город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2019 г. |
дело N А32-44492/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., при участии:
от истца: представитель Петрий Н.Г., доверенность от 10.08.2018;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
администрации муниципального образования города Сочи и Департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2019 по делу N А32-44492/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Лазаревская промтоварная база" (ИНН 2318008573, ОГРН 1022302793402) к администрации муниципального образования города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) при участии третьего лица: Департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, принятое в составе судьи Боровика А.М.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лазаревская промтоварная база" (далее - истец, ООО "ЛПБ", общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования города Сочи (далее - ответчик, администрация) о взыскании суммы неосновательного обогащения за период с 24.06.2015 по 25.10.2018 в размере 5 343 729,07 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.06.2015 по 25.10.2018 в размере 563 620,17 руб.
Заявленные требования мотивированы завышением размера арендной платы арендодателем.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2019 с Администрации муниципального образования города Сочи в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лазаревская промтоварная база" взыскано неосновательное обогащение за период с 26.09.2015 по 25.10.2018 в размере 5 134 803,84 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 12.10.2015 по 25.10.2018 в размере 563 620,17 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 50 679 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Лазаревская промтоварная база" отказано. В остальной части судебные расходы отнесены на истца.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования города Сочи и Департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили отменить решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований ООО "Лазаревская промтоварная база", принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявителями приведены следующие доводы. Предоставляя обществу "Лазаревская промтоварная база" в аренду земельный участок истец согласился в том числе с существенными условиями данного договора в виде размера арендной платы.
В отзыве на апелляционную жалобу общество "Лазаревская промтоварная база" просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу администрации муниципального образования города Сочи - без удовлетворения. Как следует из отзыва, со стороны администрации имеется попытка получения двух видов платежей (налог и арендная плата) за один и тот же участок в период с 24.06.2015 по 01.01.2015, так как договор аренды N 4900009983 от 25.06.2015 прошел государственную регистрацию 31.08.2015. Ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, так как исковое заявление подано в суд 26.10.2018 с учетом необходимости соблюдения обязательного претензионного порядка, срок исковой давности надлежит исчислять с 26.09.2015. Необходимо учитывать, что первая оплата по договору аренды со стороны общества совершена по платежным поручениям N 132 от 12.10.2015 на сумму 41 355,64 руб. и N 133 от 12.10.2015 на сумму 543 530,95 руб., что находится в пределах техгодичного срока исковой давности. Общая сумма платежей с 12.10.2015 по 25.10.2018 по договору аренды равна 7 670 239,94 руб., что подтверждено платежными поручениями, предоставленными обществом. Суд первой инстанции провел проверку суммы процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.09.2015 по 25.10.2018, которая составила 686 839,01 руб., обществом к взысканию заявлены проценты за пользование чужими денежными средствами с 24.06.2015 по 25.10.2018 в размере 563 620,17 руб.
В судебное заседание ответчик, третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 25.06.2015 между муниципальным образованием город - курорт Сочи и ООО "Лазаревская промтоварная база" заключен договор аренды N 4900009983 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 05.11.2014 N 880834, регистрационная запись N 23-23-46/057/2014-354.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН сделана соответствующая запись от 31.08.2015 N 23-23/050-23/046/801/2015-8639/2.
В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок площадью 8 027 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0109028:156, расположенный по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Калараш, 151, с видом разрешенного использования - "для размещения и эксплуатации зданий базы", в территориальной зоне - "П1", категория земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2.1 договор аренды заключен сроком до 24.06.2064.
Согласно пункту 3.1 договора аренды от 25.06.2015 N 4900009983 внесение арендной платы в бюджет осуществляется по договору отдельным платежным документом за каждый квартал до истечения десятого числа последнего месяца квартала, отдельно по арендной плате и отдельно по пене. Оплата за 4 квартал производится до 10 ноября текущего года.
На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109028:156 расположены строения, принадлежащие на праве собственности ООО "ЛПБ" - 23:49:0109028:3629, здание - промбаза, лит. А, общая площадь 6 247,1 кв.м, о чем в ЕГРН сделана регистрационная запись от 16.04.2003 N 23-01.46-6.2003-117.
В обоснование исковых требований истец указывает, что имеет право на арендную плату за период до 12.08.2017 в размере, не превышающем двойного размера земельного налога, а с 12.08.2017 - в размере, не превышающем размер земельного налога, ввиду того, что земельный участок ограничен в обороте, согласно государственному акту предоставлен обществу для эксплуатации здания базы, полагает, что за период с 24.06.2015 по 25.10.2018 арендная плата была уплачена в большем размере, ввиду чего на стороне администрации возникло неосновательное обогащение.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе и вследствие неосновательного обогащения (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В пункте 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из смысла данной правовой нормы следует, что для взыскания неосновательного обогащения необходимо доказать факт получения или сбережения ответчиком имущества или денежных средств без установленных законом или иными правовыми актами или сделкой оснований и его размер.
В соответствии с положениями статьи 36 Конституции Российской Федерации использование земли на территории Российской Федерации является платным.
Статьей 1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесена платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно положениям пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Учитывая, что в силу выше приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации плата за использование публичных земель является регулируемой, сумма неосновательного обогащения и арендная плата подлежит определению по формуле, устанавливаемой в нормативноправовом акте соответствующего публичного образования (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2015 N 306-ЭС15-3428 по делу N А12-11992/2013).
Истцом заявлено требование о взыскании суммы неосновательного обогащения за период с 24.06.2015 по 25.10.2018 в размере 5 343 729,07 руб.
Суд первой инстанции по ходатайству ответчика применил положения о сроке исковой давности по требованиям, возникшим до 26.09.2015.
Таким образом, рассмотрению подлежал период с 26.09.2015 по 25.10.2018.
Как установлено судом, размер арендной платы по договору аренды от 25.06.2015 N 4900009983 рассчитывался в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Применение ставки арендной платы 2% в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:156 суд посчитал неправомерным, обоснованно руководствуясь следующим.
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 142-ФЗ) в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 1,5% от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О правилах определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края".
Так, в соответствии с п. 3.4.1 вышеуказанного постановления арендная плата также рассчитывается в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельного участка, ограниченного в обороте, право аренды на который переоформлено с права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В деле представлен государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, также согласно которому товариществу с ограниченной ответственностью "Лазаревская промбаза" постановлением от 29.09.1995 N 808 Главы администрации города Сочи предоставляется 0,80 гектаров земли для размещения и эксплуатации зданий базы. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.11.2014 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:156, площадью 8 027 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Калараш, 151 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ООО "Лазаревская промтоварная база", документов основанием является государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 18.12.1995 серия КК-2 N 426001405.
Принимая во внимание, что право аренды на земельный участок было переоформлено с права постоянного (бессрочного) пользования, а также то, что земельный участок ограничен в обороте, подлежит применению ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 9 постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 при переоформлении в установленном порядке права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды размер арендной платы не может превышать более чем в два раза размер земельного налога.
Земельный налог является местным (ст. 15 НК РФ) и устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами о налоге представительных органов городских и сельских поселений, городских округов, обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (ст.ст. 12 и 387 НК РФ).
Решением Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город - курорт Сочи" налоговые ставки устанавливаются в размере 0,5 процента в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения учебно-производственных зданий (корпусов), производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 11 в ред. решения Городского Собрания Сочи от 01.12.2011 N 197).
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, предельное значение ставки арендной платы за использование спорного земельного участка составляет 1% от его кадастровой стоимости, что соответствует постановлению N 121 и не превышает значения ставки арендной платы для земельных участков, ограниченных в обороте, право аренды на которые переоформлено с права постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ - годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте).
Применение ставки арендной платы в размере 1% от кадастровой стоимости земельного участка соответствует содержанию представленных в дело доказательств, правилам п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ и абз. 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" о недопустимости ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Спорный земельный к указанным в пп. "а" - "в" п. 3 и п. 5 Постановления N 582 земельным участкам не относится.
В соответствии с пунктом 6.3 арендная плата в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, устанавливается в размере, равном земельному налогу, установленному в отношении предназначенного для использования в сходных целях и занимаемого зданиями, сооружениями земельного участка, для которого указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, за исключением случаев, указанных в пп. 3.1, 3.3.2, 3.3.4, 4.2, 7.2 порядка, а также за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства (п. 6.3 введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2018 N 118; в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.12.2018 N 804)
Спорный участок к указанным в пп. 3.1, 3.3.2, 3.3.4, 4.2, 7.2 порядка не относится.
С учетом вышеизложенных обстоятельств размер арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:156 с 12.08.2017 должен определяться в размере 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Расчет арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:156 регулировался:
- до 12.08.2017 принципом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, согласно которому не допускается ухудшение экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
- с 12.08.2017 принципом, внесенным в Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, постановлением от 05.05.2017 N 531, согласно которого публичному собственнику необходимо учитывать наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
С учетом положений Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" судом верно определена кадастровая стоимость земельного участка:
- в период с 01.01.2012 по 03.02.2017 в размере 107 820 028,59 руб., - на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756;
- с 03.02.2017 в размере 87 208 458,53 руб., на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640.
Согласно выписке из ЕГРН от 21.08.2018 N 23/ИСХ/18-1608479 датой внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН в размере 87 208 458,53 руб. является 03.02.2017, с 01.01.2018 в размере 61 069 416 руб. на основании решения Краснодарского краевого суда, имеющего преюдициальное значение для настоящего спора, от 23.01.2019 по делу N3а-57/2019.
С учетом изложенного несостоятельна ссылка апеллянта на положения о свободе договора, поскольку в данном случае вопрос порядка и условий исчисления арендной платы подлежит нормативному регулированию и не может быть разрешен по усмотрению сторон, иной подход основан на неверном толковании норм материального права.
Судебная коллегия также отмечает, что со стороны администрации имеется попытка получения двух видов платежей (налог и арендная плата) за один и тот же участок в период с 24.06.2015 по 01.01.2015, так как договор аренды N 4900009983 от 25.06.2015 прошел государственную регистрацию 31.08.2015.
Общая сумма платежей с 12.10.2015 по 25.10.2018 внесенных ООО "Лазаревская промтоварная база" по договору аренды равна 7 670 239,94 руб., истцом заявлено к взысканию 5 343 729,07 руб.
С учетом заявления ответчика о сроке исковой давности и внесения первого платежа, судом обоснованно частично удовлетворены исковые требования в размере 5 134 803,84 руб., в удовлетворении взыскания остальной части суммы неосновательного обогащения отказано по основанию пропуска истцом срока исковой давности.
К числу заявленных исковых требований также относится требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.06.2015 по 25.10.2018 в размере 563 620,17 руб.
В силу п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
В соответствии с п. 1 ст. 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию. Срок исковой давности в данном случае не влияет на расчет процентов по ст. 395 ГК РФ, так как первый платеж внесен истцом 12.10.2015, взысканию подлежит сумма в полном объеме.
Представленный истцом расчет судом проверен и признан верным, с администрации муниципального образования города Сочи в пользу ООО "Лазаревская промтоварная база" подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 12.10.2015 по 25.10.2018 в размере 563 620,17 руб.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2019 по делу N А32-44492/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44492/2018
Истец: ООО "Лазаревская промтоварная база", ООО "ЛПБ"
Ответчик: Администрация города Сочи, Администрация МО г.Сочи, Департамент по финансам и бюджету администрации города Сочи
Третье лицо: Департамент по финансам и бюджету администрации города Сочи
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10568/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10568/19
06.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12891/19
22.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44492/18