город Омск |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А70-9041/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10313/2019) акционерного общества "Транснефть-Сибирь" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.07.2019 по делу N А70-9041/2019 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Транснефть-Сибирь" к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Кондинского отдела о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2019 N 06-124/2019 о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителя:
от акционерного общества "Транснефть-Сибирь" - Красовский Юрий Николаевич (по доверенности N 20-299 от 03.12.2018 сроком действия по 31.12.2019);
установил:
акционерное общество "Транснефть-Сибирь" (далее - заявитель, общество, АО "Транснефть-Сибирь") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Природнадзор Югры, административный орган, Служба) о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2019 N 06-124/2019 о привлечении к административной ответственности.
Решением по делу судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований общества было отказано в полном объеме.
При этом суд первой инстанции пришёл к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и соблюдении Службой процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о наличии в действиях заявителя события вменяемого правонарушения по причине того, что техника находилась вблизи нефтепровода "Сургут-Горький-Полоцк" и от места производства работ в границах полосы отвода нефтепровода, проводило работы по строительству мостового сооружения, лесной участок не занимало и не использовало. АО "Транснефть-Сибирь" настаивает на отсутствие события административного правонарушения, ссылаясь на то, что административным органом не доказан факт совершения правонарушения.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве Служба просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Природнадзор Югры, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Транснефть-Сибирь" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО "Транснефть-Сибирь" зарегистрировано в качестве юридического лица, местонахождение: г.Тюмень, ул. Республики, д. 139. Основным видом деятельности общества является транспортирование по трубопроводам нефти. Законный представитель - генеральный директор Бронников В.А.
24.01.2019 в 14-30 час. в ходе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в квартале 547 выделе 11 Болчаровского участкового лесничества, Кондинского территориального отдела - лесничества обнаружен участок лесного фонда, на котором произведено изъятие грунта (выемка) с помощью специальной техники (землеройной машины TATRA, гос. номер В149НМ72) плодородного слоя почвы, мха, лесной подстилки. Площадь самовольно занятого участка составила 0,022 га (220 кв.м.). Изъятый грунт используется для строительства мостового сооружения через реку Тургутка. Строительство мостового сооружения осуществляется АО "Транснефть-Сибирь". На участке работ по строительству мостового переезда присутствовали работники в спецодежде с наименованием организации АО "Транснефть-Сибирь" и находились транспортные средства.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте по итогам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах от 28.01.2019 N 06-009/2019 с приложенной фототаблицей и абрисом участка, использующегося с целью выполнения работ по геологическому изучению недр.
В последующем с целью полного, всестороннего и объективного рассмотрения факта нарушения требований природоохранного законодательства, на основании распоряжения Природнадзора Югры от 08.02.2019 N 06-042/2019 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлен факт самовольного использования участка лесного фонда с целью выполнения работ по геологическому изучению недр (выемки грунта) в квартале N 547 выделе N 11 Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества.
Согласно информации, предоставленной Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, спорный участок лесного фонда не передан для использования, договоров аренды на данный лесной участок не заключалось. Участок не относится к участкам недр местного значения, содержащих общераспространённые полезные ископаемые. Лицензии на пользование недрами не выдавалось.
Землеройная машина TATRA, гос. номер В149НМ72, с использованием которой осуществлялась выемка грунта, принадлежит АО "Транснефть-Сибирь".
Результаты проверки оформлены актом от 22.02.2019 N 06-042/2019.
В связи с изложенным государственным инспектором ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды, старшим инспектором Отдела Кротовым А.В. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 05.03.2019 N 06-124/2019 по статье 7.9 КоАП РФ - самовольное занятие лесных участков.
Рассмотрев названный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, старшим государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальником Отдела Матыгиной Л.А. вынесено оспариваемое постановление от 19.03.2019 N 06-124/2019, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
03.07.2019 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое АО "Транснефть-Сибирь" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, является совершение активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
В силу статей 71 - 74 ЛК РФ юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Под самовольным занятием лесного участка, применительно к статье 7.9 КоАП РФ, понимается его фактическое занятие при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства для использования лесного участка лесопользователь обязан оформить правоустанавливающие документы (договор аренды, проект освоения лесов, лесная декларация).
Решением суда первой инстанции, принятым по заявлению общества к Службе об оспаривании постановления от 19.03.2019 N 06-124/2019, наличие в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения и факт виновного совершения такого правонарушения признаны доказанными.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, находит выводы суда первой инстанции правильными и соответствующими материалам дела.
Податель апелляционной жалобы настаивает на отсутствие события административного правонарушения, полагает, что административным органом не доказан факт совершения правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, не может согласиться с указанными выше доводами подателя жалобы по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах инспектором Природнадзора Югры обнаружен участок лесного фонда на котором произведено изъятие грунта (выемка) с помощью специальной техники. Имеются следы повреждения плодородного слоя почвы, мха, лесной подстилки.
С использованием GPS-навигатора Garmin GPSmap60Cx зафиксированы координаты угловых точек обнаруженного участка:
-точка 1 - N 59°39'36.7"; Е 68°44'18.7",
-точка 2 - N 59°39,36.7"; Е 68°44' 18.3",
-точка 3 - N 59°39'36.5"; Е 68°44'17.6",
-точка 4 - N 59°39'36.2"; Е 68°44'17.5",
-точка 5 - N 59°39'36.1"; Е 68°44'18.2".
На спорном участке обнаружено транспортное средство, а именно землеройная машина TATRA, гос.номер В149НМ72, принадлежащая АО "Транснефть-Сибирь", что подтверждается фототаблицей к акту патрулирования в лесах от 28.01.2019 N 06-009/2018.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте по итогам проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах N 06-009/2019 от 28.01.2019, подтверждаются абрисом участка, картой-схемой лесонарушения, каталогом координат угловых (поворотных) точек, фотоматериалами. В ходе патрулирования нахождение на лесном участке третьих лиц не зафиксировано.
Таким образом, АО "Транснефть-Сибирь" самовольно заняло спорный участок лесного фонда с целью изъятия грунта без специальных разрешений, что образует в действиях общества событие административного правонарушения и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 7.9 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что АО "Транснефть-Сибирь" проводились работы по строительству мостового сооружения, а спорный участок не занимался и не использовался, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку, как следует из фотоматериалов, техника общества была обнаружена на месте выемки грунта вне каких-либо проезжих дорог, в связи с чем иная цель нахождения техники на данном лесном участке материалами дела не подтверждена.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалами дела доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия постановления о привлечении к административном ответственности от 19.03.2019 N 06-124/2019.
Учитывая характер совершенного правонарушения и иные указанные обстоятельства при назначении административного наказания по статье 7.9 КоАП РФ, назначенное обществу административное наказание в виде штрафа в минимальном размере - 200 000 руб., отвечает принципам разумности и справедливости, и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Наличие полномочий у административного органа на вынесение оспариваемого постановления, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности, соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается. Проверив соответствующие выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит их правильными и не усматривает оснований для их переоценки.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.07.2019 по делу N А70-9041/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9041/2019
Истец: АО "ТРАНСНЕФТЬ - СИБИРЬ", АО "Транснефть-Сибирь"
Ответчик: СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ