город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2019 г. |
дело N А32-40733/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2019 по делу N А32-40733/2018, принятое в составе судьи Полякова Д.Ю., по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" (ОГРН 1092312010581, ИНН 2312167351) к Министерству труда и социального развития Краснодарского края (ОГРН 1022301220116, ИНН 2308027369), Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Центральном внутригородском округе города Краснодара, Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Западном внутригородском округе города Краснодара, Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, Министерству финансов Краснодарского края, при участии третьих лиц: администрации муниципального образования город Краснодар, ассоциации региональное объединение работодателей саморегулируемая организация "Союз транспортников Кубани", Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар, о взыскании 2 796 137 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт" (далее - ООО "Комфорт", общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к министерству труда и социального развития Краснодарского края, Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Центральном внутригородском округе города Краснодара, Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Западном внутригородском округе города Краснодара, Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, министерству финансов Краснодарского края, в котором просило:
- обязать ответчиков произвести расчет величины удельного веса ООО "Комфорт" среди транспортных предприятий при осуществлении пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования в городе Краснодаре для расчета субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с обеспечением льготного проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края за период с 01.09.2013 по 30.06.2014;
- взыскать в пользу общества убытки в виде невыплаченной суммы субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с обеспечением льготного проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края за период с 01.09.2013 по 30.06.2014 в размере 2 796 137 руб.;
- обязать ответчиков произвести расчет величины удельного веса ООО "Комфорт" среди транспортных предприятий при осуществлении пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования в городе Краснодаре для расчета субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с обеспечением льготного проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края за период с 15.02.2013 по 31.08.2013 и произвести выплату истцу субсидии за период с 15.02.2013 по 31.08.2013 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для возмещения расходов за спорные перевозки, пропуском срока исковой давности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Комфорт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что суд ошибочно сделал вывод о том, что стоимость пассажирских перевозок городским транспортом для ООО "Комфорт" установлена впервые РЭК-ДЦТ с 06.05.2014 и включена в информацию от 27.05.2014 N 57-6874/14-08 о стоимости пассажирских перевозок всеми видами городского транспорта по состоянию на 25.06.2014. ООО "Комфорт" 20.03.2013 был установлен единый предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом в МО Краснодар. Заявитель жалобы указал, что в спорный период осуществлял перевозку льготных категорий пассажиров; не получил субсидии за спорный период осуществления перевозок, а сумма субсидии, которая должна была быть выплачена обществу, была получена другими перевозчиками, которые фактически не осуществляли перевозки в том объеме, в котором они получили субсидии за спорный период. Общество в жалобе просит восстановить срок исковой давности.
В отзывах на апелляционную жалобу Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Центральном внутригородском округе города Краснодара, Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Западном внутригородском округе города Краснодара, Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, Министерство финансов Краснодарского края, министерство труда и социального развития Краснодарского края просили решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От Министерства финансов Краснодарского края, Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара поступили ходатайства о рассмотрение жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом и администрацией муниципального образования город Краснодар в 2013 и 2014 годах были заключены договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения N 28 - "Юбилейный район - ул. Гидростроителей" и N 42 "Юбилейный микрорайон - ул. им. Комарова В.М.": от 15.02.2013 N 004-2013 (маршрут 28); от 19.06.2013 N 020-2013 (маршрут 28); от 15.10.2013 N 035-2013 (маршрут 28); от 16.12.2013 N 038-2013 (маршрут 42); от 20.02.2014 N 002-2014 (маршрут 28); от 15.05.2014 N 012-2014 (маршрут 42); от 16.06.2014 N 017-2014 (маршрут 28).
Разделом II указанных договоров предусмотрено, что администрация обязуется своевременно организовать работу по возмещению затрат, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения, обеспеченных финансированием в местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар).
Также договорами было предусмотрено, что общество обязуется осуществлять перевозку отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки при проезде на муниципальных городских (муниципальных пригородных) маршрутах в соответствии с действующими правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар.
Общество 17.01.2018 обратилось в министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о возмещении недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке отдельных категорий жителей Краснодарского края на городском пассажирском транспорте за период с 15.02.2013 по 30.06.2014.
Письмом от 26.02.2018 министерство труда и социального развития Краснодарского края отказало в возмещении недополученных доходов в связи с обеспечением льготного проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края.
Общество полагая, что как организация, осуществляющая перевозку пассажиров, имеет право на возмещение расходов в связи с обеспечением льготного проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края за период с 01.09.2013 по 30.06.2014, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В подпункте "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации указано, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производится по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Краснодарского края от 13.02.2006 N 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержке по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2023 годы" (далее - Закон N 987-КЗ) установлены категории лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда на городском наземном электрическом транспорте, автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском, пригородном, междугородном сообщениях, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в пригородном сообщении, а также на смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок в пригородном сообщении, начальные и конечные остановочные пункты которых расположены в границах Краснодарского края, железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
Статьей 3 Закона Краснодарского края от 13.02.2006 N 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2018 годы" предусмотрено, что финансирование расходов на предоставление отдельным категориям жителей Краснодарского края дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Проезд в автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных пригородных и муниципальных междугородных маршрутах и межмуниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения (кроме такси), железнодорожном транспорте пригородного сообщения осуществлялся в спорный период по талонам, выдаваемым управлениями социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в муниципальных образованиях края отдельным категориям граждан в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.11.2005 N 1131 "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2006-2015 годах".
Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 28.09.2011 N 1053 утвержден Порядок предоставления субсидии организациям транспорта на возмещение недополученных доходов в связи с обеспечением льготного проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края (далее - Порядок N 1053), который действовал в спорный период.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 1053, сумма возмещения расходов по городским перевозкам определяется согласно тарифу (стоимости перевозок автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях), установленному Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края.
Предоставление субсидий, связанных с перевозкой отдельных категорий жителей края на городском транспорте и автомобильном транспорте пригородного сообщения, производилось управлениями социальной защиты населения на основании информации региональной энергетической комиссии -департамента цен и тарифов Краснодарского края о стоимости пассажирских перевозок городским транспортом и автомобильным транспортом пригородного сообщения по каждому перевозчику в разрезе муниципальных образований края, а также в соответствии с договорами, заключенными с перевозчиками, обеспечивающими льготный проезд отдельных категорий жителей Краснодарского края (п.2.1 Порядка N 1053).
Субсидии предоставляются в соответствии с фактически понесенными перевозчиками затратами, связанными с обеспечением льготного проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на городском транспорте, автомобильном транспорте пригородного сообщения и железнодорожном транспорте пригородного сообщения (п.2.3 Порядка N 1053).
Перевозчики до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, должны представить в управление социальной защиты населения утверждаемые в установленном департаментом социальной защиты населения Краснодарского края порядке документы, подтверждающие факт перевозки отдельных категорий жителей края на городском транспорте и автомобильном транспорте пригородного сообщения (п.4.1 Порядка N 1053).
Управления социальной защиты населения и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, перечисляют перевозчикам средства, направленные на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с обеспечением льготного проезда отдельных категорий жителей края (п.4.3 Порядка N 1053).
В соответствии с приказом департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 16.11.2011 1069 "О реализации постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2011 N 1053 "О Порядке предоставления субсидий организациям транспорта на возмещение недополученных доходов в связи с обеспечением льготного проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края и признании утратившим силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" возмещение недополученных доходов в связи с обеспечением льготного проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на городском и автомобильном транспорте пригородного сообщения осуществляется на основании договоров о предоставлении субсидий.
Договор о предоставлении субсидий по спорному периоду с обществом не заключался.
Факт перевозки обществом отдельных категорий жителей сторонами по делу не оспаривается.
В рассматриваемом случае ответчиками заявлено о пропуске обществом исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статья 196 Гражданского кодекс предусматривает, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В пункте 2 статьи 199 Гражданского кодекса предусмотрено, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", далее - Постановление N 43).
На основании пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления N 43, бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности возлагается на лицо, предъявившее иск.
Согласно пункту 15 Постановления N 43 истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Суд первой инстанций, установив дату обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском (03.10.2018) и приняв во внимание период, за который общество предъявило требование о возмещении выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан (с 01.09.2013 по 30.06.2014), пришел к верному выводу о том, что требования о взыскании заявлены с пропуском срока исковой давности.
При этом, статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что годовой бюджет составляется на финансовый год, соответствующий календарному году и длящемуся с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета завершается 31 декабря.
С учетом изложенного, в том числе положений Порядка N 1053, согласно которым Управление социальной защиты населения и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, перечисляют перевозчикам средства, направленные на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с обеспечением льготного проезда отдельных категорий жителей края, о нарушенном праве общество должно было узнать не позднее января 2015 года. Вместе с тем, в суд общество обратилось 03.10.2018 более чем через три года с момента, когда в случае наличия оснований подлежала выплате субсидия на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан.
Учитывая заявление ответчиков о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для удовлетворения заявленного в суде апелляционной инстанции ходатайства о восстановлении срока не имеется в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска.
Поступившее в суд апелляционной инстанции ходатайство о восстановлении срока подачи заявления не может быть рассмотрено, поскольку исходя из смысла п. 3 ст. 117 АПК РФ оно подлежало рассмотрению в суде первой инстанции при подаче заявления, а решение вопроса о его удовлетворении выходит за пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Требование об обязании произвести расчет величины удельного веса общества среди транспортных предприятий при осуществлении пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования в г. Краснодара в спорный период не подлежит удовлетворению, поскольку не восстановит права общества, которые оно считает нарушенными.
С учетом вышеизложенных обстоятельств по делу, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2019 по делу N А32-40733/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40733/2018
Истец: ООО Комфорт
Ответчик: Министерство труда и социального развития Краснодарского края, Министерство Финансов Краснодарского края, Управление социальной защиты насления министерства труда и социального развития Краснодарского края в Западном внутригородском округе города Краснодара, Управление социальной защиты насления министерства труда и социального развития Краснодарского края в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, Управление социальной защиты насления министерства труда и социального развития Краснодарского края в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, Управление социальной защиты насления министерства труда и социального развития Краснодарского края в Центральном внутригородском округе города Краснодара, УСЗН В западном округе г.Краснодара, УСЗН в прикубанском округе в. Краснодара, УСЗН в центральном округе г.Краснодара
Третье лицо: Администрация МО г. Краснодар, Администрация Муниципального Образования г Краснодар, Ассоциация региональное объединение работодателей "Союз транспортников Кубани", Ассоциация региональное объединение работодателей саморегулируемая организация "Союз транспортников Кубани", Департамент транспорта и дорожного хозяйства Администрации МО г. Краснодар, Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования города Краснодар, ООО представитель "Комфорт" Медведев Павел Николаевич, УСЗН в Карасунском округе г. Краснодара