г. Воронеж |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А35-10558/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Ореховой Т.И.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь А.И.,
при участии:
от акционерного общества "ЭкоПром-Липецк": Анучина А.А., представитель по доверенности N б/н от 03.08.2018, Мыза Н.С., представитель по доверенности N б/н от 03.08.2018.
от индивидуального предпринимателя Ткачевой Елены Григорьевны: Келехсаев Б.М., представитель по доверенности N б/н от 05.07.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ткачевой Елены Григорьевны на решение Арбитражного суда Курской области от 06.06.2019 по делу N А35-10558/2018 (судья Белых Н.Н.) по иску акционерного общества "ЭкоПром-Липецк" (ОГРН 1044800164090, ИНН 4825037859) к индивидуальному предпринимателю Ткачевой Елене Григорьевне (ОГРНИП 306463234600220, ИНН 463218761880) о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЭкоПром-Липецк" (далее - АО "ЭкоПром-Липецк", истец) обратилось (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ткачевой Елене Григорьевне (далее - ИП Ткачева Е.Г., ответчик) о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по нормативам накопления ТКО, утвержденных Управлением Жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области (далее - Управление ЖКХ Липецкой области), в редакции договора от 29.05.2019.
Решением Арбитражного суда Курской области от 06.06.2019 (с учетом определения об исправлении опечатки от 24.06.2019) исковые требования АО "ЭкоПром-Липецк" удовлетворены. На ИП Ткачеву Е.Г. возложена обязанность заключить с АО "ЭкоПром-Липецк" договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях, изложенных в резолютивной части решения суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Ткачева Е.Г. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части утверждения в п. 12 договора способа расчета объема накопления ТКО исходя из норматива накопления ТКО, утвердив способ расчета объема накопления ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от участников процесса не поступило.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Представитель ИП Ткачевой Е.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители АО "ЭкоПром-Липецк" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании апелляционного суда 19.08.2019 объявлялся перерыв до 26.08.2019.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва АО "ЭкоПром-Липецк" на апелляционную жалобу, письменных возражений ИП Ткачевой Е.Г. на отзыв истца, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.04.2018 между Управлением ЖКХ Липецкой области и АО "ЭкоПром-Липецк", являющимся региональным оператором по обращению с ТКО в целях организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны Центральная Липецкой области было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны Центральная Липецкой области (далее - Соглашение), в соответствии с которым АО "ЭкоПром-Липецк" как победитель конкурсного отбора регионального оператора было наделено статусом регионального оператора сроком на 10 лет.
При этом в п. 2.2 Соглашения было предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО на территории зоны Центральная Липецкой области, описание которой приведено в приложении N 1 к Соглашению.
Предложение регионального оператора по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО было размещено на официальном сайте ecolipetsk.ru, а также в печатных изданиях "Липецкая газета" и "РЕГИОН.ВЕСТИ".
В соответствии с договорами субаренды нежилых помещений, заключенными с ООО "Риэлт-У", ИП Ткачева Е.Г. является субарендатором нежилых помещений, расположенных в торговом центре "Радуга" по адресу: Липецкая область, г. Липецк, ул. Студеновская, д. 184, и в торговом центре "Квартал" по адресу: г. Липецк, ул. Зои Космодемьянской, д. 8.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ИП Ткачева Е.Г. является собственником отходов, образующихся в арендуемых ею помещениях, АО "ЭкоПром-Липецк" как региональный оператор по обращению с ТКО направило в ее адрес претензию от 21.08.2018 с приложением проекта договора, предложив в течение 30 дней предоставить извещение об акцепте в виде подписанного проекта договора.
Поскольку направленный проект договора с АО "ЭкоПром-Липецк" ИП Ткачевой Е.Г. подписан не был, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Принимая решение по делу, арбитражный суд области удовлетворил исковые требования АО "ЭкоПром-Липецк" и обязал ИП Ткачеву Е.Г. заключить с АО "ЭкоПром-Липецк" договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях, изложенных в резолютивной части решения суда.
ИП Ткачева Е.Г. не согласна с решением суда в части утверждения в п. 12 договора способа расчета объема накопления ТКО исходя из норматива накопления ТКО.
В остальной части решение от 06.06.2019 ответчиком не оспаривается.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае объем накопления ТКО подлежит определению исходя из норматива накопления ТКО, по следующим основаниям.
В силу п. 4 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с п. 2 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 5 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно п. 15 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор) стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, (далее - Правила N 505) одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО (указывается нужное).
В представленном истцом проекте договора на оказание услуг по обращению с ТКО АО "ЭкоПром-Липецк" предлагало учет объема и (или) массы ТКО производить расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО (п. 12 проекта договора от 29.05.2019). Непосредственный объем принимаемых ТКО приведен истцом в приложении N 1 к проекту договора. Расчет образования ТКО произведен истцом в соответствии с приказом Управления ЖКХ Липецкой области от 09.02.2017 N 01-03/16 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области" исходя из норматива накопления для промтоварных магазинов и площади принадлежащих ответчику нежилых помещений.
В свою очередь ответчик полагал, что учет объема и (или) массы ТКО следует производить расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (п. 17 проекта от 27.03.2019). Количество контейнеров и их объем указаны ИП Ткачевой Е.Г. в приложении N 1 к проекту договора (в редакции, представленной в судебном заседании 09.04.2019).
Пунктами 1 и 2 ст. 24.10 ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом п. 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подп. "а" п. 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
В свою очередь п. 8 Правил N 505 предусмотрено, что учет ТКО в соответствии с абз. 3 подп. "а" п. 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении ТКО.
В обоснование возможности применения порядка учета ТКО, применяемого при раздельном накоплении ТКО, ответчиком представлены приказ ИП Ткачевой Е.Г. от 15.07.2018 N 11 об утверждении раздельного сбора ТКО на предприятии, дополнительное соглашение N 1 от 20.05.2016 к договору субаренды нежилых помещений N 20.04-АР/2016 от 20.04.2016 и дополнительное соглашение N 1 от 20.09.2016 к договору субаренды нежилых помещений N 001/082016 от 28.08.2016 с актами приема-передачи к ним, согласно которым ИП Ткачевой Е.Г. в аренду были переданы части прилегающих в зданию территорий для размещения контейнерных площадок, письмо Департамента ЖКХ г. Липецка от 20.03.2019 N 1705-01-11 о включении контейнерных площадок по ул. З. Космодемьянской, д. 8а, ул. Студенческой, д. 184, в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
В силу п. 4 ст. 13.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). При этом ст. 6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Таким образом, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Между тем, по информации Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 17.04.2019 N 47-1096И47-1483 порядок раздельного накопления ТКО на территории Липецкой области в настоящее время не утвержден.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно указывал, что Липецкая область на раздельное накопление ТКО не перешла, в подтверждение чего ссылался на сведения территориальной схемы обращения с отходами Липецкой области.
В силу п. 1 ст. 13.3 ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Приказом Управления ЖКХ Липецкой области от 28.02.2018 N 01-03/52 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО Липецкой области, предусматривающая поэтапный переход на раздельное накопление ТКО, с использованием пилотных городов (больших городов, городов, в которых уже организовано раздельное накопление ТКО, а также городов, рядом с которыми расположены сортировочные станции).
По информации Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 09.04.2019 N 47-893И47-1483 в территориальной схеме по обращению с отходами по адресам: ул. З. Космодемьянской, д. 8а, ул. Студенческой, д. 184, отсутствуют места раздельного накопления ТКО.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с правилами ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчеты между истцом и ответчиком должны осуществляться в соответствии с подп. "а" п. 5 Правил N 505 исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а соответствующий пункт договора на оказание услуг по обращению с ТКО подлежит установлению в редакции истца.
Доводы апелляционной жалобы ИП Ткачевой Е.Г. о неправильном применении арбитражным судом области п. 8 Правил N 505, а также о том, что выбор способа расчета зависит от воли потребителя, подлежат отклонению.
Исходя из положений абз. 3 подп. "а" п. 5, п. 8 Правил N 505 вариант расчета по количеству и объему контейнеров возможен в случае раздельного накопления ТКО.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что следует считать раздельное накопление ТКО организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации инициировало внесение поправок в Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из анализа правоприменительной практики и наличия конфликтных ситуаций между региональными операторами и потребителями.
В частности, согласно проекту Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (по состоянию на 21.05.2019), опубликованном на сайте: http://regulation.gov.ru/, предлагается изложить п. 8 Правил N 505 в следующей редакции:
"8. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества и объема контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил и методическими указаниями по определению количества контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов".
В этой связи, поскольку механизм определения раздельного накопления ТКО окончательно не урегулирован, а также поскольку отсутствует утвержденный организованный порядок раздельного накопления ТКО на территории Липецкой области, основания для расчета между сторонами по п. 8 Правил N 505 отсутствуют.
Ссылки ИП Ткачевой Е.Г. на то, что выбор способа расчета зависит исключительно от воли потребителя, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании Правил N 505.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение в обжалуемой части, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 06.06.2019 по делу N А35-10558/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Т.И. Орехова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.