город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2019 г. |
дело N А53-8971/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.,
при участии:
от истца - представители Синякова Н.В. и Николов Е.В. по доверенности, паспорт;
от ответчика - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 09.07.2019 по делу N А53-8971/2019 по иску АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" к ответчику - ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности принятое в составе судьи Тер-Акопяна О.С.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 19 977 017,20 руб. задолженности по договору N 984 от 11.12.2017 за сброс загрязняющих веществ в системы канализаций с превышением допустимых концентраций, в том числе, за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ; задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период: октябрь - декабрь 2018 года.
Решением суда от 09.07.2019 с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) пользу Акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (ИНН 6102007550, ОГРН 1026100664006) взыскано 19 977 017,20 руб. задолженности за сброс загрязняющих веществ в системы канализаций с превышением допустимых концентраций, в том числе, за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период: октябрь - декабрь 2018 года, 122 885 руб. - судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что 11.10.2018 г. организацией ВКХ (МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрога) был произведен отбор сточных вод из контрольных колодцев по адресам объектов, находящихся в ведении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, согласно актам N 203-205. В результате проведенных исследований было обнаружено превышение ДК веществ, сброшенных в канализационную систему. При этом в соответствии с п. 1.1 договора обязанность по очистке сточных вод лежит на истце. Следовательно, лицом, ответственным за сброс в водный объект сточных вод с превышением ДК, является АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой". В связи с чем, требование о взыскании задолженности в этой части не подлежит удовлетворению.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.12.2017 между АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (ПМК) и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (абонент) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N984, согласно которому ПМК, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом.
ПМК обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать, в соответствии с настоящим контрактом, режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении, водопроводных и канализационных сетей и исправность, используемых им, приборов учета (п. 1.1).
Место исполнения обязательств по контракту являются объекты, расположенные по адресу:
- Ростовская область, Аксайский район, поселок Степной, улица Звездная, 1, В/Г 8;
- Ростовская область, город Аксай, улица Садовая, 22, в/г N 4;
- Ростовская область, Аксайский район, поселок Рассвет, улица Дорожная, 3, В/Г 5 (п. 1.3).
Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2018 (п. 2.1).
Цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта с 01.01.2018 по 31.12.2018 (п. 3.1).
В соответствии с п. 3.2 контракта, расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и сброшенные сточные воды в объеме потребленной холодной воды и сброшенных сточных вод до двадцать пятого числа месяца, следующего за расчетном месяцем без предоплаты, на основании полного пакета документов, выставляемых к оплате МПК в срок не позднее третьего числа, следующего за расчетным. Оплата производиться с учетом НДС 18%. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета абонента.
Согласно пункту 3.7 контракта, размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 4.3.5 контракта, абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Ссылаясь на подпункты "ж" и "п" статьи 35 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением РФ N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила 644), пункт 22 Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области", согласованную Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу Программу контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента, результаты испытаний (измерений) проб воды, выполненные ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" (протоколы от 04.05.2018 N 333, N 334 и N 335), истец предъявил ответчику счет за период: октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в общей сумме - 19 977 017,20 руб. за сброс загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Согласно материалам дела, ответчик счет за сброс загрязняющих веществ за период: октябрь - декабрь 2018 года не оплатил, нарушив договорные обязательства, в результате чего образовалась задолженность в размере 19 977 017,20 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 11.02.2019 N 286 с требованием оплаты задолженности, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подп. "ж" пункта 35 Правил N 644, абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 Правил.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период от момента обнаружения превышения требований, установленных в пункте 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев.
Таким образом, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной систему водоотведения является квартал.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктом 22 Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" предусмотрено право организаций ВКХ за нарушение абонентами договорных обязательств, предусмотренных пунктами 9 и 20 настоящего Порядка, применять к абонентам меры экономического воздействия.
В качестве меры экономического воздействия к абонентам организациями ВКХ применяется плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения и ВУП загрязняющих веществ.
Таким образом, нормами законодательства предусмотрена обязанность ответчика производить дополнительную оплату за нарушение норм допустимых концентраций вредных веществ и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525).
Согласно пункту 2 Правил N 525, при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанными абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод (пункт 3 Правил N 525).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
Нормативны допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в Постановлении Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08..2017 N 612. Нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых Абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая, определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Загрязняющие вещества, которые не были утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Как видно из материалов дела, 11.10.2018 МУП "Управление "Водоканал" г.Таганрог (договор N 39/СВ от 01.05.2017) произведен отбор сточной воды из контрольных колодцев (Акты N 204, N 205, N 203).
По результатам исследований установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ХПК, СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ), сульфиды, БПК 5, азота общего), о чем свидетельствует выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод и протоколы испытаний (измерений) проб воды N 271-СВА от 18.10.2018, N 274-СВА от 18.10.2018, N 273-СВА от 18.10.1028).
В связи с выявленным превышением количества загрязняющих веществ в сточных водах ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" произвело начисление платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ с превышением допустимой концентрации за период: октябрь - декабрь 2018 в общем размере 19 977 017,20 руб.
Размер платы абонента, в связи с нарушением абонентом нормативов по составу сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области".
В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области", ответчик отнесен к числу Абонентов, указанных в пункте 22.4, к которым применяется пятикратный тариф на услуги по водоотведению за сброс загрязняющих веществ. Плата за сброс абонентами веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации всех видов загрязняющих веществ, рассчитывается как произведение пятикратного тарифа на услуги по водоотведению и фактического объема сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, зафиксированный абонентским отделом.
На основании пункта 24 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области, общая величина платы, взимается организациями ВКХ в соответствии с пунктом 22 указанного Порядка в каждом расчетном периоде, ограничивается семикратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на объем фактически сброшенных Абонентом сточных вод в расчетном периоде.
В соответствии с пунктом 6 Правил осуществления контроля и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением РФ N 525 от 21.06.2013, отбор сточных вод осуществляется 1 раз в квартал.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт сброса ответчиком загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе запрещенные к сбросу загрязняющие вещества в систему канализации города Аксая. Возражений по протоколам измерения ответчиком не заявлены.
Представленный истцом расчет платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ судом проверен, признан арифметически и методологически произведенный верным.
Поскольку ответчиком, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств оплаты, исковые требования о взыскании задолженности за период: октябрь - декабрь 2018 в размере 19 977 017,20 руб. правомерно удовлетворены судом.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ответственным за сброс в водный объект сточных вод с превышением ДК является АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой", подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку противоречат условиям договора, согласно п. 1.1 которого именно абонент - ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать, в соответствии с настоящим контрактом, режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении, водопроводных и канализационных сетей и исправность, используемых им, приборов учета.
Таким образом, в соответствие с пунктом 4.3.5 контракта, абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Учитывая изложенное, поскольку материалами дела подтверждается факт сброса ответчиком загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций при этом, каких-либо возражений по протоколам отбора проб, мест отбора ответчиком не было заявлено, апелляционная жалоба ответчика подлежит отклонению.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2019 по делу N А53-8971/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8971/2019
Истец: АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ