г. Москва |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А40-55879/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей Т.В. Захаровой, Д.Н. Садиковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Общества с ограниченной ответственностью "ТТК Орион",
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июня 2019 года
по делу N А40-55879/19, принятое судьей Ереминой И.И.,
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; 107174, Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
к Обществу с ограниченной ответственностью "ТТК Орион"
(ОГРН: 5177746366815; 129347, Москва, ул. Проходчиков, дом 16, строение 1, офис 309)
о взыскании штрафа за искажение в железнодорожной накладной наименования груза в размере 1 399 525 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Чекоткова А.В. по доверенности от 16.10.2018
от ответчика: извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "ТТК Орион" (далее - ООО "ТТК Орион", ответчик) о взыскании 1 399 525 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2019 исковые требования удовлетворены частично, с ООО "ТТК Орион" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 1 000 000 рублей штрафа. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами.
Истец в своей апелляционной жалобе просил требования о взыскании штрафа удовлетворить в полном объеме, указав на отсутствие оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а ответчик в свою очередь просил снизить размер штрафа до разумного предела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 03.09.2019 представитель истца доводы своей апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд апелляционной инстанции не направил.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2019 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между истцом и ответчиком был заключен договор перевозки груза, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N N ЭЯ742431, ЭЯ869065.
В силу пункта 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39), сведения о наименовании груза в накладной заполняются грузоотправителем.
В железнодорожных накладных N N ЭЯ742431, ЭЯ869065 в графе "Наименование груза" грузоотправитель указал, что к перевозке принят груз второго тарифного класса - рис прочий, фильтры керамические.
Тариф за перевозку составил 82 143 рубля и 88 029 рублей соответственно.
На железнодорожной станции Сибирская 25.10.2016 проведена проверка соответствия перевозимого груза сведениям, указанным в накладной.
На станции назначения 07.11.2018 проведена комиссионная проверка груза, прибывшего в вагоне N 29012036 в рамках вышеуказанной отправки.
В ходе проведенной проверки установлено, что фактически в вагоне N 29012689 погружены: изделия гипсоволокнистые и гипсовые, смеси сухие строительные, конфеты, кофе натуральный; в вагоне N29012036 были погружены: консервы мясные, консервы овощные, изделия кондитерские мучные, конфеты, изделия макаронные, крупа гречневая, крупа кукурузная, крупа рисовая, чай, кофе, мыло, плиты и плитки гипсовые, принадлежности школьно-письменные и канцелярские (груз второго тарифного класса).
Таким образом, стоимость перевозки за счет вышеуказанных искажений сведений о грузе была снижена грузоотправителем.
Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Обстоятельства искажения сведений в накладных были подтверждены актами от 07.11.2018, от 06.11.2018.
Провозная плата рассчитывается в соответствии с Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Постановление Федеральной Энергетической Комиссии России от 17.06.2003 N 47-т/5).
Согласно статье 98 Устава железнодорожного транспорта за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Сумма штрафа в соответствии со статьей 98 Устава железнодорожного транспорта равна пятикратной провозной плате за перевозку фактически перевозимого груза (тариф за перевозку составил 82 143 рублей и 88 029 рубля, фактически перевозимого груза 125 311 рублей и 154 594 рубля) = 125 311 рублей и 154 594 рубля * 5 = 1 399 525 рубля.
Ответчиком доказательств уплаты не представлено, суд первой инстанции обоснованно и правомерно посчитал подлежащими удовлетворению требования истца в части взыскания штрафа в размере 1 000 000 рублей, поскольку истцом в материалы дела представлены доказательства нарушения договора перевозки.
Довод истца и ответчика о том, что судом неверно применена статья 333 ГК РФ отклоняется апелляционным судом как необоснованный.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
При обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
В соответствии с пунктом 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума N 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
В силу пункта 75 Постановления Пленума N 7 при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
В соответствии с разъяснениями пункта 78 Постановления Пленума N 7 правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, статьями 23, 23.1, пунктом 5 статьи 28, статьями 30 и 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 36 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30" О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", согласно которому суд вправе применить положения статьи 333 ГК РФ, в случае явной несоразмерности предусмотренного Уставом штрафа последствиям нарушения обязательства.
Приняв во внимание ходатайство ответчика о снижении неустойки, оценив представленные в дело документы с учетом фактических обстоятельств дела, доводы истца и возражения ответчика, суд первой инстанции признал доводы и доказательства истца достаточными для вывода о том, что удержанная ответчиком при окончательном расчете неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, в связи с чем применил положения статьи 333 ГК РФ и уменьшил неустойку до 1 000 000 рублей, посчитав данную сумму соразмерной последствиям нарушения обязательства.
С учетом выводов суда первой инстанции о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств и снижения ее суммы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения решения суда первой инстанции и переоценки сделанных выводов при применении статьи 333 ГК РФ.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июня 2019 года по делу N А40-55879/19 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ТТК Орион" (ОГРН: 5177746366815; 129347, Москва, ул. Проходчиков, дом 16, строение 1, офис 309) в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55879/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога
Ответчик: ООО "ТТК ОРИОН"