город Томск |
|
6 сентября 2019 г. |
Дело N А03-20427/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А. рассмотрел апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (N 07АП-6964/2019) на решение от 29.05.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20427/2018 (судья Синцова В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лесное промышленно-экспортное предприятие" (659308, Алтайский край, г. Бийск, ул. Пригородная, д. 85, ИНН 2204029481, ОГРН 1072204001264) к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Крупской, д.97д, ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623) о признании недействительным решения N45 от 24.09.2018 в части уплаты пени в сумме 23 228,47 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лесное промышленно-экспортное предприятие" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 24.09.2018 N 45 в части расчета и уплаты пени в размере 23228,47 руб. (с учетом утончений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением от 29.05.2019 Арбитражного суда Алтайского края заявленное Обществом требование удовлетворено, решение Фонда N 45 от 24.09.2018 в части начисления пени в сумме 23 228,47 руб. признано незаконным.
Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ссылается на то, что поскольку по состоянию на 01.01.2015 сумма недоимки в размере 454 692,45 руб. не была оплачена страхователем, в соответствии со статьей 26.11 Закона N 125-ФЗ на нее были начислены пени в сумме 24488,06 руб.; сумма пени в размере 24 488, 06 руб. образовалась за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, выявлена в ходе проверки, проходившей с 02.07.2018 по 19.07.2018 за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, то есть в проверяемый период, который не захватывает проверку, проведенную за 2012-2014 годы.; начисленные пени в размере 24 488,06 руб. не противоречат Закону N 125-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Поступивший 03.09.2019, после судебного заседания отзыв Общества на апелляционную жалобу судом апелляционной инстанции во внимание не принимается.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, в августе 2018 года Филиалом N 6 Фонда проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам выездной проверки Фондом составлен акт от 31.08.2018 N 147 н/с, вынесено решение от 24.09.2018 N 45 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно решению Фондом установлено, что по результатам предыдущей выездной проверки Общества, проведенной с 18.05.2015 по 25.05.2015 за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 17.08.2016 N 127. В результате дополнительно начислено страховых взносов в сумме 454 692,45 руб. Эта же сумма была отражена в таблице расчета пени по предыдущей проверке и являлась остатком задолженности страхователя на конец проверяемого периода - 31.12.2014. Указанная сумма страхователем была оплачена платежным поручением N 8 от 24.08.2015.
С учетом положений пункта 7 статьи 26.16 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) о том, что в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки, Фондом в оспариваемом решении сделан вывод о том, что поскольку на начало проверяемого периода - 01.01.2015 доначисленные по предыдущей проверке страховые взносы в сумме 454692,45 руб. страхователем оплачены не были, в силу статьи 26.11 Закона N 125-ФЗ данная сумма подлежит учету при начислении пени в таблице результатов проверки за период 2015-2016 годов. Размер указанной пени за период с 01.01.2015 по 24.08.2015 (дату фактической уплаты) составил 23 228,47 руб. и начислен Обществу к уплате по состоянию на 31.12.2017.
Не согласившись с решением Фонда в части исчисления и предъявления к оплате пени в размере 23 228, 47 руб., заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона N 125-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Так, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 указанного Закона страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Определение расчетного и отчетного периодов по страховым взносам, определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений, исчисление и уплата страховых взносов страхователями, внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 22 Закона).
Статьей 22 Закона N 125-ФЗ за несвоевременную уплату страховых взносов предусмотрено начисление пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в период просрочки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Территориальный орган ФСС РФ вправе проводить камеральную и выездную проверки страхователя.
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением страхователем законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на травматизм страховщику, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения (статья 26.14 Закона N 125-ФЗ).
Предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения (пункт 6 статьи 26.16 Закона N 125-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.16 Закона N 125-ФЗ, в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Выездная проверка страхователя проводится территориальным органом страховщика не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок страхователя не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, указанных в пункте 3 настоящей статьи (пункт 8 статьи 26.16 Закона N 125-ФЗ).
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки страхователя Фондом за период 2012-2015 годов вынесено решение N 127 от 17.08.2015, которым установлен ряд нарушений Обществом законодательства о страховых взносах, дополнительно начислено страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 454 692, 45 руб. На указанную недоимку начислены пени в размере 59269, 95 руб. по состоянию на 31.12.2014. Платежным поручением от 24.08.2014, в установленный законодательством 10-ти дневный срок добровольной уплаты недоимки, Общество погасило недоимку по страховым взносам 454 692, 45 руб.
Пунктами 1 и 13 статьи 26.1 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, а также пеней, производится взыскание недоимки и пени по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 26.6 Закона N 125-ФЗ до принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 26.9 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение страхователя о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов (пункт 1 статьи 26.9 Закона N 125-ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования страхователем, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос (пункт 4 статьи 26.9 Закона N 125-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 26.9 Закона N 125-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется страхователю территориальным органом страховщика в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.
В пункте 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты, а в случае представления расчета по начисленным и уплаченным налогам (страховым взносам) с нарушением установленных сроков - следующий день после его представления.
Как отмечалось выше, согласно пункту 7 статьи 26.11 Закона N 125-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, из приведенных норм Закона N 125-ФЗ следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного расчетного (отчетного) периода, направляется территориальным органом Фонда социального страхования не позднее трех месяцев с момента уплаты плательщиком страховых взносов всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями, - с момента уплаты последней ее части).
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной (применительно к налогам, сборам и страховым взносам) в пункте 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57.
Статьей 26.6 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (пункт 5).
Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных пунктами 5 и 7 настоящей статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит (пункт 8). В случае пропуска сроков, установленных пунктами 5 и 7 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, территориальный орган страховщика может обратиться в суд с заявлением о взыскании со страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов (пункт 9).
Заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 10).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57, пропуск совокупного срока для взыскания задолженности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании соответствующей задолженности.
Судом установлено, что требование об уплате недоимки Фондом в адрес Общества не выставлялось в связи с исполнением решения от 17.08.2015 и погашением долга.
Проведя в 2018 году очередную выездную проверку в рамках сроков, определенных статьей 26.16 Закона N 125-ФЗ за период 2015-2016 годов, Фондом выявлен и зафиксирован в акте от 31.08.2018 факт погашения Обществом 24.08.2018 выявленной предыдущей выездной проверкой недоимки, за период, не вошедший в ранее проверяемый (2012-2014 годы), доначислена пеня фактически с 01.01.2015 по 24.08.2015, вошедшая в период начисления, указанный в оспариваемом решении - с 01.01.2015 по 31.12.2017.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, Фондом при вынесении оспариваемого решения не учтены положения пункта 8 статьи 26.6 Закона N 125-ФЗ, согласно которым решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных пунктами 5 и 7 настоящей статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Вышеизложенное свидетельствует о пропуске Фондом срока для начисления и взыскания пени оспариваемым решением, принятым 24.09.2018 на недоимку, уплаченную Обществом 24.08.2015.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и положения норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Таким образом, удовлетворив требование Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения доводов жалобы не имеется.
Фонд социального страхования в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина с лиц, участвующих в деле, не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.05.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20427/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20427/2018
Истец: ООО "Лесное промышленно-экспортное предприятие"
Ответчик: ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N 6
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6405/19
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6405/19
06.09.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6964/19
29.05.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-20427/18