г. Челябинск |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А07-37269/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хоронеко М.Н.,
судей Бабкиной С.А., Сотниковой О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожевниковой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АН-Групп" на решение Арбитражного суда Республика Башкортостан от 26.04.2019 по делу N А07-37269/2018 (судья Салиева Л.В.).
В судебное заседание явился представитель:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан - Кулешов Д.В. (доверенность от 29.12.2018).
11.12.2018 от общества с ограниченной ответственностью "АН-Групп" (далее - ООО "АН-Групп", истец) в Арбитражный суд Республики Башкортостан поступило заявление к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее - ФНС России, уполномоченный орган, ответчик) о признании незаконным решения N 30086А от 18.07.2018 об отказе в государственной регистрации в отношении ООО "АН-Групп", об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, обязав Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан провести государственную регистрацию смены состава участников ООО "АН-Групп" с Грефенштейн Н.Н. на общество с ограниченной ответственностью "Техно-Альянс" (далее - ООО "Техно-Альянс").
Определением суда от 11.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Техно-Альянс" (т.1, л.д.96-97).
Решением Арбитражного суда Республика Башкортостан от 26.04.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "АН-Групп" обратилось с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение от 26.04.2019 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Согласно доводам жалобы, из содержания абзацев 4,5 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ следует, что негативные последствия в виде отказа в государственной регистрации смены участника общества предусмотрены в том случае, когда в ЕГРЮЛ содержатся сведения в отношении именно одного конкретного лица, которое подлежит включению в ЕГРЮЛ в качестве участника другого юридического лица, а не в фактах владения долями в юридических лицах цепочкой через несколько предприятий, когда третья организация, не участвующая в сделке, имеет отметку в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений. В настоящем случае документы поданы на государственную регистрацию сведений в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Ан-Групп", а не в отношении ООО "Сантехмонтаж - Стерлитамак". Сведений о недостоверности данных в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Техно-Альянс" не содержится. Расширительное толкование нормы закона, сделанное регистрирующим органом в обоснование отказа, является незаконным и необоснованным. Суд первой инстанции не привел мотивов, на основании которых он отклонил доводы истца о расширительном толковании закона ответчиком, распространении ограничительных норм на сторон гражданских правоотношений, в отношении которых в ЕГРЮЛ нет сведений о недостоверности данных. Грефенштейн Н.Н. утратила интерес к работе ООО "Ан-Групп", вследствие чего истец не может вести нормальную производственную деятельность. Решение о своей ликвидации ООО "АН-Групп" тоже не может принять, так как не является собственником самого себя. Поэтому ООО "АН-Групп" является заинтересованным лицом в смене своего собственника.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Отзыв уполномоченного органа на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела (статья 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтового отправления, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.07.2018 между Грефенштейн Н.Н. и ООО "Техно-Альянс" был заключен договор купли- продажи доли в уставном капитале общества, в соответствии с которым Грефенштейн Н.Н. продала ООО "Техно-Альянс" принадлежащую ей долю в
размере 100 % в уставном капитале ООО "АН-Групп".
18.07.2018 в регистрирующий орган было представлено заявление по форме N Р14001 в отношении ООО "АН-Групп", согласно которому в ЕГРЮЛ вносились сведения о переходе доли в уставном капитале ООО "АН-Групп" в размере 10 000 руб. (100 %), принадлежащей единственному участнику Грефенштейн Н.Н., к новому участнику - ООО "Техно-Альянс". Заявление было представлено в регистрирующий орган в электронной форме в соответствии с пунктом 14 статьи 21 нотариусом Щирской А.М.
18.07.2018 регистрирующим органом вынесено решение 30086А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ по следующим основаниям (т.1, л.д.14-15).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, ООО "Техно-Альянс" является учредителем с долей в уставном капитале в размере 100 % другого юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж-Стерлитамак" (ИНН 0268058396, ОГРН 1110268004000), в отношении которого 27.11.2017 внесена запись о недостоверности сведений о руководителе общества - Хрыкине А.Н. Три года с даты внесения записи (27.11.2017) о недостоверности сведений на момент предъявления заявления от 18.07.2018 (вх.N 30086А) не истекли.
Запись о недостоверности сведений о руководителе ООО "Сантехмонтаж-Стерлитамак" Хрыкине А.Н. в установленном законе порядке не оспорена.
В целях соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора данное решение было обжаловано заявителем в вышестоящий регистрирующий орган, по результатам рассмотрения жалобы Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан вынесло решение N 180/17- гр от 19.11.2018 об оставлении ее без удовлетворения (т.1, л.д.19-21).
Заявитель, не согласившись с принятым решением об отказе в государственной регистрации, обратился в суд с настоящим заявлением.
В суде первой инстанции уполномоченный орган возражал против удовлетворения заявления (отзыв, т.1, л.д.31-39, 110-113).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что регистрирующим органом правомерно принято решение об отказе в государственной регистрации. По мнению суда, ООО "Техно-Альянс" не может быть включено в качестве участника или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, пока не истекли три года с момента внесения соответствующей записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с внесением в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Статья 4 Федерального закона N 129-ФЗ устанавливает, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, помимо прочих, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (подпункт "л").
Согласно пункту 4 указанной статьи записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Случаи отказа в государственной регистрации предусмотрены статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ,
В соответствии с абз. 4, 5 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации юридических лиц допускается, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В ходе исполнения обязанности, установленной пунктом 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктами 4.2-4.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", инспекцией установлено, что ООО "Техно-Альянс" является учредителем с долей в уставном капитале в размере 100 % другого юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж-Стерлитамак", в отношении которого 27.11.2017 внесена запись о недостоверности сведений о руководителе общества - Хрыкине А.Н.
Наличие данных обстоятельств истцом не оспаривается, доказательства обратного в деле не имеется.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии предусмотренных подпунктами "а", "ф" пункта 1 статьи 23 Закона 129-ФЗ оснований для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 13.03.2018 N 582-О предусмотренная абзацем вторым подпункта "ф пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дополнительная гарантия обеспечения достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, не может рассматриваться как чрезмерное, непропорциональное и несовместимое с конституционно значимыми ценностями ограничение конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает только лишь недобросовестных лиц, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, и устанавливается на определенный срок.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона N 129-ФЗ, Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба, как регистрирующий орган, наделена полномочиями по проверке соблюдения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, а также достоверности, полноты и своевременности представления сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ соблюдения юридическим лицом о государственной регистрации юридических лиц, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
В рассматриваемом случае следует учитывать, что учредителями ООО "Техно-Альянс" являются ООО "Альтернатива" (ОГРН1120268000841) и ООО "Спецавтотранс" (ОГРН 1110268004571), у данных обществ руководителем является Хрыкин А.Н., соответственно, решение о приобретении доли принималось через Хрыкина А.Н., которому было назначено наказание в виде дисквалификации.
Поскольку данные, внесенные в ЕГРЮЛ, должны быть достоверны, и не должны вводить в заблуждение участников гражданского оборота относительно намерения конкретного юридического лица осуществлять хозяйственную деятельность, решение уполномоченного органа N 30086А от 18.07.2018 об отказе в государственной регистрации в отношении ООО "АН-Групп" следует признать законным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подателю апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
Ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы с общества с ограниченной ответственностью "АН-Групп" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республика Башкортостан от 26.04.2019 по делу N А07-37269/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АН-Групп" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АН-Групп" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Н. Хоронеко |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-37269/2018
Истец: ООО "АН-ГРУПП"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 39 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, МИФНС N 39 по РБ
Третье лицо: ООО "ТЕХНО-АЛЬЯНС"