001976, по делу об административном правонарушении о признании ООО "Визит-Фарм" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.8 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде предупреждения.
Также, 25.12.2018 должностным лицом Управления было вынесено представление, согласно которому ООО "Визит-Фарм" было предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению причин и условный, способствовавших совершению административного правонарушения.
Считая незаконными постановление и представление Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Общество обратилось в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение не подлежащим отмене с учетом следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В соответствие с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного в указанной норме, являются интересы и права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге).
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействие лица, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Субъектом данного правонарушения являются, в том числе, лица, реализующие потребителям товары (работы, услуги).
Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из статьи 8 Закона N 2300-1 следует, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1), указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В числе прочего информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила N 55), в пункте 1 которых установлено, что они разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
- наименование товара;
- место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;
- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
- сведения об основных потребительских свойствах товара;
- сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
- гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
- срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
- цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если:
1) на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз;
2) на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.
При этом, судом области установлено, что Инструкция по медицинскому применению и макеты упаковки лекарственного препарата "Отинум", капли ушные, 20%, производитель "Ай Си Эн Польфа Женув АО", Польша утверждены Минздравом России в соответствии со ст. 18, ст. 46 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В инструкции на лекарственный препарат указана уполномоченная организация Адрес 109028, г. Москва, Серебряническая наб., д. 29 и тел. +7 (495) 660-5303.
Исходя из указанного, суд первой инстанции пришел к выводу, что инструкция и маркировка упаковки препарата Отинум оформлены в соответствии с действующим законодательством без нарушений.
Кроме того, согласно пункту 70 Правил N 55отдельных видов товаров, продажа лекарственных препаратов (дозированных лекарственных средств, готовых к применению и предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека и животных, предотвращения беременности, повышения продуктивности животных) осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ и с учетом особенностей, определенных данными Правилами.
Согласно пункту 71 Правил N 55, информация о лекарственных препаратах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, а также предусмотренных статьей 46 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", должна содержать сведения о государственной регистрации лекарственного препарата с указанием номера и даты его государственной регистрации (за исключением лекарственных препаратов, изготовленных продавцом (аптечным учреждением) по рецептам врачей).
Пунктом 12 Правил N 55 установлено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Доказательств тому, что данные документы у продавца отсутствовали, административный орган не представил, как и не доказал, что по требованию покупателя ему не была предоставлена необходимая информация.
Кроме того, суд первой инстанции учел следующее.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 21.09.2016 N 724н г. Москва "Об утверждении требований к инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов" требования, утвержденные настоящим приказом, применяются к инструкциям по медицинскому применению лекарственных препаратов, заявления о государственной регистрации которых представлены в Министерство здравоохранения Российской Федерации после вступления в силу настоящего приказа.
Раздел Инструкции лекарственного средства "Отинум" - "Наименование и адрес организации, принимающей претензии потребителей", как обязательный, был утвержден Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ и вступил в силу в 2015 году. До 2015 года требований на указание наименования организации, принимающей претензии потребителей не было, только раздел "Производитель", тогда как изменения Инструкции по лекарственному средству "Отинум" утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации 02.07.2014.
Указанные обстоятельства были предметом исследования в рамках дела N А14-21813/2018, решение по которому вступило в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При изложенных обстоятельствах, требование ООО "Визит-Фарм" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.12.2018 N 18001976 обоснованно удовлетворено судом области.
Апелляционная инстанция также считает необходимым отметить, что в процессуальных документах, представленных административным органом не отражено, где конкретно отсутствовала необходимая информация (на флаконе лекарственного средства, на упаковке, на витрине или иное), что не позволяет полно установить объективную сторону вменяемого нарушения.
Обращаясь с рассматриваемым заявлением Общество просило также признать незаконным и отменить представление N 02348-05 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25.12.2018.
Согласно части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Представление выносится административным органом на основании обстоятельств, отраженных в постановлении о назначении административного наказания.
Поскольку суд установил, что основания для привлечения ООО "Визит-Фарм" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ отсутствуют, оспариваемое представление также верно признано незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются апелляционной коллегией несостоятельными, они не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, административным органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.05.2019 по делу N А14-356/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-356/2019
Истец: ООО "Визит-Фарм"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ВО