г. Москва |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А41-39739/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от административного органа по делу - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен,
от заинтересованного лица по делу - арбитражного управляющего Гладкова Г.И. - Гладков Г.И. (лично, по паспорту), Кузиков В.Е. (по устному ходатайству),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Гладкова Г.И. на решение Арбитражного суда Московской области от 09.07.2019 по делу N А41-39739/19, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о привлечении арбитражного управляющего Гладкова Г.И. к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Гладкова Геннадия Ивановича (далее - заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.07.2019 заявленные требования удовлетворены. Арбитражный управляющий Гладков Г.И. привлечен к административной ответственности на основании ч. 3.1 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде дисквалификации на срок 6 месяцев.
Арбитражный управляющий Гладков Г.И. не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда арбитражный управляющий Гладков Г.И. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав арбитражного управляющего Гладкова Г.И., суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 14.02.2019 г. административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведено административное расследование в отношении арбитражного управляющего Гладкова Г.И., по результатам которого установлено, что арбитражным управляющим допущены нарушения п. 4 ст. 20.3, абз. 2, абз. 3 п. 2 ст. 213.7, абз. 4 п. 2 ст. 213.7, абз. 7 п. 8 ст. 213.9, абз. 5 п. 12 ст. 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), п. 3.1 Порядка ведения ЕФРСБ, в части нарушения срока размещения на сайте ЕФРСБ, а также в газете "Коммерсантъ" сообщения о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина, в части нарушения сроков уведомления о проведении собрания кредиторов, в неопубликовании сведений о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства, в части нарушения сроков проведения собрания кредиторов, в части опубликования сведений неподлежащих опубликованию, которые привели к необоснованному расходованию денежных средств должника.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2018 г. по делу N А40-233693/17 арбитражный управляющий Гладков Г.И. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 г. по делу N А40-233693/17 апелляционная жалоба Гладкова Г.И. возвращена: решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2018 г. по делу N А40-233693/17 вступило в законную силу.
11.04.2019 г. на основании проведенного расследования административным органом в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, которым установлена вина арбитражного управляющего в нарушении требований Закона о банкротстве.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Законе о банкротстве, допущенное повторно.
Согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с абз. 2, абз. 3, абз. 4 п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве о ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения: о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства, о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения:
- о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о прекращении производства по делу о банкротстве;
- об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
- об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
- о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;
- об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;
- иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Согласно п. 3.1 Правил N 178 сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Сведения, подлежащие внесению (включению) в информационный ресурс на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, за исключением случаев, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, вносятся (включаются) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты получения пользователем соответствующего акта.
Включение в Реестр сведений о банкротстве сведений о проведении торгов в электронной форме операторами электронных площадок осуществляется не позднее одного часа с момента их размещения на электронной площадке в соответствии с главой VIII Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. N 495 "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России".
В силу п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан:
- принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества;
- проводить анализ финансового состояния гражданина;
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;
- вести реестр требований кредиторов;
- уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 настоящего Федерального закона;
- созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом;
- уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора;
- рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;
- осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;
- осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов;
- направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов;
- исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.
В соответствии с п. 5 ст. 213.8 Закона о банкротстве уведомление о проведении собрания кредиторов включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. Уведомление о проведении собрания кредиторов направляется финансовым управляющим конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов заказным письмом с уведомлением о вручении.
В данном случае в качестве объективной стороны арбитражному управляющему вменено нарушение требований п. 4 ст. 20.3, абз. 2, абз. 3 п. 2 ст. 213.7, абз. 4 п. 2 ст. 213.7, абз. 7 п. 8 ст. 213.9, абз. 5 п. 12 ст. 213.8 Закона о банкротстве, п. 3.1 Порядка ведения ЕФРСБ, выразившееся в части нарушения срока размещения на сайте ЕФРСБ, а также в газете "Коммерсантъ" сообщения о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина, в части нарушения сроков уведомления о проведении собрания кредиторов, в неопубликовании сведений о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства, в части нарушения сроков проведения собрания кредиторов, в части опубликования сведений неподлежащих опубликованию, которые привели к необоснованному расходованию денежных средств должника при наличии вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2018 г. по делу N А40-233693/2017, которым арбитражный управляющий Гладков Г.И. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.
Из материалов дела следует, 06.06.2018 г. определением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-21745/18 в отношении Питиримова С.В. введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим должника утвержден член Некоммерческого партнерства "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса" Гладков Г.И.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.12.2018 г. по делу N А41-21745/18 гр. Питиримов С.В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден член Некоммерческого партнерства "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса" Гладков Г.И.
11.07.2018 г. арбитражным управляющим в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) опубликовано сообщение N 2834235 о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина, т.е. с опозданием на 20 дней.
13.07.2018 г. арбитражным управляющим в газете "Коммерсантъ" на сайте, 14.07.2018 г. - в печатной версии, опубликовано сообщение N 77230370173 о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина, т.е. с опозданием на 20 дней.
22.12.2018 г. арбитражным управляющим на сайте ЕФРСБ опубликовано сообщение N 3335080 о введении процедуры реализации имущества гражданина, т.е. с опозданием на 5 дней.
01.02.2019 г. арбитражным управляющим в газете "Коммерсантъ" на сайте, 02.02.2019 г. - в печатной версии опубликовано сообщение N 77230482586 о введении процедуры реализации имущества гражданина, т.е. с опозданием.
21.11.2018 г. арбитражным управляющим на сайте ЕФРСБ опубликовано сообщение N 3221182 о проведении собрания кредиторов 30.11.2018 г., т.е. за 10 дней до проведения собрания, в нарушение п. 5 ст. 213.8 Закона о банкротстве.
Также в нарушение абз. 4 п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве арбитражным управляющим до настоящего времени отсутствуют сведения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства должника.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что арбитражным управляющим 14.03.2019 г. опубликован ответ по итогам процедуры реструктуризации долгов должника спустя три с половиной месяца с момента окончания процедуры реструктуризации долгов. При этом, должник не является индивидуальным предпринимателем, в связи с чем публикация данного отчета не является обязательной и приводит к необоснованному расходованию денежных средств должника.
При этом, данный отчет опубликован арбитражным управляющим на сайте ЕФРСБ после получения 05.03.2019 г. определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.02.2019 г. N 00795019, что подтверждается сведениями с сайта ФГУП "Почта России".
21.11.2018 г. арбитражным управляющим на сайте ЕФРСБ опубликовано сообщение N 3221182 о проведении собрания кредиторов 30.11.2018 г., однако до 30.11.2018 г. арбитражным управляющим не проводились собрания кредиторов.
В данном случае имеющиеся в материалах дела документы являются достаточными доказательствами факта совершения правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, а также вины арбитражного управляющего в совершении вмененного ему правонарушения.
Доказательств того, что у арбитражного управляющего не имелось возможности для исполнения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в установленный срок, а также, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их исполнению, в материалы дела не представлено.
Нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о наличии оснований для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность в виде влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
Допущенные арбитражным управляющим правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота, в Российской Федерации.
В связи с этим, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении конкурсного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период конкурсного производства.
Повторное совершение однородного административного правонарушения, если оно образует квалифицирующий признак состава правонарушения, предполагает усиление предусмотренной за его совершение санкции - повышение размера конкретного административного наказания и (или) установление более строгого вида наказания, с тем чтобы эффективно обеспечить достижение целей административной ответственности - общей и частной превенции (часть 1 статьи 3.1 указанного Кодекса).
Ввиду изложенного, принимая во внимание характер выявленных нарушений, учитывая, что наказание должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, закрепленным статьей 3.1 КоАП РФ, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния, исходя из баланса публичных и частных интересов, принимая во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно посчитал в соответствии с частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ назначить арбитражному управляющему наказание в виде дисквалификации на сроком на шесть месяцев.
Данная мера ответственности, по мнению апелляционного суда, является соразмерной тяжести совершенного правонарушения, учитывая количество нарушений и длительный период их соверешения.
Кроме того, неоднократные нарушения арбитражным управляющим законодательства о банкротстве при исполнении обязанностей арбитражного управляющего свидетельствуют о пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению возложенных на него обязанностей.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт вменяемого административного правонарушения и вина арбитражного управляющего в его совершении подтверждается материалами дела.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.07.2019 по делу N А41-39739/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39739/2019
Истец: "Центр Финансового Оздоровления Предприятий Агропромышленного Комплекса", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Ответчик: Гладков Геннадий Иванович
Третье лицо: Гладков Геннадий Иванович