г. Москва |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А41-70481/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - АО "Санте Медикал Системс" - представитель не явился,
от заинтересованного лица по делу - Шереметьевской таможни - Калинина И.Е., по доверенности от 11.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 по делу N А41-70481/18, принятое судьей Криворучко Е.С., по заявлению АО "Санте Медикал Системс" к Шереметьевской таможне о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
АО "Санте Медикал Системс" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным и отмене решения Шереметьевской таможни, изложенного в письме от 18.05.2018 N 19-23/18149 о внесении изменений, в части отказа в корректировке декларации на товары и возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей на сумму 1 986 722,43 руб. из которых НДС в сумме 1 411 711 руб. 92 коп., таможенная пошлина в размере 575 010 руб. 51 коп. по ДТ N 10005022/050917/0067744 (товар 3), N 10005022/011117/0085388 (товар 3), N 10005022/250615/0032594 (товары 1-3), N 10005022/161215/0073115 (товар 1), N 10005022/200916/0061819 (товар 1), 10005022/050917/0067744 (товар 2), N 10005022/011117/0085388 (товар 2), N 10005022/250615/0032594 (товары 7-16), N 10005022/161215/0073115 (товар 3); обязании Шереметьевскую таможню возвратить АО "Санте Медикал Системс" излишне уплаченных по ДТ N 10005022/050917/0067744 (товар 3), N 10005022/011117/0085388 (товар 3), N 10005022/250615/0032594 (товары 1-3), N 10005022/161215/0073115 (товар 1), N 10005022/200916/0061819 (товар 1), 10005022/050917/0067744 (товар 2), N 10005022/011117/0085388 (товар 2), N 10005022/250615/0032594 (товары 7-16), N 10005022/161215/0073115 (товар 3) сумм таможенных платежей в сумме 1 986 722,43 руб. из которых НДС в сумме 1 411 711 руб. 92 коп., таможенная пошлина в размере 575 010 руб. 51 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
Шереметьевская таможня не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проводится в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя АО "Санте Медикал Системс", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя Шереметьевской таможни, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что АО "Санте Медикал Системс" (ранее ЗАО "Санте Медикал Системс") ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары медицинского назначения, код ОКП 944470 - принадлежности к инжекторам автоматическим для введения контрастного вещества.
В целях таможенного оформления заявителем таможенному органу представлены декларации на товары (ДТ) ДТ N 10005022/050917/0067744 (товар 3), N 10005022/011117/0085388 (товар 3), N 10005022/250615/0032594 (товары 1-3), N 10005022/161215/0073115 (товар 1), N 10005022/200916/0061819 (товар 1), 10005022/050917/0067744 (товар 2), N 10005022/011117/0085388 (товар 2), N 10005022/250615/0032594 (товары 7-16), N 10005022/161215/0073115 (товар 3), с приложением: регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 27.11.2012 N ФСЗ 2012/13277 и декларации о соответствии РОСС US.ИМ41.Д05106 от 19.05.2015 (код ОКП 94 4470); регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 12.07.2013 N РЗН 2013/539 и декларации о соответствии РОСС US.МП18.Д00892 от 14.04.2017 (код ОКП 94 6460); регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 12.07.2013 N РЗН 2013/540 и декларации о соответствии РОСС US.ИМ41.Д05105 от 19.05.2015 (код ОКП 94 3790).
Спорные товары выпущены для внутреннего потребления с применением ставки НДС в размере 18%.
02.03.2018 Общество обратилось с заявлением о корректировке сведений на товары, отраженных в указанных ДТ N 10005022/050917/0067744 (товар 3), N 10005022/011117/0085388 (товар 3), N 10005022/250615/0032594 (товары 1-3), N 10005022/161215/0073115 (товар 1), N 10005022/200916/0061819 (товар 1), 10005022/050917/0067744 (товар 2), N 10005022/011117/0085388 (товар 2), N 10005022/250615/0032594 (товары 7-16), N 10005022/161215/0073115 (товар 3), с целью применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС и изменения кода ТН ВЭД, приложив корректировочные таможенные декларации.
Письмом от 18.05.2018 N 19-23/18149 таможня отказала во внесении изменений в декларации на товары, поскольку ввозимые отдельные элементы (составляющие) медицинской техники не могут рассматриваться как медицинская техника, зарегистрированная в установленном порядке.
Не согласившись с отказом таможенного органа во внесении изменений в декларации на товары в указанной части, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
Действующее таможенное законодательство, предусматривая инициирование внесения изменений на таможенном посту, не возлагает на декларанта обязанности добиться от таможенного поста положительного решения по обращению о внесении изменений в ДТ как единственного основания для возможного в дальнейшем обращения в таможню с заявлением о возврате платежей. При инициировании возврата таможенных платежей как частного случая внесения изменений в ДТ, такие изменения могут иметь место лишь в случае вынесения самой таможней решения о необходимости возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Представление в таможенный орган заявления о внесении изменений и корректировки декларации на товары в полной мере соответствует разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 18 о необходимости представления вместе с заявлением о возврате документов, свидетельствующих о факте излишней уплаты.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 12.05.2016 N 18 разъяснил, какие документы должны подтверждать факт излишней уплаты или взыскания при подаче заявления на возврат.
Такими документами являются документы, подтверждающие инициирование декларантом внесение изменений в декларацию на товары в части размера таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений".
На основании пункта 12 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок), внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения.
Как следует из пункта 13 Порядка, обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
Как установлено пунктом 14 Порядка, к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная корректировка деклараций на товары (далее - КДТ), ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия.
Подпунктами 8, 9 пункта 10 Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 предусмотрено, что сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих перерасчету, отражается в КДТ в графе 47 "Исчисление платежей" и в графе "В", в том числе с отражением общего размера исчисленных платежей, предыдущей суммы таможенных платежей и разницы начислений по всем товарам, сведения о которых указаны в ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
КДТ и ДТ прикладываются декларантом к заявлению в таможенный орган о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты, наряду с иными документами, предусмотренными частью 2 статьи 147 Федерального Закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Пунктом 2 Порядка регламентировано, что КДТ является неотъемлемой частью ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
Учитывая системное толкование вышеуказанных норм таможенного законодательства, именно форма КДТ является документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных платежей (представляется в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты).
Помимо КДТ к документам, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, относятся платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые, по мнению заявителя, позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом.
В соответствии с частью 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются.
Аналогичные правовые нормы содержит Налоговый кодекс Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
На основании пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В силу пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что Обществом в таможенный орган представлены заявление о возврате и надлежащие доказательства наличия права на освобождение от уплаты НДС и документы, свидетельствующие об уплате таможенных платежей в полном объеме.
В заявлении о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом указаны сведения и приложены все документы, указанные в части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, а также инициирована процедура внесения изменений в декларации на товары, указан перечень вносимых изменений.
Подпункт 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
При этом согласно тому же подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В силу пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Таможенного кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
В силу пункта 4 статьи 38 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий, Правила) предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
В соответствии с пунктом 2 Правил, государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Пунктом 9 Правил установлено, что в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия (далее - заявление о регистрации) указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
В пункте 56 Правил установлено, что в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
В соответствии с п. 3.2. раздела 3 ГОСТ 31508-2012 Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования "принадлежности: Предметы, самостоятельно не являющиеся медицинскими изделиями и по целевому назначению применяемые совместно с медицинскими изделиями либо в их составе для того, чтобы медицинское изделие могло быть использовано в соответствии с целевым назначением".
Таким образом, принадлежности к медицинскому изделию не регистрируются отдельно, так как не являются самостоятельным медицинским изделием. Действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на принадлежности, указанные в нем (письмо Минздрава России от 28 декабря 2016 г. N 01-63680/16).
Из материалов дела следует, что в качестве документов подтверждающих необходимость внесения изменений в декларации на товары ДТ N 10005022/050917/0067744 (товар 3), N 10005022/011117/0085388 (товар 3), N 10005022/250615/0032594 (товары 1-3), N 10005022/161215/0073115 (товар 1), N 10005022/200916/0061819 (товар 1), 10005022/050917/0067744 (товар 2), N 10005022/011117/0085388 (товар 2), N 10005022/250615/0032594 (товары 7-16), N 10005022/161215/0073115 (товар 3), представлены: регистрационные удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 27.11.2012 N ФСЗ 2012/13277 и декларации о соответствии РОСС US.ИМ41.Д05106 от 19.05.2015 (код ОКП 94 4470); регистрационные удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 12.07.2013 N РЗН 2013/539 и декларации о соответствии РОСС US.МП18.Д00892 от 14.04.2017 (код ОКП 94 6460); регистрационные удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 12.07.2013 N РЗН 2013/540 и декларации о соответствии РОСС US.ИМ41.Д05105 от 19.05.2015 (код ОКП 94 3790).
Согласно Примечанию 1 к Перечню N 1042 для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93.
Помимо товаров, реализация и ввоз которых на территории Российской Федерации, не подлежат обложению НДС, налоговым законодательством определены медицинские товары отечественного и зарубежного производства, налогообложение которых при ввозе и реализации производится по налоговой ставке 10%.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 и пунктом 5 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в том числе медицинских изделий, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 утвержден Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию (далее - Перечень N 688).
При этом для определения медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, в Перечне N 688 приведены коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС до уровня подсубпозиции, в том числе "Шприцы медицинские из 9018 31", которому, по мнению таможенного органа, соответствует товар "принадлежности к основным изделиям (инжекторам)", ввезенный обществом.
Согласно действующему с 13.10.2015 Перечню N 1042 к важнейшим и жизненно необходимым медицинским изделиям товары отнесены исходя из кодов в соответствии с ОКП, кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, а также кодов ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 14 раздела I указанного Перечня (в редакции на дату регистрации ДТ), не подлежат обложению НДС:
"устройства для замещения функций органов и систем организма 94 4400 (приборы и аппараты для электролечения низкочастотные; аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые; приборы и аппараты для воздействия ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами; эндоскопы для лечения; аппараты водолечебные и бальнеологические, механотерапевтические; приборы и аппараты радиотерапевтические, рентгенотерапевтические и ультразвуковые; аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности; аппараты вакуумно-нагнетательные, для вливания и ирригации; аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма; приборы и аппараты для лечения другие)", в том числе классифицируемые в товарной позиции 9018 ТН ВЭД.
В соответствии с примечанием 1 к Перечню, для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93.
Код ОКП товара 94 44 70 (классификационная группа 94 44 00) указан в регистрационном удостоверении и декларации о соответствии.
Согласно общероссийскому классификатору продукция, зарегистрированная по коду ОКП 94 6460, относится к изделиям медицинского назначения. Данный код ОКП указан в регистрационном удостоверении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 12.07.2013 N РЗН 2013/539 (изделия медицинские для введения ренгено- и магнитноконтрасных веществ к инжекторам автоматическим с принадлежностями) и декларации о соответствии РОСС US.МП18.Д00892 от 14.04.2017.
Согласно Перечню не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость инструменты колющие (код ОКП 94 3790), за исключением шприцев медицинских (код ОКП 94 3280). Данный код ОКП указан в регистрационном удостоверении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 12.07.2013 N РЗН 2013/540 и декларации о соответствии РОСС US.ИМ41.Д05105 от 19.05.2015 При этом включение спорного товара в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 года N 19, является основанием для освобождения спорного товара от уплаты налога на добавленную стоимость.
Кроме того, согласно части 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Следовательно, приоритетным является Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, и включающий товары, полностью освобождаемые от уплаты налога.
Таким образом, с учетом представленных регистрационных удостоверений, Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, в который по коду ОКП товар заявителя включен, общество вправе было применить льготу по уплате НДС в виде ввоза товара по ставке 0%.
Факт отнесения ввезенных изделий к составным частям Инжекторов автоматических для введения контрастного вещества, с принадлежностями (код ОКП 94 4470 Код ТН ВЭД 9018 90 840 9); Изделия медицинские для введения рентгено- и магнитноконтрастных веществ к инжекторам автоматическим с принадлежностями (код ОКЭП 94 6460 Код ТНВЭД 9018 39 000 0); наборы медицинские для введения рентгено- и магнитноконтрастных веществ к инжекторам автоматическим с принадлежностями (код ОКП 94 3790 Код ТН ВЭД 9018 840 9), подтверждается материалами дела.
Данные Коды ОКП ввезенных Обществом товаров указаны в регистрационных удостоверениях и декларациях о соответствии. Таможенным органом не представлено доказательств, опровергающих правильность данных кодов в отношении везенных изделий.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обществом представлены достаточные доказательства, подтверждающие право на предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС по товарам указанным в ДТ N 10005022/050917/0067744 (товар 3), N 10005022/011117/0085388 (товар 3), N 10005022/250615/0032594 (товары 1-3), N 10005022/161215/0073115 (товар 1), N 10005022/200916/0061819 (товар 1), 10005022/050917/0067744 (товар 2), N 10005022/011117/0085388 (товар 2), N 10005022/250615/0032594 (товары 7-16), N 10005022/161215/0073115 (товар 3).
Из положений статей 149, 150 Налогового кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 не следует, что льгота по уплате НДС предоставляется исключительно при ввозе завершенного и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении.
Таким образом, право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, при этом не имеет правового значения ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности.
Из текста регистрационного удостоверения не следует, что вытекающие из них права, льготы и преимущества могут быть реализованы исключительно в случае предоставления одновременно всех поименованных компонентов изделия в совокупности.
Право на освобождение от НДС может быть реализовано как путем получения самостоятельного регистрационного удостоверения на отдельные компоненты, так и путем получения регистрационного удостоверения на полнокомплектное изделие. Выбор способа реализации указанного права принадлежит заявителю.
Довод таможни относительного того, что в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10005022/250615/0032594 (товары 7-16), N 10005022/161215/0073115 (товар 3), N 10005022/200916/0061819 (товар 1), 10005022/050917/0067744 (товар 2), N 10005022/011117/0085388 (товар 2) код ТН ВЭД заявлен правильно, в связи с чем внесение изменений после выпуска товаров в сведения, заявленные в отношении указанных ДТ не представляется возможным, а как следствие отсутствуют основания для возврата денежных средств, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным.
В соответствии с Правилом 2 (а) ОПИ любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар (в рассматриваемом случае - инжектор) должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар (то есть инжектор) обладает основным свойством комплектного или завершенного товара.
В рассматриваемом случае под товаром понимаются инжекторы, а под наименованием товарной позиции имеются в виду принадлежности к этим инжекторам, перечисленные в регистрационном удостоверении и наборы медицинские для введения рентгено- и магнитноконтрастных веществ к инжекторам (РУ N РЗН 2013/540 от 12.07.2013 г.), то есть шприцы. При этом ссылка на инжектор имеется в самом наименовании медицинских наборов (шприцев) прямо в регистрационном удостоверении на эти наборы. Также в декларациях на товары во всех товарных позициях имеется ссылка на инжекторы, будь то "наборы" или принадлежности к инжекторам. При этом инжектор, представленный в некомплектном виде, обладает основным свойством комплектного товара, что соответствует вышеуказанному условию Правила 2 (а).
Названия разделов, групп и подгрупп в соответствии с Правилом 1 ОПИ приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.
В Пояснениях к ТН ВЭД ЕЭС (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 г. N 21) к Правилу 1 ОПИ сказано следующее:
"(II) Правило 1 поэтому начинается с оговорки, что эти наименования приводятся "только для удобства использования". Следовательно, они не имеют законной силы при классификации". Данное разъяснение применимо к наборам со шприцами, так как шприцы для инжекторов по наименованию не являются самостоятельным медицинским изделием, применяемым отдельно от самого инжектора. Данные шприцы для введения контрастных веществ являются неотъемлемой частью этой инъекционной системы устройств для введения контрастных веществ. Данные шприцы образуют целостность и взаимосвязь всех частей (элементов) этой системы: пульта управления, рабочей головы, шприцевого насоса, блока питания, стойки, также шприцевого держателя (адаптера) и многого другого. Принцип работы шприцев в инжекторах основан на автоматизированном, программируемом и регулируемом режиме работы, в том числе дистанционно (отслеживание процесса оператором с отдаленного места) при следующих задаваемых параметрах инъекции: скорость вливания (скорость потока), объем, сила давления (его предел), задержка инъекции, задержка сканирования, задержка фазы, предварительный нагрев.
Конструктивная особенность как шприцев, так и самих инжекторов предполагает только их совместное нераздельное использование, то есть использование таких шприцев отдельно от инжекторов и без них невозможно, как и работа инжекторов без указанных шприцев.
Например, аппарат Optistar Elite специально разработан для использования с оборудованием для МРТ. Аппарат состоит из пульта управления, ручного выключателя (пульт дистанционного управления, благодаря которому можно начинать и останавливать выполнение инъекции, находясь вне зоны МРТ), шприцевого насоса, специально сконструированного из материалов, которые не влияют на магнитные поля МР сканера и не поддаются их влиянию, вертикальной стойки (позволяет расположить шприцевый насос так, как удобно оператору и пациенту).
"(III) Вторая часть данного Правила, - говориться в Пояснении к Правилу 1 ОПИ, - говорит о том, что классификацию следует проводить: (a) исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и (б) если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо".
Там же: "(V) (б) ссылка на Правило 2 в выражении "в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5" означает, что:
(1) товары, представленные в некомплектном или незавершенном виде (например, велосипед без седла и шин), и (2) товары, представленные в несобранном или разобранном виде (например, несобранный или разобранный велосипед, все компоненты представляются вместе), компоненты которых могут классифицироваться или отдельно по принадлежащему им праву (например, шины, камеры), или как "части" этих товаров, должны классифицироваться как будто это товары в комплектном или завершенном виде при условии соблюдения положений Правила 2 (а) и при том, что текстами товарных позиций или примечаний не предусмотрено иное".
В рассматриваемо случае применимо Правило 2 ОПИ.
В Пояснениях к Правилу 2 (а) (Товары, представленные в некомплектном или незавершенном виде) сказано:
"(I) Первая часть Правила 2 (а) расширяет содержание любой товарной позиции (в нашем случае - инжектор), к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что в представленном виде это изделие обладает основным свойством комплектного или готового изделия".
Поэтому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10005022/250615/0032594 (товары 7-16), N 10005022/161215/0073115 (товар 3), N 10005022/200916/0061819 (товар 1), 10005022/050917/0067744 (товар 2), N 10005022/011117/0085388 (товар 2) подлежит применению код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 8409, со ставкой ввозной таможенной пошлины 0%.
При изложенных обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявленной обществом льготы по уплате НДС. Решение от 18.05.2018 N 19-23/18149 в части отказа в применении льготы по НДС и внесении изменений в гр.33 ДТ N 10005022/250615/0032594 (товары 7-16), N 10005022/161215/0073115 (товар 3), N 10005022/200916/0061819 (товар 1), 10005022/050917/0067744 (товар 2), N 10005022/011117/0085388 (товар 2) в части указания кода ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 8409, принято таможенным органом при отсутствии предусмотренных законом оснований и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем подлежит признанию незаконным и отмене.
Согласно п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" при квалификации таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне, зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, как следствие заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Следует отметить, что невозможность использования этих средств в своем обороте приносит Обществу убытки, что влечет нарушение его прав и законных интересов в области предпринимательской и иной экономической деятельности, что является для признания оспариваемого решения таможенного органа незаконным.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 по делу N А41-70481/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70481/2018
Истец: ЗАО "Санте Медикал Системс"
Ответчик: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21670/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21670/19
04.09.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14968/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-70481/18