2 сентября 2019 г. |
А79-14663/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Волгиной О.А., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.04.2019
по делу N А79-14663/2018,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" (428020, г. Чебоксары, ул. Ф.Гладкова, д. 13 А; ОГРН 1052128000033, ИНН 2128700232) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 18.10.2018 N 11/70,
без участия лиц,
и установил:
акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - АО "Чувашская энергосбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция, надзорный орган) от 18.10.2018 N 11/70.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.04.2019 заявленные требования удовлетворены, и оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным. Одновременно суд взыскал с надзорного органа в пользу Общества судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Надзорный орган настаивает на том, что у него имелись законные основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку Общество не исполнило решение Совета многоквартирного дома (решение собственников помещений), который наделен полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Созыв общего собрания собственников помещений для решения данного вопроса не требуется. Все вопросы управляющей организации следовало решать с Советом многоквартирного дома.
Кроме того, считает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка решениям Совета многоквартирного дома N 15 по ул. Советская г. Новочебоксарск, оформленным протоколами от 20.04.2016 и от 27.04.2017.
АО "Чувашская энергосбытовая компания" в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
АО "Чувашская энергосбытовая компания" и Инспекция ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании распоряжения руководителя Инспекции от 18.10.2018 N 1058 в связи с обращением на личном приеме гражданки Андреевой А.И. должностное лицо Инспекции 18.10.2018 провело внеплановую выездную проверку в отношении АО "Чувашская энергосбытовая компания".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 18.10.2018 N 11/92.
По окончании проверочных мероприятий 18.10.2018 Инспекция выдала АО "Чувашская энергосбытовая компания" предписание N 11/70 об устранении нарушения: исполнить решение Совета многоквартирного жилого дома и выполнить текущий ремонт подъездов NN 5, 6.
Не согласившись с выданным надзорным органом предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 161, 162, 192, 193, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 и исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Согласно статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица органов государственного контроля (надзора) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении соответствующих мероприятий.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 19 Закона о лицензировании к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2-10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о лицензировании должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен главой 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 13 Положения N 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе, выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Закона о лицензировании с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, Инспекция выдала управляющей компании предписание от 18.10.2018 N 11/70 в пределах своих полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
Часть 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
В силу части 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации Совет многоквартирного дома:
1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;
7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно частям 6 и 7 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе, определение способа оказания услуг и выполнения работ; подготовка заданий для исполнителей услуг и работ; выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме.
Установлено по делу, что АО "Чувашская энергосбытовая компания" является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Советская, д. 15.
В соответствии с пунктом 3.1.6 договора управляющая компания обязуется проводить работы (оказывать услуги) по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Перечень, периодичность услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД может быть изменен по согласованию с Управляющей компанией общим собранием собственников помещений с учетом предложений Управляющей компании на основании экономически обоснованного тарифа (размера платы), а также обязательных для исполнения предписаний государственных органов Российской Федерации.
Управляющая компания выполняет указанные выше работы в пределах финансирования. В случае недостаточности денежных средств для выполнения работ Управляющая компания определяет сметную стоимость таких работ и сбора дополнительных денежных средств путем размещения соответствующего объявления на входных группах в подъезды или иных общедоступных местах в МКД.
Управляющая компания не отвечает за невыполнение работ и ненадлежащее состояние общего имущества, если собственники не провели общее собрание о сборе дополнительных денежных средств; либо собственники проголосовали против проведения ремонта и сбора дополнительных средств; либо необходимые денежные средства не поступили на учет Управляющей компании по другим причинам, не зависящим от Управляющей компании.
Также в данном договоре управления подробнейшим образом описано понятие "текущий ремонт".
Внеочередное общее собрание собственников помещений в МКД N 15 по ул.Советская в г.Новочебоксарске в форме заочного голосования 09.03.2016 приняло решение переизбрать Совет многоквартирного дома в количестве 6 человек, что следует из соответствующего протокола (пункт 5 и 6 повестки дня общего собрания).
Кроме того, собственники приняли единогласно решение о наделении Совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД (вопрос 11 повестки дня).
Впоследствии 26.04.2018 общее собрание собственников помещений в МКД в форме заочного голосования приняло решение переизбрать Совет МКД в составе 7 человек (вопросы 3 и4 повестки дня) и наделить его полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД (вопрос 7 повестки дня).
04.05.2018 Совет многоквартирного дома принял решение о ремонте подъездов N 4, 5 и 6 рассматриваемого дома.
На момент проведения мероприятий по контролю установлено, что ремонт подъезда N 4 произведен, в то же время АО "Чувашская энергосбытовая компания" не приступало к работам по проведению ремонта подъездов N 5 и N 6.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что у Инспекции имелись основания для выдачи Обществу предписания выполнить работы по ремонту подъездов N 5 и N 6 не позднее 31 марта 2019 года, поскольку заявитель нарушил требования жилищного законодательства Российской Федерации и права жильцов МКД.
Суд апелляционной инстанции считает, что предписание контролирующего органа носит определенный и четкий характер, не вызывает неоднозначного толкования.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 03.04.2013 N 290 утвердило минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом Управляющая организация не лишена возможности обратиться в контролирующий орган с мотивированным и подтвержденным документально заявлением о продлении срока исполнения предписания, а также при наличии соответствующих сомнений - с заявлением о разъяснении порядка исполнения предписания; запрет на совершение таких действий законодательством не предусмотрен.
Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома N 15 по ул. Советская г. Новочебоксарск, состоявшееся 06.12.2018, не влияет на законность оспариваемого предписания на момент его выдачи 18.10.2018.
Протокол общего собрания собственников МКД от 06.12.2018 в совокупности с условием пункта 3.1.6 договора управления домом может и должен учитываться надзорным органом при рассмотрении вопроса об исполнении Обществом выданного предписания и возможности снятии его с контроля.
По результатам повторного рассмотрения дела суд апелляционной инстанции приходит к итоговому заключению о том, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, соответствует нормам жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Требования Общества не подлежат удовлетворению как основанные на неверном толковании норм действующего жилищного законодательства.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применении норм материального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.04.2019 по делу N А79-14663/2018 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявления.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные Обществом по делу судебные расходы суд относит на заявителя.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации надзорный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.04.2019 по делу N А79-14663/2018 отменить.
Отказать акционерному обществу "Чувашская энергосбытовая компания" в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 18.10.2018 N 11/70.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
О.А. Волгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-14663/2018
Истец: АО "Чувашская энергосбытовая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики
Третье лицо: Андреева А И