г. Москва |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А40-36831/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
Судей: Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело
по иску АО "Мосводоканал"
к Аллеанза Криэйшенс Лимитед
о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,
при участии в судебном заседании: от истца: Чумиков В.В. по доверенности от 31.12.2018 N (30)01.08-35/19, от ответчика: Козырев Д.Е. по доверенности от 09.07.2018 б/н,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосводоканал" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Аллеанза Криэйшенс Лимитед о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 2 524 187 руб. 46 коп.
Решением суда от 26.03.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
При исследовании материалов дела апелляционным судом установлено, что отсутствуют доказательства надлежащего извещения ответчика о принятии искового заявления АО "Мосводоканал" к производству Арбитражного суда г.Москвы.
Как следует из материалов дела (т.1, л.д.57, 72, 74) копия определения направлялась судом в адрес филиала ответчика в Российской Федерации.
Согласно п.п.2, 3 ст.54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст.165.1 Гражданского кодекса РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Также в соответствии с п.3 ст.54 Гражданского кодекса РФ при наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
Согласно выписке с официального сайта Почты России органом связи предпринята неудачная попытка вручения отправления, которое возвращено отправителю за истечением срока хранения.
Между тем в адрес самого ответчика, являющегося иностранным юридическим лицом, судебное извещение не направлялось.
Поскольку согласно представленным в дело документам судебное извещение в адрес представителя ответчика доставленным считаться не может, а сам ответчик, зарегистрированный в Республике Кипр, судом не извещался, извещение не может быть признано надлежащим по смыслу ст.ст.121 - 123 АПК РФ.
В связи с изложенным суд 02.07.2019 определил перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ, для рассмотрения дела в суде первой инстанции в порядке п.29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", ч.6.1 ст. 268 АПК РФ.
Учитывая изложенное, судом усматриваются основания, предусмотренные п.2 ч.4 ст.270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.
Истец поддерживает доводы искового заявления, просит взыскать с ответчика в свою пользу 2 524 187 руб. 46 коп.
Ответчик возражает против иска.
Суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор от 09.10.2007 N 306560 на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию.
В целях осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему канализации 16.07.2018 произведен отбор проб сточных вод на анализ из канализационных выпусков ответчика.
По факту отбора проб сточных вод составлен акт отбора проб сточных вод N 306560-1 от 16.07.2018 подписанный сторонами.
Отобранные пробы сточных вод были направлены истцом для анализа в аккредитованную лабораторию ЗАО "РОСА".
ЗАО "РОСА" указанным в законодательстве требованиям соответствует, сведения об аккредитации содержатся на сайте Федеральной службы по аккредитации (http://fsa.gov.ru/) и на сайте ЗАО "РОСА" по адресу: http://www.rossalab.ru/about/.
Результаты исследования пробы от 16.07.2018 (отражены в протоколе исследования ЗАО "РОСА" N 157826 от 24.07.2018, номер был присвоен пробе сточных вод ответчика при приеме в лабораторию), показали содержание в сточных водах ответчика превышения загрязняющих веществ: азота, БПК 5, ХПК, фосфора и взвешенных веществ, что является основанием для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Федеральным законом N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.10 ст.7 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, а именно: регулирующими отношения между организацией ВКХ и абонентами Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
В соответствии с п.114 Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Согласно п.118 Правил, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованные системы водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечают требованиям, установленным п.п.113, 114 Правил, абонент обязан компенсировать АО "Мосводоканал" расходы, связанные с негативным воздействием.
На основании выявленных нарушений АО "Мосводоканал" произвело расчет платы за негативное воздействие на работу системы водоотведения в размере 2 524 187 руб. 46 коп.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 4 и ч.1 ст.30 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" процедура отбора проб и порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения "Правилами холодного водоснабжения и водоотведения", утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 и "Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525.
16.07.2018 истцом в соответствии с Правилами N 525 произведен отбор проб сточных вод на анализ из канализационного колодца на сети водоотведения ответчика.
В соответствии с п.27 Правил N 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб истцом составлен в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод N 306560-1 от 16.07.2018 по форме, утвержденной в Приложении N 2 к Правилам N 525.
В силу п.28 Правил N 525 при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
Акт отбора проб был подписан представителем ответчика без возражений. Замечания и дополнения в акт также не вносились ответчиком.
В соответствии с ч.5 ст.30 Закона N 416-ФЗ анализ отобранных проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Отобранные пробы сточных вод были направлены истцом для анализа в аккредитованную лабораторию ЗАО "РОСА".
ЗАО "РОСА" указанным в законодательстве требованиям соответствует, сведения об аккредитации содержатся на сайте Федеральной службы по аккредитации (http://fsa.gov.ru/) и на сайте ЗАО "РОСА" по адресу: http://www.rossalab.ru/about/.
Результаты исследования пробы от 16.07.2018 (отражены в протоколе исследования ЗАО "РОСА" N 157826 от 24.07.2018, номер был присвоен пробе сточных вод Ответчика при приеме в лабораторию), показали содержание в сточных водах ответчика превышения загрязняющих веществ: азота, БПК 5, ХПК, фосфора и взвешенных веществ, что является основанием для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п.41 Правил N 525 организация, осуществляющая водоотведение, получив результаты анализов сточных вод, обязана направить абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов.
Истцом после получения от ЗАО "РОСА" результатов анализов сточных вод ответчика, направлено в адрес ответчика уведомление N (51.6)01.09и-2009/18 от 26.07.2018 с выпиской из журнала контроля состава и свойств сточных вод.
В соответствии с п.38 Правил N 525 результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Соответственно, Протоколом исследования пробы N 157826 от 24.07.2018 подтвержден факт сброса в городскую канализацию ответчиком загрязняющих веществ: азота, БПК 5, ХПК, фосфора и взвешенных веществ свыше норматива, указанного в приложении N 5 к Правилам N 644.
В силу п.38 Правил N 525 Протокол исследования пробы N157826 от 24.07.2018 является единственным допустимым доказательством подтверждающими факт нарушения Ответчиком пп. "б" п.113 Правил N644.
В соответствии с п.22 Правил N 525 отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.2 Правил N 644 "контрольный канализационный колодец" -колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Между истцом и ответчиком заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию N 306560 от 09.10.2007.
Согласно договору N 306560 от 09.10.2007 в редакции дополнительного соглашения от 20.02.2013 у ответчика числится один контрольный колодец КК-1743.
В соответствии с п.п.124 - 129 Правил N 644 абоненты обязаны подавать в организацию, осуществляющую водоотведение, Декларацию о составе и свойствах сточных вод, содержащую в том числе схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием контрольных канализационных колодцев.
Согласно поданной ответчиком Декларации о составе и свойствах сточных вод на 2018 год у ответчика также имеется один контрольный колодец КК-1743.
Таким образом, 16.07.2018 отбор и последующий анализ проб сточных вод истцом произведен в строгом соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Арбитражный суд города Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд в судебных актах принятых по делу N А40-287244/18 установили, что отбор и последующее исследование пробы сточных вод 16.07.2018, отобранной из контрольного колодца ответчика произведен в строгом соответствии с действующим законодательством.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается по формуле, указанной в п.123 Правил N 644.
Подробный расчет исковых требований указан в приложении к счетам от 31.08.2018 N 306560-10 и 30.09.2018 N 306560-12.
Коэффициент компенсации = максимальный коэффициент высчитан по взвешенным веществам, так в пробе обнаружено 3260 мг/л, при нормативе 300 мг/л, превышение составило 2960 мг/л (3260 мг/л - 300 мг/л)/300 мг/л (норматив) = 9,86 раз. (превышение) х 0,9 (коэффициент воздействия) = 8,88.
Плата за негативное воздействие на работу ЦСВ за август 2018 = 8,88 (коэффициент компенсации) х 5 812 м. куб, (объем сточных вод в августе 2018) х 22,89 руб. (тариф водоотведения) + 18 % НДС = 1 394 011 руб. 55 коп.
Плата за негативное воздействие на работу ЦСВ за сентябрь 2018 = 8.88 (коэффициент компенсации) х 4 712 м. куб, (объем сточных вод в сентябре 2018) х 22,89 руб. (тариф водоотведения) + 18 % НДС = 1 130 175 руб. 91 коп.
Процедура отбора и последующий анализ проб регулируется Правилами контроля состава и свойств сточных вод N 525, а не ГОСТом 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", так как они носят рекомендательный характер, в силу п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании".
Такой вывод подтверждается также правоприменительной практикой, соответствующая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 27.12.2017 по делу N 305-ЭС17-21607, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27.09.2018 по делу N А40-255290/17.
Согласно п.1 Приказа Госстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" не является обязательным, поскольку утвержден для добровольного применения.
В соответствии с п.1 Приказа Росстандарта от 04.04.2011 N 41-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" ГОСТ 17025-2009, в котором установлены требования к протоколу исследования пробы сточных вод, введен в действие с 1 января 2012 года для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
Исследование пробы сточных вод отобранной 16.07.2018 проводилось ЗАО "РОСА" в сроки указанные в аккредитованных методиках, что подтверждается приобщенными истцом в материалы дела рабочими журналами ЗАО "РОСА".
Проба сточных вод поступила на исследование в ЗАО "РОСА" 16.07.2018 в 14-05, что подтверждается выпиской из журнала ЖР 6.2-2015 и ЖР 1.20.60-2016, а исследование веществ происходило:
- Фосфор общий (методика исследования ПНД Ф 14.1.2.4.248-2007, срок исследования до 5 дней): согласно рабочему журналу ЖР 1.10.50-2017 начало исследования 16.07.2018, окончание 16.07.2018;
- Азот (методика исследования ПНД Ф 14.1.2.4.277-2013, срок исследования до 3 дней): согласно рабочему журналу ЖР 1.10.125-2017 начало исследования 16.07.2018, окончание 19.07.2018;
- БПК5 (методика исследования НДП 10.1:2:3.131-216, срок исследования до 7 дней): согласно рабочему журналу ЖР 1.10.23-2016 начало исследования 18.07.2018, окончание 23.07.2018;
- Взвешенные вещества (методика исследования ПНД Ф 14.1.2.4.254-2009, срок исследования 1 день): согласно рабочему журналу ЖР 1.10.26-04 начало исследования 16.07.2018, окончание 16.07.2018;
- ХПК (методика исследования ПНД Ф 14.1.2.4.210-2005, срок исследования до 3 дней): согласно рабочему журналу ЖР 1.10.24-2017 начало исследования 16.07.2018, окончание 17.07.2018.
Таким образом, истец обоснованно начислил ответчику плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 2 524 187 руб. 46 коп.,
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на ответчика.
Руководствуясь ст.ст.110, 266, 268 - 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.03.2019 по делу N А40-36831/19 отменить.
Взыскать с Аллеанза Криэйшенс Лимитед в пользу АО "Мосводоканал" плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 2 524 187,46 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 35 621 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36831/2019
Истец: АО "МОСВОДОКАНАЛ"
Ответчик: АЛЛЕАНЗА КРИЭЙШЕНС ЛИМИТЕД