г. Красноярск |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А33-35366/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" сентября 2019года.
Полный текст постановления изготовлен "09"сентября 2019года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.
при участии:
заявителя - Индивидуального предпринимателя Ремизова Виктора Владимировича; от заявителя (Индивидуального предпринимателя Ремизова Виктора Владимировича): Рассудовой М.А., представителя по доверенности от 01.12.2018, Герголенко А.А., представителя по доверенности от 03.09.2019;
от ответчика (Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края): Черкасова А.В., представителя по доверенности от 06.11.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "05" марта 2019 года по делу N А33-35366/2018, принятое судьёй Фроловым Н.Н.,
установил:
индивидуальный предприниматель Ремизов Виктор Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее - ответчик) о признании недействительным приказа от 04.10.2018 N 459 "Об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия".
Заявление принято к производству суда. Определением от 21.12.2018 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство культуры Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.03.2019 заявленное требование удовлетворено. Судом признан недействительным приказ от 04.10.2018 года N 459 "Об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия", вынесенный службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что заявитель не предоставил доказательств, свидетельствующих о том, что в период утверждения новых границы территории объекта культурного наследия в период действия спорного приказа с 04.10.2018 по 23.11.2018 ему было отказано в согласовании временного сооружения в связи с тем, что оно находится в границах территории объекта культурного наследия. Данные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности нарушения изданным приказом прав и законных интересов заявителя и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 24.06.2019, рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены как необоснованные.
От сторон в материалы дела также поступили дополнения и пояснения к апелляционной жалобе и отзыву на нее.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 17.05.2019, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 18.05.2019.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела в суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях правильного рассмотрения дела, на основании заявленного истцом и ответчиком ходатайств в материалы дела были приобщены:
- копия проекта границ территории объекта культурного наследия "Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых", до 1817 г., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 3, стр. 1 (г. Красноярск, ул. Ленина, 3)
- копия Проекта определения границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Флигель усадьбы Ларионовых", I пол. XIX в., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, За (г. Красноярск, ул. Ленина, 3).
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Решением исполнительного комитета Красноярского краевого совета народных депутатов от 24.12.1986 N 345 здания "Жилой дом с воротами усадьбы Ларионовых" и "Флигель усадьбы Ларионовых", расположенные по адресу: г. Красноярск, Ленина, 3 признаны объектами культурного наследия.
Постановлением Правительства Красноярского края от 15.11.2016 N 569-п утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, а также особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия. Постановлением в охранную зону объектов культурного наследия регионального значения "Жилой дом с воротами усадьбы Ларионовых" и "Флигель усадьбы Ларионовых" вошли земельные участки с кадастровым номером 24:50:0300251:102, с кадастровым номером 24:50:0300251:85, с кадастровым номером 24:50:0300251:408, часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300251:407. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300251:102 и часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300251:407 отнесены к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Ремизову Виктору Владимировичу на праве собственности принадлежат:
- нежилое здание с условным номером 24-24-01/177/2008-647, общей площадью 458,7 кв.м., инв.N 04:401:002:000715960:0002, Лит.А2, А3, Б1, по адресу: г. Красноярск, ул.Ленина,3а (свидетельство о праве от 21.04.2011 24 ЕК 036864);
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300251:102, общей площадью 200 кв.м., земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация нежилых зданий (объект культурного наследия "Флигель усадьбы Ларионовых"), по адресу: г.Красноярск, ул. Ленина (свидетельство о праве от 20.05.2011 24 ЕК 056281);
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300251:407, общей площадью 630 кв.м., земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатация нежилых зданий (объект культурного наследия "Флигель усадьбы Ларионовых"), по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина (свидетельство о праве от 05.12.2011 24 ЕК 279619);
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300251:408, общей площадью 379 кв.м., земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация нежилых зданий (объект культурного наследия "Флигель усадьбы Ларионовых"), по адресу: г.Красноярск, ул. Ленина (свидетельство о праве от 20.05.2011 24 ЕК 279620).
23.06.2017 Управление архитектуры администрации г. Красноярска письмом N Р-158-уарх согласовало Ремизову В.В. представленный эскизный проект временного сооружения - торгового павильона по адресу: г. Красноярск, Ленина, 3а.
На основании приказа Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края N 358 от 18.07.2018, по согласованию с Прокуратурой Красноярского края проведена внеплановая выездная проверка в отношении Ремизова В.В. по адресу: г. Красноярск, Ленина, 3а. В ходе проверки (акт проверки от 26.07.2018 N 29-ВП) установлено, что производимые заявителем строительные работы не соответствуют согласованному управлением архитектуры эскизному проекту (планировалась постройка некапитального характера, вместе с тем на земельных участках 24:50:0300251:102, 24:50:0300251:407 осуществляются строительные работы по возведению фундамента, разрешение на строительство отсутствует). В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
- в нарушение п.п. 2, 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0300251:102, 24:50:0300251:407, в границах которых находится выявленный объект археологического наследия "Красноярск. Ансамбль археологических объектов Красноярский острог", земельном участке 24:50:0300251:407, находящемся частично в границах территории ОКН регионального значения "Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых", до 1817 г. по адресу: г.Красноярск. ул. Ленина, 3" стр. 1, "Флигель усадьбы Ларионовых", I пол. XIX в. по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 3а, индивидуальным предпринимателем Ремизовым Виктором Владимировичем осуществляются земельные и строительные работы в отсутствие согласованных органом охраны обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия;
- в нарушение ограничений и требований, установленных пунктом 2 Раздела 2 Приложения N 2 к постановлению Правительства Красноярского края от 15.11.2016 N 569-п, в границах территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-2.1, индивидуальным предпринимателем Ремизовым Виктором Владимировичем допущен диссонанс композиционным, архитектурно-градостроительным особенностям объектов культурного наследия регионального значения "Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых", до 1817 г. по адресу: г. Красноярск. ул. Ленина, 3, стр. 1" "Флигель усадьбы Ларионовых", I пол. XIX в. по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 3а; проектными решениями не обеспечивается витальное восприятие объектов культурного наследия в их историко-градостроительной и природной среде.
Заявителю выдано предписание N 38/18 от 26.07.2018 об устранении выявленных нарушений.
27.07.2018 заявитель сообщил Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края о приостановлении работ на объекте, представил акт об остановке работ от 26.07.2018.
02.08.2018 Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края письмом N 102-2989 направила задание заявителю N 69/18 на проведение работ по сохранности выявленного объекта культурного наследия "Красноярск. Ансамбль археологических объектов Красноярский острог" при осуществлении строительства нового объекта - торговый павильон на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Ленина, 3а.
09.08.2018 заявитель направил письмо об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
Управление архитектуры администрации г. Красноярска письмом N 4390 отозвало согласование Ремизову В.В. эскизного проекта временного сооружения - торгового павильона по адресу: г. Красноярск, Ленина, 3а. На основании коллективного обращения граждан Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в отношении Ремизова В.В., собственника земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0300251:102, 24:50:0300251:407, по согласованию с Прокуратурой Красноярского края, проведена проверка. По результатам выездной проверки установлено, что временное сооружение по ранее согласованному эскизному проекту на земельном участке на момент проведения проверки (22.08.2018) отсутствует.
04.10.2018 приказом N 459 Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края утверждены границы территорий культурного наследия, расположенные согласно приложению N 1, и режимы использования территорий объектов культурного наследия, расположенных в г. Красноярске, согласно приложению N 2. Согласно приказу от 04.10.2018 N 459 границы объекта культурного наследия "Усадьба Ларионовых" расширены с учетом земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300251:102 и части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300251:407. Согласно приложения N 2 к приказу от 04.10.2018 N 459, в границах территории объекта культурного наследия запрещается возведения временных строений и сооружений, строительство объектов капитального строительства.
17.10.2018 приказом N 320 Министерства культуры Красноярского края внесены изменения в приказ от 24.05.2013 N 283, признаны утратившими силу границы территорий объектов культурного наследия регионального значения: "Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых, до 1817 г." (г. Красноярск, ул. Ленина,3, стр.1); "Флигель усадьбы Ларионовых, I половина XIX в." (г. Красноярск, ул. Ленина,3а).
23.11.2018 приказом N 520 Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края внесены изменения в приказ от 04.10.2018 N 459, границы территории объекта культурного наследия "Флигель усадьбы Ларионовых" восстановлены в границах, указанных в приказе министерства от 24.05.2013 N 283 в новой системе координат.
Заявитель, считая, что границы территории объекта культурного наследия были пересмотрены в отсутствие законных оснований, просит признать оспариваемый приказ незаконным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что приказ от 04.10.2018 года N 459 "Об утверждении границ и зон охраны объекта культурного наследия режима использования территорий объектов культурного наследия" был принят в нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Приказа Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745, Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 N 972. Ответчиком в материалы дела доказательств соблюдения требований статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Приказа Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745, Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 при вынесении оспариваемого приказа не представлено. Доказательства наличия оснований для изменения границ территории объекта культурного наследия, предусмотренных статьей 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, в материалах дела отсутствуют. Доказательств разработки проекта изменений границ территорий и зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 и Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 ответчиком не представлено. Права и законные интересы ответчика, как собственника нежилого здания (Лит.А2, А3, Б1) по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина,3а, собственника земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0300251:102, 24:50:0300251:407, 24:50:0300251:408, были нарушены оспариваемым приказом, поскольку на момент принятия оспариваемого приказа, ответчик находился на стадии согласования и размещения временного сооружения - павильона на земельном участке, границы которого были отнесены к территории объектов культурного наследия оспариваемым приказом, что препятствовало размещению павильона.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3.12 Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.04.2015 N 152-п, к компетенции Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края относится установление предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), регионального значения, включенных в Реестр, выявленных объектов культурного наследия и границ территории таких объектов.
В соответствии со статьями 3.1, 5, 5.1, подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия", Приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия" и пунктом 3.12 Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.04.2015 N 152-п, оспариваемый приказ вынесен уполномоченным должностным лицом компетентного органа.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Исходя из преамбулы Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (часть 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Границы территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ до 22 января 2015 года, определяются в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 3.1, а также на основании сведений, изложенных в акте органа государственной власти об отнесении объекта к памятникам истории и культуры, сведений, указанных в паспорте и (или) учетной карточке данного объекта культурного наследия, на основании научного отчета о выполненных археологических полевых работах (для объектов археологического наследия) и утверждаются до регистрации данных объектов в едином государственном реестре актом органа охраны объектов культурного наследия. Указанные акты направляются утвердившим их органом не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 3.1. Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящей статьей для утверждения границ территории объекта культурного наследия.
Приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия" установлены требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, в соответствии с пунктами 17, 18 которых изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется путем разработки нового проекта научно-проектной документации в составе, установленном Требованиями. Орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по государственной охране объекта культурного наследия, в отношении которого проводится изменение его границ, на основании материалов, указанных в пунктах 16 и 17 настоящих Требований, подготавливает проект изменений в нормативно-правовой акт об утверждении границ территории указанного объекта в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.
Порядок разработки, согласования и утверждения, изменения проекта зон охраны объектов культурного наследия, установлен Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п.21. Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 N 972, изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия (за исключением случаев исправления технической ошибки) в порядке, установленном настоящим Положением. Изменение объединенной зоны охраны, в том числе ее границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем корректировки только в случае отнесения объекта недвижимого имущества, расположенного в пределах территорий объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, к памятникам истории и культуры. При изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия сохраняются ранее утвержденные границы зон охраны этого объекта культурного наследия и действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах этих зон. При необходимости изменение зон охраны такого объекта культурного наследия и их утверждение осуществляются в порядке, установленном настоящим Положением.
При принятии обжалуемого решения, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком в материалы дела доказательств соблюдения вышеуказанных требований статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Приказа Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745, Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 при вынесении оспариваемого приказа не представлено. Доказательства наличия оснований для изменения границ территории объекта культурного наследия, предусмотренных статьей статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, в материалах дела отсутствуют. Доказательств разработки проекта изменений границ территорий и зон охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 и Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 ответчиком не представлено.
Указанные выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Министерство культуры края является органом исполнительной власти Красноярского края, действующим на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 N 32-п.
Приказом министерства культуры Красноярского края от 24.05.2013 N 283 (далее - приказ от 24.05.2013 N 283) были утверждены границы территорий объектов культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, в том числе абзацами 17-18 пункта 1 приказа от 24.05.2013 N 283 границы территорий объектов культурного наследия регионального значения "Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых, до 1817 г.": ул. Ленина, 3, стр. 1, г. Красноярск; "Флигель усадьбы Ларионовых, I пол. XIX в.": ул. Ленина, За, г.Красноярск.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 21.01.2015 N 29-р в структуре органов исполнительной власти края создана служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее - Служба), действующая на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.04.2015 N 152-п. В связи с созданием Службы, все полномочия в области сохранения, использования, популяризации, и государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края переданы указанному органу исполнительной власти края.
Согласно п. 19 Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденных приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 (далее - Требования) в случае исполнения переданных полномочий по государственной охране и невозможности внесения изменений в нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия ввиду прекращения полномочий органа исполнительной власти, принявшего указанный нормативно-правовой акт, изменение границ объекта культурного наследия осуществляется путем разработки нового нормативно-правового акта уполномоченным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Руководствуясь пунктами 16, 19 Требований, Служба издала приказ от 04.10.2018 N 459 об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия регионального значения "Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых", до 1817 г. (г. Красноярск, ул. Ленина, 3, стр. 1), "Флигель усадьбы Ларионовых", I пол. XIX в. (г.Красноярск, ул. Ленина, За,) (далее - приказ от 04.10.2018 N 459) и в соответствии с п.20 Требований направила копию приказа от 04.10.2018 N 459 в министерство культуры Красноярского края, в целях признания предыдущего нормативно-правового акта утратившим силу (письмо службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 05.10.2018 N 74-102-279).
Министерство культуры края, являясь органом государственной власти, прекратившим осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта, руководствуясь п. 20 Требований, издало приказ от 17.10.2018 N 320 о внесении изменений в приказ министерства культуры Красноярского края от 24.05.2013 N 283, которым были признаны утратившими силу границы территорий объектов культурного наследия регионального значения "Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых, до 1817 г.": ул. Ленина, 3, стр. 1, г. Красноярск; "Флигель усадьбы Ларионовых, I пол. XIX в.": ул.Ленина, За, г. Красноярск.
Таким образом, служба по государственной охране культурного наследия Красноярского края действовала в рамках своих полномочий и в порядке, определенном действующим законодательством. Приказ Службы от 04.10.2018 N 459 не противоречит закону или иному правовому акту.
Проект изменений границ территорий и зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 и Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 на отсутствие которого указал суд первой инстанции, был представлен ответчиком при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
На основании заявленного ответчиком ходатайства в материалы дела были приобщены:
- копия проекта границ территории объекта культурного наследия "Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых", до 1817 г., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул.Ленина, 3, стр. 1 (г. Красноярск, ул. Ленина, 3);
- копия проекта определения границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Флигель усадьбы Ларионовых", I пол. XIX в., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, За (г. Красноярск, ул. Ленина, 3).
Данные документы, подтверждают соблюдение установленного законодательством порядка изменения границ территории объекта культурного наследия.
Судом первой инстанции также не было учтено, что приказ Службы от 04.10.2018 N 459 (в редакции от 23.11.2018) устанавливает точно такие же границы территории объекта культурного наследия "Флигель усадьбы Ларионовых", как это было предусмотрено в приказе министерства от 24.05.2013 N 283, только в новой системе координат, предусмотренной приказом управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 18.07.2013 N П/234.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что приказ от 04.10.2018 года N 459 "Об утверждении границ и зон охраны объекта культурного наследия режима использования территорий объектов культурного наследия" принят в нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Приказа Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745, Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 являются ошибочными.
Выводы суда первой инстанции о нарушении прав и законных интересов ответчика, как собственника нежилого здания (Лит.А2, А3, Б1) по адресу: г. Красноярск, ул.Ленина,3а, собственника земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0300251:102, 24:50:0300251:407, 24:50:0300251:408, вынесением оспариваемого приказа, также не могут быть признаны обоснованными.
Суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия оспариваемого приказа, ответчик находился на стадии согласования и размещения временного сооружения - павильона на земельном участке, границы которого были отнесены к территории объектов культурного наследия оспариваемым приказом, что препятствовало размещению павильона.
Вместе с тем, указанные судом обстоятельства документально не подтверждены.
Напротив, как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, процедура согласования размещения временного сооружения завершилась до издания оспоренного приказа.
Так из материалов дела следует, что уже в августе 2018 года ранее выданное согласование Ремизову В.В. эскизного проекта временного сооружения - торгового павильона по адресу: г. Красноярск, Ленина, 3а было отозвано, что подтверждается письмом Управления архитектуры администрации г. Красноярска N 4390 (л.д. 34-35).
23.11.2018 приказом N 520 Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края внесены изменения в приказ от 04.10.2018 N 459, границы территории объекта культурного наследия "Флигель усадьбы Ларионовых" восстановлены в границах, указанных в приказе министерства от 24.05.2013 N 283 в новой системе координат.
Заявитель не предоставил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что в период действия спорного приказа с 04.10.2018 по 23.11.2018 ему было отказано в согласовании временного сооружения в связи с тем, что оно находится в границах территории объекта культурного наследия.
Более того, содержанием письма Управление архитектуры администрации г.КрасноярскаN 4390(л.д. 34-35) и иными представленными в материалы дела документами подтверждается, что указанное согласование было отозвано Управлением архитектуры по основаниям, не связанным с границами территории объекта культурного наследия.
Как уже было отмечено выше, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Поскольку оспариваемый приказ был издан в соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства, в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения изданным приказом прав и законных интересов заявителя, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В силу части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального права.
В связи с тем, что нормы материального права применены судом первой инстанции неправильно, решение подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с изложением резолютивной части в новой редакции об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина по иску составляет 300 рублей.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе составляет 1 500 рублей.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат распределению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя, вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривается, так как ответчик освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, а с истца с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", не подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" марта 2019 года по делу N А33-35366/2018 отменить. Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении требования заявителя о признании недействительным приказа от 04.10.2018 N459 "Об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия", вынесенного службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-35366/2018
Истец: Ремизов Виктор Владимирович
Ответчик: СЛУЖБА ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: министерство культуры Красноярского края
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6521/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6521/19
09.09.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2311/19
05.03.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-35366/18